Эксперты составили рейтинг соблюдения цифровых прав крупнейшими сервисами Рунета
Специалисты «РосКомСвободы» провели исследование насколько соблюдаются права человека на приватность и свободу информации в Рунете. Издание оценило 11 наиболее популярных российских сервисов на выполнение этих обязательств и составило «Рейтинг соблюдения цифровых прав» в двух вариантах.
В основе исследования лежит методология Ranking Digital Rights (RDR), которая была доработана с учётом российских реалий. Эксперты проводили анализ по четырём основным направлениям:
- транспарентность,
- приватность,
- права потребителя,
- свобода информации.
Специалистами были изучены официальные веб-ресурсы компаний, включая технические домены третьего и более высокого уровня, их официальные блоги и открытые источники информации, в том числе СМИ. Кроме того, эксперты изучили Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности ресурсов, обращая прежде всего внимание на публичные обязательства компаний, связанные с правом пользователей на поиск, получение и распространение информации и с правом приватность.
Специалисты заметили, что у большинства компаний Пользовательские соглашения и Политика конфиденциальности иногда изложены непростым для понимания языком. При этом большинство сервисов может не предупреждать о внесённых изменениях, а пользователь продолжая пользоваться ресурсом, по умолчанию соглашается с ними. Среди компаний только Яндекс ведёт реестр изменений в Политику конфиденциальности, а Livejournal и вовсе её не имеет.
В исследовании отмечается, что из 11 проанализированных веб-сервисов только «Пикабу», «Хабр» и Яндекс показали приемлемый уровень транспарентности и соблюдения стандартов по защите цифровых прав пользователей. «Хабр» раскрывает число запросов от госструктур с 2012 года, а Яндекс подобный отчёт опубликовал осенью 2020 года. При этом в отчётах о прозрачности данных сервисов нет разбивки по категориям запрашиваемых данных о пользователе, а в отчёте Яндекса отсутствует информация по запросам в Zen.Yandex.
Представители Mail.ru Group, включая принадлежащие ей соцсети ВКонтакте, «Одноклассники» и «Мой мир» публично заявляли о свободе выражения мнения и праве на приватность пользователей, но до сих пор не публиковали отчёт о прозрачности.
Большинство ресурсов, кроме «Хабр» и Livejournal, дают возможность сервисами анонимно лишь частично. Например, на Ozon перед совершением покупки надо пройти верификацию по номеру телефона.
Специалисты заключили, что большинство компаний не смогли в достаточной степени раскрыть обязательства по соблюдению прав человека на приватность и свободу информации. При этом все сервисы полностью раскрывают информацию о том, какие данные собирают, а также способы их получения. Но большинство компаний не указывают точную и подробную информацию о сроках, в течение которых эта информация о пользователях будет храниться.