MBLT 2019: выступления представителей Huawei, Google, Coca-Cola и других
MBLT 2019: выступления представителей Huawei, Google, Coca-Cola и других

MBLT 2019: выступления представителей Huawei, Google, Coca-Cola и других

27 сентября, 201910 минут на чтение

26 сентября в Москве прошла седьмая Международная мобильная конференция, в которой приняли участие порядка 800 участников: среди них CEO, владельцы продуктов, мобильные маркетологи, аналитики, дизайнеры, евангелисты и другие. На конференции спикеры из различных ведущих компаний обсуждали mobile growth, эксперименты, исследования, мобильный маркетинг, big data, AR, IoT, UX. «Код Дурова» побывал на MBLT 2019 и готов поделиться рассказом о самом интересном.

Фото в материале: Владислав Войтенко, «Код Дурова»

Экосистема Huawei, будущее компании и конфиденциальность данных пользователей

Выступление вице-президента подразделения мобильных сервисов Huawei в Европе Джейме Гонсало (Jaime Gonzalo) стало одним из ключевых на MBLT 2019. Перед его выходом на сцену ведущий пошутил про то, что Гонсало — удивительный человек: испанец, который работает на китайскую компанию, живёт в Финляндии и при этом выступает в России.

Джейме Гонсало

«Нам не важно, чем занимаются другие компании. Мы никого не копируем, мы самостоятельно развиваемся и не бежим за другими. Мы сами создаём тенденции, а не следуем им», — Джейме Гонсало

Гонсало рассказал о том, как работает экосистема Huawei и какие возможности она предоставляет для привлечения пользователей. В начале своего выступления он отметил, что мы находимся в ситуации, где в будущем всё абсолютно взаимосвязано друг с другом: умные дома, светофоры, работающие под управлением искусственного интеллекта и так далее. При этом вице-президент подчеркнул важность телефона в наше время: все умные устройства подключаются именно к нему. Например, пользователь приобрёл какое-то смарт-устройство — после того, как он открыл коробку, первым делом пользователь подключит девайс к телефону.

Все умные устройства подключаются к смартфону

«Google нам не конкурент — это наш партнёр»

Плавно Гонсало начал рассказывать про AppGallery — магазин приложений Huawei, который заменяет стандартный Google Play. Вице-президент считает: телефон — наше окно в этот мир. Гонсало привёл пример с семьёй, которая сидит на диване перед телевизором, но абсолютно все сосредоточены не на нём, а на своих телефонах в руках. По его словам, пользователей сейчас поглощает контент. Яркая картинка того или иного продукта привлекает людей — разработчики приложений должны обращать внимание на этот факт. Но для того, чтобы кто-то обращал внимание на продукт, девелоперы должны концентрироваться не только на том, насколько ярким будет рекламный баннер приложения, но и на том, какую историю он имеет.

Будьте историей. Одного баннера в социальной сети недостаточно для вовлечённости. Для трафика этого хватит, но не для увеличения вовлечённости пользователей. C AppGallery мы рассказываем истории о наших партнёрах. У нас есть специальные каналы инфлюенсеров [людей, имеющих влияние на определённую аудиторию, — прим. КД].

«Если вы ищите в интернете фильм «Рокки» и при этом хотите оставаться анонимным, тогда не пользуетесь вообще сервисами»

Гонсало показал несколько примеров, которые привлекают пользователей к скачиванию того или иного приложения с AppGallery. Например, магазин приложений Huawei будет рекомендовать пользователю то, что его может интересовать — такие данные компания получает исходя из активности пользователя. Например, на главном экране установлена фотография машины — AppGallery предложит пользователю поиграть в ту или иную гонку. Один из участников конференции задал вопрос о том, что не кажется ли Гонсало, что предоставляя больше контента по одной категории, компания помещает пользователя в некий пузырь, из-за которого он не сможет находить что-то более новое и интересное. Гонсало ответил следующее:

Это всего-лишь один пример. Пользователи взаимодействуют с нашими сервисами. И тут не дело в конфиденциальности. Мы знаем, что вам нравится красный цвет. Например, сегодня вы ищите картинки с машинами, а завтра фотографии с боксёрами. Каждый раз мы меняем рекомендации под эти запросы и предлагаем вам то, что вас интересует. Рано или поздно мы поймем, что вас интересует. Чем больше вы пользуетесь смартфоном, тем лучше мы будем знать ваши привычки. Также мы берём статистику по разным пользователям и смотрим на то, как они взаимодействуют с сервисами.

