Сегодня использование виртуальной АТС является ключевой составляющей для современных компаний. Она не требует наличия лишних устройств и кучи проводов. Для этого существуют облачные платформы, которые привлекательны практичностью, однако взамен приходится отдавать им свои данные. А теперь представьте, что Telegram становится для вас инструментом работы с SIP-телефонией и с помощью мессенджера появляется возможность принимать звонки от клиентов и даже звонить им. На примере платформы SIP.tg рассказываем, как разработчикам удалось найти компромисс между удобством и конфиденциальностью.

Что такое SIP-телефония?

SIP — это один из протоколов передачи данных, который обеспечивает работу IP-телефонии. Он уверенно сдвигает классическую телефонию на последние места, ведь технология эта дешевле, практичнее, да и экономит время компаний, обеспечивая работу с клиентами и связь между сотрудниками. Telegram давно позволяет общаться с помощью звонков, однако связки с протоколом SIP команда братьев Дуровых, к сожалению, не делала. А зря: организация нового актуального канала коммуникации с клиентами — довольно-таки перспективное решение.

Команда платформы SIP.tg попыталась реализовать недостающий в мессенджере функционал — получился удобный инструмент для подключения к провайдерам IP-телефонии без установки дополнительного ПО. Также с помощью протокола SIP платформа открывает возможность управления звонками от пользователей мессенджера включая все прелести виртуальной АТС: голосовое меню, очередь звонков, запись разговоров, автоответчик, конференция и так далее. В таком случае можно звонить и пользователям Telegram, которые будут получать звонок от имени компании.

Важно: за виртуальную АТС необязательно платить: на рынке есть бесплатные решения — опыт клиентов платформы SIP.tg показывает, что их вполне достаточно.

Как это заработало в Telegram?

Впервые платформа SIP.tg, работающая на собственном оборудовании, была анонсирована ещё в марте 2018 года. На тот момент SIP.tg была ещё молодой и некоторые пользователи беспокоились о прохождении голосовых потоков через малоизвестную платформу. Это мотивировало разработчиков искать верное решение проблемы.

Разрабатывая SIP.tg, мы хотели создать удобную телефонию на базе Telegram и обеспечить сохранность бизнес­-данных. И хотя изначально мессенджер создан на основе облачных технологий, нам удалось найти решение для защиты конфиденциальной информации, — рассказали «Коду Дурова» в SIP.tg.

Сегодня SIP.tg состоит из трёх базовых компонентов: модуль управления (Manager), модуль преобразования голоса (Worker) и хранилище сессий Telegram (Telegram Storage). Последние два компонента, при желании, пользователи могут разместить на своём оборудовании, обеспечив, таким образом, полную сохранность своего аккаунта Telegram и содержимого разговоров.

С одной стороны, модуль управления подключается к модулю преобразования голоса. На нём он инициирует подключение к SIP-серверу, а в момент звонка сообщает параметры преобразования голосовых потоков из протокола RTP в протокол Telegram. С другой стороны, модуль управления подключается к хранилищу сессий Telegram, выполняя через него только разрешённые с аккаунтом Telegram операции.

Удобно для личного пользования

SIP.tg позволяет использовать мессенджер в качестве софтфона (программный телефон, — прим. КД). Важными преимуществами в сравнении с классической программой-телефона, являются экономия памяти, заряда батареи, и более качественная передача голоса, так как Telegram использует кодек OPUS и непрерывно изменяет параметры сжатия в зависимости от состояния используемого канала передачи данных. Для подключения понадобится только аккаунт SIP-провайдера (для него возможны и входящие, и исходящие звонки), а также аккаунт в Telegram.

Принимать звонки в мессенджер можно бесплатно более чем из 40 российских городов, а если пользователь уезжает в роуминг, то для входящих звонков в Telegram необходимо лишь настроить переадресацию на российском номере телефона и приобрести местную SIM-карту для доступа в Интернет. Это сэкономит немалые деньги, ведь в роуминге принимать звонки на обычную российскую SIM-карту не так уж и дёшево. Это полезно и потому, что клиенты могут и вовсе не пользоваться мессенджерами: когда они звонят вам на мобильный номер, они думают, что просто звонят на обычный телефон, однако по факту звонок вы принимаете через Telegram.

Удобно для бизнеса

Сотрудники компаний часто встречаются с клиентами, подписывают контракты на выезде и обсуждают рабочие вопросы с партнёрами. Иногда по рабочему каналу нужно связываться с коллегами, а иногда — с клиентами. Для этого предусмотрен режим Софтфон, который позволяет подключать аккаунт сотрудника к виртуальной АТС организации.

