Возвращение к истокам: как меняются Яндекс и главная страница Рунета после сделки с VK
Содержание
Что произошло?
В рамках сделки между Яндексом и VK российский поисковый гигант передал интернет-холдингу два своих суперпопулярных сервиса — «Новости» и «Дзен».
Взамен Яндекс получил от VK контроль над Delivery Club, который VK оставил за собой после «развода» со Сбером и разделения активов их совместного предприятия O2O.
Ключевая интрига — yandex.ru
Каждый из этих шагов, безусловно, интересен сам по себе, однако одна из главных интриг этих процессов заключалась в том, что же будет с главной страницей Яндекса — yandex.ru — являющейся уже много лет самой популярной страницей в Рунете (данные Similarweb) с дневной аудиторией в 35,6 млн и месячной в 73,4 млн пользователей (данные Яндекс Радар).
Дело в том, что и «Новости», и «Дзен» неразрывно связаны с главной Яндекса — именно оттуда оба сервиса получают львиную долю трафика. Да и сама эта страница по большей части состоит из контента этих двух сервисов. Поэтому трудно было представить, как Яндекс может передать VK «Новости» и «Дзен», но при этом оставить себе настолько интегрированный в них и популярнейший среди россиян домен yandex.ru.
За несколько недель до официального объявления источник, знакомый с ходом переговоров, сообщил «Коду Дурова», что yandex.ru может быть передан VK в рамках сделки по «Дзену» и «Новостям». Однако ряд других источников, близких к компаниям, просто не поверили, что такой вариант в принципе возможен, так как главная Яндекса — практически бесценный актив.
Компромисс таков
Судя по всему, компаниям удалось достичь компромисса, и вот как он выглядит.
- На время переходного периода yandex.ru начнёт принудительно переадресовывать пользователей на dzen.ru — домен, на который переедет «Дзен» после ухода с zen.yandex.ru. То есть по адресу главной страницы Яндекса будет открываться «Дзен», принадлежащий VK.
- «Поиск» Яндекса и ссылки на его сервисы (включая «Почту» и личный кабинет «Яндекс ID)» переедут на ya.ru — ещё один знакомый пользователям домен поисковика, по которому много лет находится поисковая строка без дополнительного «обвеса». Посмотреть, как это выглядит, можно прямо сейчас по ссылке new.ya.ru.
- При этом Яндекс не передаёт VK навсегда самый популярный домен Рунета. Редирект — это временная мера в течение переходного периода, сообщили «Коду Дурова» в Яндексе, но конкретные сроки не уточнили. Затем, вероятно, Яндекс возобновит его использование для собственных нужд.
Но это лишь вершина айсберга
Однако передача популярнейших сервисов и временное предоставление yandex.ru холдингу VK — это не просто компромисс в рамках сделки между российским бигтехом, это ещё и кардинальная смена концепции развития Яндекса.
Отныне компания сосредоточится на развитии «Поиска», технологий и городских сервисов, полностью отказавшись от новостного бизнеса. И в каком-то смысле «вернётся к корням», о чём в своём Telegram-канале написал директор по стратегическому маркетингу Яндекса Андрей Себрант.
По его словам, большую часть дохода Яндексу сейчас приносит не реклама, и рекламная выручка по темпам роста уступает таким сервисам как «Такси», «Еда» и «Кинопоиск»:
Новая морда — это как раз сигнал, что развесистый рекламный инвентарь и генерация трафика для него — не главное в будущем Яндекса; наши технологии могут приносить куда больше денег, чем их есть у рекламодателей, — отметил Себрант.
Медиаэксперт и бывший пресс-секретарь ВКонтакте и Mail.ru Group Георгий Лобушкин считает, что отказ от новостных сервисов и тем более от главной страницы (пусть и временно) показывает, что «люди внутри Яндекса представляют себя исключительно большой технологической платформой, провайдером сервисов»:
Яндекс — это в первую очередь даже не сайты и сервисы, а люди и культура, которую там удалось создать и которая до февраля этого года казалась нерушимой. Эта культура, которую «яндексоиды» приносили с собой куда бы они не приходили работать дальше — в крупные банки и в мелкие стартапы. И если эта сделка века поможет эту культуру сохранить и в некотором смысле возродить, то у нас есть шанс на красивое цифровое будущее, — написал Лобушкин в своём Telegram-канале.
А есть ли проигравшие?
Мнение на этот счёт мы спросили у Александра Горного, сооснователя United Investors и до 2018 года директора по стратегии и анализу Mail.Ru Group.
Сделка состоит из трёх составляющих, и каждая из них имеет смысл, и каждая из них могла бы пройти независимо, но одной команде переговорщиков было проще решать вопросы в комплексе, а не по отдельности. Плюс, возможно, пакетное решение — страховка от того, что кто-то в последний момент передумает в менее срочном для себя вопросе и подвесит его на будущее. Когда все три сделки связаны в одну, такая тактика не пройдет. В итоге, все должны были остаться довольны.
Сбер вышел из бизнеса по доставке еды из ресторанов. Это входит в его новую стратегию большего фокуса на основном бизнесе.
VK вышел из всех офлайн-бизнесов — это тоже часть его стратегии по фокусировке на главном. Кроме того, он улучшил свой P&L, обменяв убыточный актив на прибыльный, и усилился за счет аудитории Дзена и Новостей.
Яндекс избавился от политически окрашенных активов. Они были крайне вредны для его международных амбиций, а денег приносили относительно немного. Он убрал конкурента Яндекс Еды, да ещё и усилил Яндекс Еду чужими ресторанами, клиентами, курьерами.
И что теперь?
Получается, что эра войны российских экосистем, предлагающих конкурирующие сервисы, подошла к концу. Назвать его логичным трудно, ведь планы на собственные экосистемы у Сбера, VK и Яндекса до всем известных событий были более чем грандиозными.
Остаётся надеяться, что Яндекс, Сбер и VK не просто будут делать то, что у них получается лучше всего, но и дополнять друг друга, улучшая жизнь своих пользователей и клиентов. Бигтех-ландшафт в стране сильно изменился, но к лучшему ли, нам только предстоит узнать.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»