Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»
Долгожданный приход Spotify на российский рынок стал одним из немногих приятных событий за последнее время и, что тут говорить, стал громким медийным поводом. И это несмотря на то, что многие пользовались сервисом и до официального запуска. К числу таких пользователей отношусь и я: музыку слушаю часто и плотно, в том числе и за работой с текстами. В таком режиме моя продуктивность лучше, особенно при использовании наушников. Перепробовал ряд популярных сервисов (Apple Music, Google Play Music, Soundcloud, Bandcamp, Deezer, Яндекс.Музыка, Beatport, Tidal), но в каждом из них находились те аспекты, которые заставляли заново отправляться на поиски максимально подходящей альтернативы.
Что говорить, со Spotify тоже всё сложилось не сразу: сначала я просто не решился оформить подписку, на тот момент пользовался стандартной подпиской Google Play Music и вроде бы не нуждался в чём-то дополнительном. Во второй раз подсел более плотно, оценил все преимущества и комфортно пользовался сервисом, пока не пришло время платить. Чуть было не удалил приложение, споткнувшись после оценочного периода о невозможность привязки какого-либо известного и удобного для меня способа оплаты. Но разве это могло остановить гика, испытавшего десятки кастомных прошивок на тогдашнем аппарате, великом и ужасном HTC HD2? Конечно же нет, мы не ищем лёгких путей: кинул клич в Твиттере, где подсказали вступить на тропу танцев с бубном и привязать к учетной записи вожделенного стримингового сервиса виртуальную карту.
Как оказалось, это было только началом: по правилам сервиса страна-эмитент карты должна совпадать с указанной страной в учётной записи, так что последовало знакомство с VPN и сменой регистрационной информации. Около года платил по 7 евро в месяц за подписку Мальты, закидывая средства через PayPal со своей реальной карты на виртуальную. И, что интересно, ни на минуту не пожалел. Уже потом, узнав о прекращении деятельности компании-поставщика услуг, с подсказки одного из коллег «переехал» в семью с локализацией на туманном Альбионе, с тех пор никаких проблем с использованием не было, да и стоимость стала крайне приятной.
К чему я веду: за это время получилось сформировать своё мнение о Spotify как о музыкальном сервисе, но лезть с ним в общую карусель шумихи не хотелось, поэтому этот материал выходит чуть позже, когда хайпожоры уже отбили повестку.
Настоящая кроссплатформенность
Начну с того, что лично мне импонирует больше всего, а именно — наличие приложений под множество платформ и устройств.
После оформления Premium-подписки можно при помощи пары нажатий переключать воспроизведение между разными устройствами, функциональность именуется Spotify Connect. Это могут быть смартфоны, планшеты, игровые приставки, компьютеры и ноутбуки, умные телевизоры. Поддержка Spotify есть и в автомобильных мультимедиа системах, причём как с выделенным режимом, так и в виде того же приложения. Переключение воспроизведения между устройствами занимает ровно две секунды и два нажатия. Конечно, есть условие, что гаджеты должны быть активны и подключены к интернету.
Поддержка такого зоопарка не влияет на пользовательский опыт: вне зависимости от операционной системы он практически не отличается, за исключением отдельных особенностей, заложенных непосредственно в самих ОС. В моих повседневных сценариях Spotify Connect соединяет два смартфона, ноутбук, стационарный ПК, умную колонку с Alexa (ещё одна история про бубны) и с недавних пор — iPad. Время от времени в эту тесную компанию залетают тестовые гаджеты, само собой, ненадолго. Недавно в ходе теста аудиосистемы Audi Q8 посредством смартфона подключался к мультимедийной системе по Bluetooth и приложение автоматически предложило переключиться в режим «За рулём». Но я был в качестве пассажира, поэтому предпочёл не включать его, используя 23 динамика в салоне как внешнюю аудиосистему. Удобно, быстро и без проводов. Уверен, что аналогичный опыт был бы и при использовании iOS-устройства.
Про дизайн: черно-зелёная гамма выглядит очень неплохо на всех устройствах, особенно с AMOLED-экраном, кому-то нравится, кому-то не очень, и это нормально, не вижу смысла устраивать вокруг этого священную войну.