Важным преимуществом платформы является возможность интеграции с call-центром. Например, клиент, желающий связаться с поддержкой вашего интернет-магазина, будет звонить на ваш фирменный аккаунт Telegram и попадать в общую очередь виртуальной АТС. Оператор call-центра, отвечая на звонок, увидит в CRM карточку клиента, включающую его номер телефона, username или ID (если номер телефона неизвестен, а username не установлен). Прямо из карточки, оператор может перезвонить клиенту, при этом звонок поступит от имени вашей компании. Данная возможность настраивается через режим Шлюз: сначала нужно создать новую сессию Telegram (её можно сохранить на своём оборудовании), а потом настроить подключение аккаунта к виртуальной АТС, создав через бота новое SIP-подключение.

Преимущества бот-платформы

  1. Всё необходимое всегда под рукой: в SIP.tg отсутствуют личный кабинет на сайте и приложения в App Store и Google Play. Все настройки производятся только через бота в Telegram.

  2. Возможность звонить на любые номера: в Telegram звонить можно только конкретному пользователю мессенджера в том случае, если он не ограничил входящие звонки настройками конфиденциальности. Для звонка на произвольный номер через платформу SIP.tg нужно:

    — отправить боту номер телефона в виде сообщения;
    — или же приложить к сообщению контакт, содержащий номер телефона.

    В мессенджер поступит входящий звонок и после поднятия трубки начнётся соединение с предложенным номером телефона.

  3. Свободный контроль: присутствует возможность управления хранилищем сессий Telegram и рабочими узлами, отвечающими за обработку голоса.

  4. Предоставление другим пользователям доступа:

    — к SIP-аккаунтам для входящих или исходящих звонков:
    настройка достаточно гибкая, так как можно указывать, кому разрешается принимать звонки, а кому — звонить;
    — к хранилищу сессий Telegram;
    — к рабочим узлам, отвечающим за обработку голоса.

Экономное общение с клиентами из стран СНГ и обход блокировок протокола SIP

В случае с некоторыми странами, например, Узбекистан и Беларусь, позвонить в другую страну по SIP-телефонии проблематично. Допустим, можно просто совершить вызов из Узбекистана в Россию с помощью виртуальной АТС: в таком случае SIP-протокол на границе будет заблокирован. В SIP.tg предлагают клиенту совершить звонок через внешнего оператора связи (к примеру, Mango Office): сигнал, преодолевая фильтр на границе, дойдёт до модуля преобразования голоса по протоколу Telegram, после чего от модуля SIP-протокол направится к оператору, который по своим каналам обеспечит вызов.

Серьёзной проблемой является стоимость звонков. Это может показаться странным, однако звонить клиентам и партнёрам в США дешевле, чем в Беларусь (1,2 /мин против 27,29 соответственно). Все операторы работают через монополиста Белтелеком, который по-разному тарифицирует звонки внутри страны и за её пределами. Именно поэтому предлагается подключать к платформе SIP виртуальный сервер для обработки голоса, который находится на территории Беларуси. Звонок до этого сервера будет передаваться по протоколу Telegram, но уже в Беларуси станет преобразовываться SIP-протокол — вызов будет обходиться дешевле, ведь он будет аналогичным внутреннему звонку.

Пару слов о монетизации проекта

Платформа SIP.tg предлагает как бесплатный, так и платные тарифы. Бесплатный тарифный план подключается автоматически всем пользователям при первом использовании услуг SIP.tg: в таком случае можно использовать только бесплатные сервера обработки голоса, один SIP аккаунт в каждом режиме (SIP-клиент и SIP-шлюз, в котором доступна только одна линия для входящих и исходящих звонков); длительность разговора не может превышать 2 минут, общая — не более 30 минут в сутки, а за 1 час может быть не более 5 неуспешных вызовов.

Для операторов связи SIP.tg на индивидуальных условиях может предложить следующее:

  • Добавить SIP-шаблон с настройками: абонентам оператора необходимо будет только указать свой логин и пароль;
  • Сделать SIP-шаблон бесплатным: это снимет все ограничения бесплатного тарифа при использовании SIP-аккаунта с таким шаблоном;
  • Интегрировать SIP.tg в личный кабинет абонента: сформировав специальную ссылку, абонент сможет настроить SIP-аккаунт одним кликом;
  • Связать сервера обработки голоса с SIP-шаблоном: такие сервера будут доступны только при использовании вашего шаблона, даже если у абонента активен бесплатный тарифный план.


Сейчас по акции подключиться к провайдерам SIP-телефонии можно за €1 (74 ₽). Делиться своими ресурсами SIP.tg (аккаунты режима Софтфон, хранилище сессий Telegram, сервер обработки голоса) с другими пользователями можно за €2 (148 ₽). А вот режим Шлюз без ограничений обойдётся всего за €3 (222 ₽).

Подробнее про SIP.tg можно читать на Telegram-канале платформы. Попробовать SIP-телефонию в Telegram бесплатно можно через бота платформы. По остальным вопросам можно связаться с технической поддержкой пользователей SIP.tg.

Подписывайтесь на «Код Дурова» в Telegram и во «ВКонтакте», чтобы всегда быть в курсе интересных новостей!