Другой участник конференции заявил Гонсало, что его пугает, что для показа рекламы используется его информация. По его словам, он хочет быть полностью анонимным. В ответ на это Гонсало заявил, что Huawei всё равно, кто и кем является пользователь, так как они — не рекламная компания:

Всё, что вы получаете — основывается на вашем поведении. Мы знаем, где вы находитесь — вы сами нам это сообщаете. Но, стоит отметить, что мы очень дружелюбны и мы заинтересованы в защите ваших данных. Если вы ищите в интернете фильм «Рокки» и при этом хотите оставаться анонимным, тогда не пользуетесь вообще сервисами.

Гонсало также заявил, что Huawei не интересует то, чем занимаются другие компании, например, Xiaomi или Samsung. По его словам, компания никого не копирует, а самостоятельно развивается.

На практике мы стараемся дополнить продукт тем, чего у нас и конкурентов нет. Например, вы не знаете название приложения и вписываете в поиске его описание — вы увидите кучу результатов помимо рекламы. Мы дополнили это. Вместо двух миллионов вы увидите всего 250 приложений — вам не нужно долго искать желаемое приложение. У нас уникальный магазин приложений. Мы смотрим на то, в чём нуждаются наши пользователи.
Экосистема Huawei

«Мы создаем инновации. Мы защищаем наших пользователей. Вы можете рассказать нам всё о себе, либо ничего не рассказывать»


Гонсало, рассказывая об экосистеме Huawei, также заявил, что после запуска собственного умного ассистента мобильные приложения и вовсе больше не будут нужны пользователю. Новый умный ассистент Huawei представляет из себя контекстуальный экран, который для пользователей будет определять то, что им нужно — по словам вице-президента, все интересующие пользователя вещи теперь будут располагаться на одном экране:

Допустим, вы хотите отправиться в Лондон и смотрите информацию об этом городе. Ассистент тут же автоматически покажет самые выгодные авиабилеты, сервисы заказа такси из аэропорта, номера в гостинице, информацию о погоде. Для того, чтобы получить все эти данные, вас больше не нужно будет открывать десяток приложений.

Завершая своё выступление, Гонсало заявил, что разработчикам работать с магазином приложений AppGallery будет достаточно просто — нужно потратить всего около 30 минут на авторизацию, при этом регистрация является бесплатной. Стоит отметить, что при регистрации в консоли для разработчиков приложений Google Play необходимо внести несколько десятков долларов. В заключении, Гонсало заявил, что компания Huawei намерена вкладывать большие деньги на реализацию инноваций:

Мы выделили на реализацию инновационных идей $1 млрд, наша компания хочет вкладывать деньги в развитие успешных историй.

Руководитель отдела дизайна Google про законы дизайна

Известный информационный дизайнер, который основал и возглавляет команду визуализации данных Google, Мануэль Лима (Manuel Lima) прилетел в Москву прямо из Нью-Йорка. На конференции он рассказал о том, как использовать визуальные метафоры, чтобы сделать крутой продукт, который полюбят пользователи. Он уделил внимание UX, UI и даже нейробиологии.

Мануэль Лима

«Нам очень сложно получать какую-либо важную информацию от наших пользователей. Стоит признать, дизайнеры Google не имеют доступа к пользовательским данным», — Мануэль Лима

Разбирая законы UX-дизайна Лима выделил следующее: принцип Парето — по его словам, это достаточно важный принцип, который стоит брать во внимание, так как большой процент эффекта вызван низким процентом изменяемых вещей. Вторым принципом называет закон Хика, который подразумевает под собой быстрое принятие решений. Этот принцип определяет время, необходимое человеку для принятия решения, исходя из возможных вариантов.