Охват, каталог музыки и алгоритмы
Spotify существует уже практически 12 лет, став популярным раньше своих конкурентов. По данным компании на конец июня 2020 года, за это время сервис набрал 299 миллионов пользователей, из которых 139 миллионов пользуются платной подпиской, а также более 60 миллионов композиций, полтора миллиона подкастов и 4 миллиарда плейлистов. Если смотреть с точки зрения эксклюзивности, то музыкальная платформа от Apple то и дело заключает очередной договор с артистами, подразумевающий эксклюзивные релизы для платформы. Бывали довольно громкие случаи, когда такие артисты в знак протеста удалялись модераторами из каталога Spotify. По количеству треков сервис примерно на одном уровне с Apple Music и Яндекс.Музыкой, если верить информации от Яндекс. В случае с российским сервисом очевиден акцент на русскоязычные композиции, в то время как популярные иностранные исполнители могут быть представлены в ограниченном объёме. Большой каталог — это хорошо, но не только в этом соль.
Никогда не являлся поклонником популярной музыки, как-то так сложилось, что предпочитаю более тяжёлые направления, изредка перемешивая их с пост-роком. Именно поэтому у меня качественно припекало во времена использования Google Play Music: долго и нудно выбираешь исполнителей, которые по душе, а в итоге в рекомендациях — поток «хитов» из неведомых чартов, составленных на основе популярности артистов и композиций с точки зрения количества прослушиваний, которые ну никак не вяжутся с твоими предпочтениями. Но не будем разводить полемику о вкусах и миллионах всегда правых мух, дело здесь в другом: Spotify предлагает на данный момент лучший алгоритм анализа вашего списка воспроизведения и последующего предложения похожих по жанру песен и исполнителей. При этом не нужно делать ничего, кроме того, как слушать музыку.
Если пользователь слушает песню дольше 30 секунд, то алгоритм Spotify считает это за невербальный лайк, в дальнейшем анализирует уже имеющуюся базу пользователей и их данных на предмет часто прослушиваемых композиций и впоследствии предлагает их вам. Каждый понедельник в приложении обновляются подборки новинок от любимых исполнителей, а также новых артистов, которые попадают в отдельный список. Попадание по жанрам и стилям очень часто удивляет своей точностью, словно в сервисе живёт свой музыкальный Джарвис с похожими на твои стилистическими пристрастиями. Признаться, уже на этом моменте я был готов отдать свои деньги сервису, ведь не часто получалось открыть для себя что-то новое, зачастую просто не было времени намеренно изучать веб в поисках годных исполнителей. Но разработчики на этом не остановились, и идея получила дальнейшее развитие.
Плейлисты
Прежде всего, сервис позволяет создавать свои плейлисты, хотя, судя по их количеству, всё уже создали за нас. Тем не менее, можно создать просто пустой плейлист, куда хитрое музыкальное колдовство самостоятельно поместит те треки, которые вам нравятся, либо будет отталкиваться от названия созданного списка.
Помимо пользовательских плейлистов, есть ОГРОМНОЕ количество подборок от самого сервиса, куда входят как композиции по жанрам, так и конкретно по исполнителям, по годам, типам текущей активности, времени года, настроения, трендов в мире — этот список можно продолжать очень долго. Любите медитацию? Пожалуйста, вот вам списочек. Бегаете под музыку? Выбирайте темп и держите его при помощи музыки с нужным количеством долей в минуту (bpm). Хотите вспомнить саундтрек из любимой игры или фильма? Легко! И это на самом деле лишь верхушка айсберга. В Spotify есть и подкасты, правда, до российского рынка они ещё не добрались. При этом подборки скромно располагаются в своём разделе и не заполоняют собой интерфейс. Но само количество и разномастность плейлистов от сервиса вызывает лишь уважение.
Конечно же, тут тоже не обошлось без персонализации под пользователя: ежегодно формируется подборка из самых популярных песен за прошедший год, она сохраняется в соответствующем списке. Здесь же присутствуют плейлисты «На повторе» и «На повторе: флешбек», в которых сосредоточены часто включаемые треки на данный момент и те, которые часто прослушивались раньше. Удобно, особенно когда не получается вспомнить название некогда запомнившегося альбома или песни. Ну и окончательно добивают дайджесты в стиле «так, хм, вам %№% лет, мы тут накидали песен, которые вы могли слушать лет так 10 назад». Именуется это великолепие Time Capsule и вполне может вызвать острую ностальгию, пусть и не все композиции угадывают вкусовые предпочтения.
