Интервью с директором по дизайну ВКонтакте: о редизайне, сравнении с Facebook и творческом пути
Герой нашего интервью — директор по дизайну ВКонтакте Павел Князев. Свой творческий путь он начал с рисования автомобилей в тетрадях во время учёбы в школе, которое потом переросло в увлечение графическим дизайном.
Мы поговорили с Павлом о том, как он попал во ВКонтакте, о редизайнах, шрифтах и трендах в индустрии, а также с чего лучше всего сейчас начинать свою карьеру дизайнера.
— Павел, сначала мне бы хотелось узнать, как ты попал в команду ВКонтакте. Я точно помню, что видел ряд твоих работ в VK Designers ещё в далеком 2014-ом году. Расскажите, как из обычного конкурсанта вы стали директором по дизайну ВКонтакте.
— Это долгая история, постараюсь выделить самое важное.
Мой интерес к дизайну появился ещё с детства, причём по большей части это выражалось в любви к автомобильному дизайну. Я постоянно рисовал концепты автомобилей разных производителей на тетрадках во время учёбы в начальных классах, иногда рисовал что-то по просьбе одноклассников.
Чуть позже, в средней школе, у меня появился компьютер, и я начал увлекаться графическим дизайном. Рисовать статичные картинки мышкой в Paint было скучно, поэтому я начал изучать анимацию. На тот момент самым актуальным инструментом была Macromedia Flash MX: в ней я впервые познакомился со слоями, таймлайном, вектором. Для меня было удивительно, что можно было нарисовать объект и заставить его двигаться, меняться. Так мои нарисованные машины и люди начали жить в анимации.
Но прогресс не стоял на месте, и уже к старшей школе у меня появился интернет. А вместе с ним и новая стезя — дизайн сайтов. По старинке в фотошопе, конечно. Помню, что рисовал сайты для каких-то бурительных компаний, малого бизнеса, даже для некоторых приложений ВКонтакте. Последнее увлечение втянуло меня в новый мир информационных технологий. И если до этого я хоть и идентифицировал себя как дизайнера, но не знал, чем хочу заниматься, то в этот момент понял — хочу быть дизайнером интерфейсов.
Втянулся очень быстро. Это был 2012 год, вокруг ВКонтакте была активная тусовка айтишников и просто неравнодушных людей. Я активно следил за деятельностью компании и команды разработчиков, параллельно состоял в неформальных группах вроде qweqwe и alert("xak");. Думаю, уже понятно, что для меня ВКонтакте был безумно интересным продуктом. Поэтому, когда появилось сообщество VK Designers, я решил, что точно хочу попасть в команду.
Этот процесс занял несколько лет. Несмотря на художественное прошлое, в интерфейсах и технологиях я был почти дилетантом. Пришлось много читать, много смотреть на другие интерфейсы, взаимодействовать с ними. Разбирать их на части, чтобы понять, как всё работает вместе. Первые мои идеи отклонялись, иногда к ним добавлялись комментарии. Я всё учитывал и предлагал снова. Помню, как был рад, когда мою идею опубликовали в сообществе. Для меня это была маленькая победа.
С течением времени, сообщество обросло собственной тусовкой дизайнеров. У нас были чаты, где мы общались и комментировали работы друг друга. К тому моменту некоторые из нас уже побеждали в конкурсах, их идеи реализовывали на сайте и в приложениях. Это было маленькое, но сильное комьюнити, благодаря которому я рос и развивался как дизайнер. Большая часть этих людей сейчас тоже работает ВКонтакте.
Знаковым событием стал конкурс на редизайн сайта в 2014 году, где я вошел в пятёрку победителей. Тогда у меня появилась возможность лично познакомиться с командой и обсудить дальнейшее сотрудничество. Сразу не срослось. Мои результаты не дотягивали до планки качества, к которой привыкли ребята, поэтому пришлось учиться на ходу. И только в декабре 2014 года Андрей Рогозов пригласил меня принять участие в работе над редизайном веб-версии.