«Когда важно всё — не важно ничто»


Третьим важным принципом организации информации Лима называет поэтапное представление информации. А четвёртым — «гибкость, практичность и эффект». Тут Лима напомнил про неудобство некоторых привычных для нас вещей: например, старый пульт от телевизора — тот самый, на котором куча кнопок и с которым разобраться, куда нажимать, достаточно трудно. Лима называет подобные продукты не очень практичными. Также дизайнер напомнил про историю компании Nokia:

Помните, когда-то давно на этот свет появилась компания Nokia, которая выпускала кнопочные телефоны и сенсорные смартфоны. А потом на рынке появился первый iPhone и вдруг тенденции на рынке изменились. Nokia потеряла свои позиции. Я считаю, что основная ошибка Nokia — отсутствие желания пользоваться принципом «гибкость, практичность и эффект». Их телефоны после выхода iPhone так и остались неудобными и это привело к провалу.

«Порой нам просто нужно тыкнуть пальцем в небо и просто угадать. Даже если что-то не сработает — что вы потеряете?»

На вопрос участника конференции о том, считает ли Лима, что устойчивый дизайн является нашим будущим и можно ли его использовать «в вебе», дизайнер ответил следующее:

Я долго думал, можем ли мы использовать какие-либо новые подходы в дизайне. Стоит отметить, что дизайнеров есть ответственность. Если вы начнёте рассматривать время в качестве ресурса, то вы начнёте активно использовать этот ресурс. Поставьте себя на место пользователя и поймите, насколько вы можете максимизировать их время использования продукта.
Пример дизайна, когда две фразы могут читаться по-разному:‌‌ NO SMOKING и SAFETY FIRST, или же NO SAFETY и SMOKING FIRST

Другой участник поинтересовался, стоит ли двигаться в направлении угадывания долгосрочных тенденций. Лима ответил на это, что порой нужно просто «тыкнуть пальцем в небо» и просто угадать. Он считает, что дизайнер ничего не потеряет, если какая-то идея в итоге не сработает:

Вы должны делать то, что вам нравится. Вы должны получать полную поддержку руководителей. Согласен, угадывать тенденции — это рискованно. Для этого вам нужно быть смелым. Посмотрите на ваш проект, проведите тестирования. Подумайте, каким будет ваш проект через 2 года. Представьте, что вы делаете проект с нуля. Представьте, что мир рождается заново.

В заключении, на вопрос одного из участников MBLT 2019 Мануэль Лима признал, что не знаком с российскими приложениями, поэтому ему сложно сказать, на каком уровне находится дизайн российских приложений. Он подчеркнул, что, в целом то у него и так немного приложений установлено на телефоне, но пообещал, что обязательно ознакомится с российскими продуктами.

Баттл продактов

Конференция началась с выступления руководителя департамента цифровых интерфейсов Tele2. Александр Толокольников рассказал про глобальный редизайн приложения «Мой Tele2». Данный проект с 2015 года является отличной альтернативой USSD-запросов и отличной площадкой управления тарифом и услугами. Толокольников поделился историей смены чёрной темы приложения на белую, а также трудностями и опытом создания киллер-фич, которые появлялись в Tele2 быстрее, чем у конкурентов.

Александр Толокольников

Собственные приложения есть и у конкурентов Tele2. Чуть позднее на сцене встретились продакты сразу из четырёх операторов: менеджер продуктов МегаФона Ксения Негода, старший менеджер интерфейсов Tele2 Александр Смердов, руководитель продуктов МТС Гордей Бородин и менеджер по развитию мобильных продуктов Билайна Мария Мальцева. К слову, последняя «ворвалась» на конференцию неожиданно — изначально баттл на MBLT планировали проводить между продактами трёх операторов.

Участники баттла продактов делятся своими впечатлениями

Задача продактов крупной четвёрки заключалась в том, чтобы пройти на скорость пользовательский сценарий в приложении конкурента. Рандомным способом продакт того или иного оператора получил в управление приложение конкурента — Александр из Tele2 получил приложение Билайна, Мария из Билайна — приложение МегаФона, Ксения из МегаФона — приложение МТС, Гордей из МТС — приложение Tele2.

Участники баттла должны были на скорость пополнить счёт, изменить тариф, написать в поддержку, посмотреть версию приложения и успешно выйти из аккаунта. Александр справился с задачей за 4:30, Мария — за 4:28, Ксения — за 4:26, Гордей — за 3:50. Продакт из МТС победил в баттле, из чего можно сделать вердикт, что приложение Tele2 имеет самый интуитивно понятный интерфейс.