Некоторые исполнители любят при помощи плейлистов поддерживать музыкальный контакт с поклонниками, обновляя свои списки воспроизведения и помогая людям знакомиться с новыми для себя артистами. И тут мы плавно добрались до немаловажного для сервиса момента.
Социальная составляющая
Как любая уважающая себя платформа, Spotify имеет ряд функций, направленных на взаимодействие с другими пользователями. При желании можно подключить учётную запись к Facebook и есть вероятность, что кто-то из списка друзей будет пользоваться сервисом. В настройках можно выбрать характер взаимодействия с тем, что слушает ваш коллега или сетевой знакомый: можно уйти в приватный режим и отключить трансляцию своих музыкальных предпочтений, есть и обратный процесс — можно подписаться на профиль Facebook-друга и следить за его активностью в настольном приложении. В отдельной (тоже отключаемой) панели будет отображаться текущая композиция каждого из друзей. Помимо возможностей внутри самого приложения нельзя не отметить интеграцию с популярными сервисами: Slack, Discord, Shazam, Google Карты, Nike+, Tinder, Waze, голосовые ассистенты, уверен, что список можно продолжать.
Композициями и альбомами Spotify удобно делиться, доступны прямые ссылки для сервиса или же QR-коды. В них можно встроить фрагмент песни или же указание на конкретное время в композиции, с которого человек, получивший ссылку и уже пользующийся сервисом, начнёт воспроизведение. Во вкладке каждого отслеживаемого артиста как правило отображаются ближайшие концерты, а также информация о группе или исполнителе.
При наличии семейной подписки также будет доступен микс из композиций, которые нравятся тому или иному пользователю из числа «семьи». Есть и подписка на двоих, что выделяет Spotify на фоне коллег.
Воспроизведение
Premium-подписка даёт возможность слушать музыку в качестве до 320 кб/с и менять её качество с целью экономии трафика. Впрочем, многие операторы связи уже добавили Spotify в список приложений для безлимитного использования за небольшие деньги, например, та же Yota. Музыку и подкасты можно скачивать в кэш для оффлайн-воспроизведения, чем я неоднократно пользовался в путешествиях поездом или самолётом. Если вы по какой-то причине не любите паузы между песнями, то для вас есть опция «плавный переход», чтобы треки сменялись плавно и без пауз.
Споры о том, какой из потоковых сервисов звучит лучше, лично я считаю не совсем правильными, при желании любой звук можно накрутить либо штатным эквалайзером, либо настройками наушников, так что лично для меня этот вопрос неактуален.
Стоит ли переходить?
Моя позиция в этом вопросе вполне сформировалась за неполных четыре года использования, а после официального старта сервиса в России она лишь утвердилась. Всё зависит от того, как и что конкретно взятый пользователь предпочитает слушать. Если у вас много устройств на различных платформах, то Spotify точно станет годным дополнением. Если же придерживаться закрытой тусовки iOS и при наличии нескольких устройств с привязкой к этой экосистеме, то критичной разницы с Apple Music с моей точки зрения нет. Если вы больше любите российскую поп-музыку, то на данном этапе чуть более выгодно выглядит Яндекс.Музыка, которая вдобавок даёт существенные для кого-то бонусы в такси, онлайн-магазинах и Кинопоиску. Впрочем, я не сомневаюсь, что Spotify подтянется, например, подписав эксклюзив с популярными российскими артистами. Если же вы по зарубежным и не столь известным командам, то, опять же, паритет у Spotify и Apple Music.
В целом, сервис выигрывает у своих конкурентов благодаря невероятно точному алгоритму подбора музыки, отточенному пользовательскому опыту и качественным приложениям вне зависимости от платформы. В моей системе ценностей Spotify — это как Telegram, только про музыку. Нет ощущения, что разработчики по какой-то причине не хотят поддерживать ту или иную платформу, напротив, идут навстречу пользователям. Чего не скажешь о той же Apple и Android-клиенте их музыкального сервиса. Каждый волен выбирать, да и критерии выбора у всех разные. По стоимости у Spotify, Apple Music и Яндекс.Музыки паритет, платформы Boom / VK рассматривать не буду, они привязаны непосредственно к сервису, что лично меня не устраивает. «Звук» пока ставить в один ряд с ними тоже рано, пусть сервис и показывает интересные фишки.
Одно ясно точно: судя по резкой активности российских музыкальных сервисов, приход нового крупного игрока в лице Spotify в любом случае можно считать позитивным событием, от которого мы, пользователи, только выиграем.