Тогда команда дизайна ВКонтакте состояла из пары людей, каждый из которых занимался своим не совсем четко ограниченным спектром обязанностей. Потихоньку мы начали расти, стали распределять ответственность. Сейчас в нашей дизайн-команде больше 20 человек. Она состоит из руководителей отделов (например, продуктового дизайна, дизайна супераппа и рекламы) и сильных дизайнеров, отвечающих за конкретные продукты.
— Сейчас вы уже работаете во ВКонтакте почти 5 лет. За это время соцсеть успела провести уже 2 редизайна сайта и один редизайн клиентов на iOS/Android. Расскажите, на какой из редизайнов ушло больше всего сил.
— У клиентов тоже было два редизайна. Первый — это отказ от бокового меню в пользу нижней навигации в 2017. Второй — наша концепция супераппа, где мы сделали вторую вкладку точкой входа в другие сервисы, а в пятой вынесли профиль ближе к пользователю. Но самым сложным, конечно, был редизайн веб-версии в 2016 году. Хотя бы просто потому что это был первый опыт работы с огромным продуктом, не говоря уже об ответственности за любые изменения.
— Большое количество пользователей не хотело в свое время переходить на новый дизайн ВКонтакте, который появился в 2016-ом. Кажется, сейчас все уже все к нему привыкли но вы опять его меняете. Как вы считаете сколько обычно пользователям нужно времени, чтобы «привыкнуть» к дизайну?
— Кажется, люди примерно одинаково любят и не любят всё новое. Кто-то восхищается новой четвёркой BMW, а кто-то считает, что компанией движет маркетинг, а не инженеры. Так и с дизайном ВКонтакте: кто-то сразу же перешёл и понравилось, а кому-то понадобилось время, чтобы привыкнуть. Кроме того, мы движемся эволюционным путём. Для нас важно закрывать потребности пользователей и делать интерфейс простым и доступным. Мы занимаемся этим каждый день. Просто иногда изменений так много, что они собираются в один большой релиз.
— Для меня самым главным элементом в редизайне стало изменение цвета бара вверху страницы с синего на белый. Многие сразу принялись его сравнивать с тем что есть у Facebook. Почему именно белый цвет? Бар, кажется, исторически всегда был в голубых оттенках.
— Действительно, синий — исторически наш фирменный цвет. Мы от него не отказываемся, а даже активнее начинаем использовать в коммуникации. Если говорить про интерфейсы, то это общий тренд индустрии, который кажется разумным. Меньше разноцветных шапок, кнопок и визуального шума — больше фокуса на контенте.
— Не считаете ли вы, что текущий интерфейс похож на то, что есть у Facebook? Если нет, то в чем ваше фундаментальное отличие?
— Продолжая предыдущий ответ, это общий тренд индустрии: минимализм, много белого, яркие акценты, работа с типографикой, узнаваемый стиль иконок и т.д. Какие-то из этих элементов могут первыми появиться в одном сервисе, другие — в другом. При этом в продуктовом дизайне за многими решениями стоят определённые продуктовые гипотезы и исследования — никто не будет менять удобный пользователям и решающий бизнес-задачи дизайн только потому, что у конкурента появилось что-то похожее.
Тот же Facebook во многом перекликается с дизайном Twitter, а помимо них есть ещё Reddit, Instagram, и какой-нибудь, прости господи, LinkedIn — и все они чем-то напоминают друг друга. Это логично, что у сервисов со схожей функциональностью дизайн тоже похож. Тем более, что пользователю так удобнее — проще разобраться с интерфейсом, который сделан по общему стандарту.
Наше фундаментальное отличие — это платформа VKUI и экосистема, которая на ней строится. Мы в первую очередь думаем о простоте и универсальности дизайна как для пользователей, так и для разработчиков.