«Вы заметили, что чем больше разработчиков собирается в одном месте — тем больше вероятность того, что что-то сломается?», — менеджер по мобильным продуктам The Coca-Cola Company Неманья Джурич

К сожалению, перед началом баттла продакты испытали проблему с техникой Apple — не удалось вывести на большой экран необходимое изображение, из-за чего баттл пришлось перенести на некоторое время. Удивило, что при пополнении счёта каждый продакт вводил данные банковской карты, которая использовалась в ходе баттла, и на большом экране несколько раз можно было наблюдать номер, дату окончания действия и CVC-код:

Слив номера карты и CVC. Так задумано

В зале кто-то выкрикнул что-то вроде: «А можно медленнее вводить, я записываю!». Все посмеялись, но стоило бы скрывать такие данные небольшими манипуляциями, даже если это заготовленная карта для баттла.

Выход на разные рынки без фэйлов

Достаточно интересным было и выступление менеджера по мобильным продуктам The Coca-Cola Company. Неманья Джурич (Nemanja Djuric) рассказал о выходе на разные рынки и о том, как сделать продукт масштабным и быстро адаптировать его под разные типы пользователей, при этом не усложняя процесс разработки и не отставая от конкурентов.

Неманья Джурич

«Этот парень проехал 2000 км, чтобы рассказать то, что мы и так знаем? Ну, вообще, да», — Неманья Джурич

Джурич отметил наличие важного фактора среди пользователей — эмоциональные траты:

Знаете ли вы таких людей, которые пользуются Android и при этом ноют о том, что какое-то приложение — дерьмовое, оставляя соответствующие комментарии в Google Play. Вот представьте, вы разрабатываете какое-то приложение для подростков, а в комментарии магазина приложений прибегает 40-летний мужик и жалуется на то, что это ужасное приложение.

Менеджер также рассказал о том, что в бизнесе бывает разное партнёрство. Он отметил, что Coca-Cola — это самая крупная компания в мире, которая не делает свой продукт [свои напитки, — прим. КД] самостоятельно. Всё это происходит с помощью подрядчиков по всему миру — в каждой стране присутствия у Coca-Cola есть заводы, производящие их продукцию:

Также и в Uber или «Яндекс.Такси». А вы знаете, кто король всех партнёрских отношений? Apple — ведь на неё работают 20 млн разработчиков. Я обнаружил некую схему, по которой можно понять, что формируется хорошее партнёрство. Есть два типа бизнес-партнёров. Одни — у них всегда есть время, они всегда готовы на встречу, советуются с партнёрами и так далее. Другие — всегда заняты, замкнуты в себе и не желают делиться своими идеями.

«Есть два типа бизнес-партнёров: возьми меня за руку и пошёл в ж*пу»


Джурич подчеркнул, что, например, у Coca-Cola всегда проходят совещания, где все сотрудники всегда всё делают и решают вместе, при этом советуются с партнёрами из других компаний. По его словам, Amazon и Apple — это совсем другая история. Это те самые люди, которые могут послать вас:

Тем не менее, мне, например, нравится работать с людьми, которые посылают в ж*пу. В восточной Европе как раз больше таких, чем представителей типа «возьми меня за руку». А вот в Австрии, Италии и так далее — там больше людей, которые будут готовы с вами работать, сотрудничать и советоваться.

Что ещё?

На MBLT 2019 также выступил руководитель продукта Tribuna.com Роман Андреев. Он рассказал о том, как работать с сообществами и использовать возможности соцсетей для увеличения аудитории мобильного приложения. Директор по развитию e-Legion [организатора конференции] Михаил Наумов разобрал запуск киллер-фич на примерах разных продуктов и объяснил, почему не всегда нужно бежать за трендами.

Лоренцо Росси, бывший руководитель отдела маркетинга Mobile Marketing Italia, поделился оригинальной стратегией и способы использования тех каналов, которые, как вы думаете, никогда не будут работать для вашего бизнеса.

Стоит признать, Международная мобильная конференция MBLT — действительно полезное мероприятие, которое в следующем году следует посетить каждому, кто хочет получить интересный опыт, новые знакомства, подискутировать с профессионалами из различных сфер.

27 сентября, 2019

Сейчас читают

Редакция рекомендует

Картина дня

Свежие материалы

Свежие материалы