— Сейчас перейти на новый дизайн веб-версии ВКонтакте можно по желанию в настройках профиля. Интересно узнать как много людей обновило дизайн и когда вы планируете его включить для всех пользователей.
— Первыми добровольцами могли стать только 100 тысяч пользователей — они набрались очень быстро. Сейчас мы анализируем обратную связь, чтобы в будущем обновить дизайн для всех.
— Я также заметил, что в своём брендбуке вы наконец указали, как правильно писать название социальной сети. Не «В Контакте» и не «Вконтакте», а именно «ВКонтакте». Значит ли это, что вы теперь строже будете к этому относиться и «Ведомости» наконец перестанут писать «В Контакте»?
— Это просто рекомендация. Нам бы хотелось, чтобы её учитывали.
— Новый шрифт для ВКонтакте — это одно из самых главных изменений, которое, скорее всего, даже не все заметят. Расскажите, в какой момент вы пришли к идее создать свой собственный шрифт? Интересно узнать, сколько концептов за время работы было создано.
— Про собственный шрифт мы начали говорить примерно год назад. Одним из авторов этой идеи был Илья Гришин, который отвечает за развитие дизайна супераппа и нашей экосистемы. Мы уверены, что собственный шрифт повысит узнаваемость нашего бренда, а также сделает дизайн ещё более унифицированным и независимых на всех платформах.
Семейство VK Sans будет состоять из шрифтов Display и Text. Первый мы уже применяем в коммуникации — его можно назвать нашим фирменным шрифтом, а второй будет использоваться в интерфейсах.
— ВКонтакте теперь — это далеко не только соцсеть. Внутри приложения и веб-страницы интегрировано большое количество сервисов (Еда, Такси, Здоровье, работа и тд). Как вы считаете, не перегружают ли все эти элементы дизайн приложения и не теряется ли при этом самая главная идея социальной сети быть в контакте с людьми?
— Мы внимательно следим за балансом между простотой и функциональностью. Наша дизайн-команда проектирует интерфейсы, ориентируясь на разные типы пользователей, и многие из наших гипотез тестируются в UX-лаборатории. Кроме того, мы регулярно получаем и обрабатываем фидбек от людей, которые приходят с предложениями или замечаниями в Поддержку.
— С первой крупной твоей работой в VK я столкнулся в 2017-ом, когда обновился клиент для iOS и Android. C этого времени, в целом, концепция клиента не изменились. Тогда вы написали интересную статью в блоге о дизайне для приложений. Но никак не упомянули iPad. Когда нам стоит ждать его обновления? Пользователи уже очень долго его ждут.
— Редизайн приложения в 2017 — это результат работы многих талантливых людей, которые продолжают работать над новыми идеями и улучшают пользовательский опыт ВКонтакте по сей день. Про приложение для iPad мы не забыли :)
— Павел, большое количество наших читателей, прочитав это интервью, возможно захотят стать дизайнерами. Дайте им несколько советов и расскажите, с чего лучше всего сейчас начинать свою карьеру дизайнера.
— Нужно обязательно интересоваться айти в целом. Предугадывать или хотя бы понимать тренды, читать про опыт людей из этой сферы. Не только российских и не только дизайнеров. Любой опыт интересен и ценен. Читайте и изучайте всё, что кажется вам полезным и интересным.
Развивать мышление, оттачивать навыки в разных инструментах. Сейчас нет только веб-дизайнеров или только тех, кто работает в условном скетче. Современный продуктовый дизайнер может спроектировать интерфейс в любой среде и для любой задачи. А чтобы это сделать — нужно быть гибким, уметь слушать окружающих и прорабатывать разные варианты решения, даже те, которые на первый взгляд кажутся проигрышными.
На мой взгляд, хороший дизайнер — это человек, который стремится узнать как можно больше об окружающем мире и применить эти знания в своей работе. Важно постоянно расширять свой кругозор, интересоваться кучей всего сразу и периодически выходить из зоны комфорта. ✊
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»