Что стало известно после первого судебного заседания Epic Games против Apple
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»
В понедельник прошло первое заседание в рамках спора между Epic Games и Apple, которое прошло в здании окружного суда в Окленде, штат Калифорния. Слушания по этому делу продлятся около трёх недель и могут привести к изменению бизнес-модели Apple, а также стать поворотным моментом в истории антимонопольного законодательства США.
В ходе вчерашнего заседания всплыло много интересных, подчас неожиданных подробностей ведения бизнеса обеих компаний.
Часть первая. История конфликта и позиции сторон
История конфликта
Если вы в курсе ситуации, этот раздел можете смело пропускать. Напомним, Epic Games подала в суд на Apple после того, как её игру Fortnite удалили из App Store из-за внедрения собственной платёжной системы, которая работала в обход магазина приложений и не отчисляла купертиновцам никаких комиссий, что является нарушением правил марткетплейса:
Основной причиной для конфликта являются жёсткие правила Apple относительно iOS, в частности, 30-процентная комиссия в App Store за все внутриигровые покупки. В ответ на жалобу разработчика, купертиновцы подали встречный иск, требуя возмещения убытков за нарушение контракта:
Накануне судебного заседания эксперт Epic Games подсчитал, что операционная маржа от App Store в 2018 и 2019 годах превышала 70%, но в Apple с этим не согласились. Кроме того, выступая перед сенаторами США, представители компании утверждали, что комиссия служит для оплаты мер безопасности, необходимых для защиты потребителей от вредоносных приложений:
Кстати, судебное заседание в понедельник началось с курьёза: к видеоконференции подключились более 200 детей и подростков с криками «Свободу Fortnite!». В течение 15 минут специалисты пытались устранить возникшие технические проблемы.
Позиции сторон
В суде Epic Games продолжила обвинять оппонента в монополизме. Позиция компании заключается в том, что Apple намеренно заманивает разработчиков и пользователей на iOS, а затем вводит обременительные ограничения.
В качестве доказательства своей точки зрения Epic Games подготовила презентацию PowerPoint в виде «обнесённого стеной сада» Apple, где каждый новый эпизод внутренней переписки сотрудников компании добавлял кирпичи. По мнению разработчика, эти документы явно свидетельствуют о привязке пользователей к платформе и «блокировку» их перехода к альтернативным решениям.
По словам представителя Epic Games, Apple заманила в «огороженный сад» достаточное количество разработчиков и пользователей, после чего все они как бы оказались в ловушке. Компания потребовала от Apple открыть платформу iOS, чтобы позволить разработчикам использовать любые компьютеры и ПО.
В ответ на это Apple высказались, что Epic Games ради сокращения расходов готовы пойти на судебное разбирательство, грозящее разрушить экосистему iOS и снизить безопасность пользователей. В качестве аргументации своей точки зрения представитель Apple сообщил, что жёсткие условия App Store и ограничения iOS нужны для качественной модерации контента и обеспечения безопасности пользователей.
Часть вторая. Apple и комиссия 30% в App Store
Глава App Store предлагал снизить комиссию для разработчиков
Спор о размере комиссии в маркетплейсе стал для Apple головной болью не только со стороны Epic Games, но и других разработчиков:
Свою точку зрения на этот счёт высказал в том числе основатель Telegram Павел Дуров:
По данным Sensor Tower, Apple в 2020 году заработала на комиссии в App Store $22 млрд. Однако глава маркетплейса Фил Шиллер ещё в 2011 году предлагал снизить комиссию до 25% или даже 20%, как только прибыль App Store достигнет $1 млрд в год. Об этом он писал бывшему гендиректору Стиву Джобсу и руководителю службы компании Эдди Кью:
Неужели мы думаем, что наше разделение 70/30 продлится вечно?
Шиллер в письме называл себя «стойким сторонником» комиссии в 30%, но заявил, что не верит в её неизменность. Кроме того, Apple в 2016 году сообщила о снижении комиссии до 15%, если подписка пользователя на приложение продлится больше года. Но такую льготу в App Store получили в 2021 году только разработчики с выручкой меньше $1 млн в год:
Часть третья. Epic Games и магазины приложений
Epic Games и маркетплейсы других компаний
Впервые в истории были опубликованы финансовые показатели Epic Games. Оказалось, за размещение Fortnite в магазинах приложений компания с 2017 по 2020 год заплатила около миллиарда долларов комиссионных, в том числе:
- компании Sony — $451,4 млн;
- компании Microsoft — почти $246 млн;
- компании Apple — $237,2 млн.
Несмотря на то, что Epic Games заплатила Apple почти вдвое меньше, чем Sony, претензии компании заключаются в другом: купертиновцы пользуются своей властью и навязывают разработчикам любые условия.
Но благодаря этим данным суд выяснил, что Sony посчитала кроссплатформенность Fortnite, угрозой для своего бизнеса, несмотря на все уговоры Epic Games. Для компенсации возможных убытков японский IT-гигант в августе 2019 года придумал особые условия, по которым разработчики будут обязаны платить Sony дополнительную комиссию, если владельцы PlayStation вносят больше некоторого процента в общую прибыль кроссплатформенной игры.
Epic Games и собственный маркетплейс Epic Games Store (EGS)
Компания раскрыла суммы выплат разработчикам игр за эксклюзивное размещение их продукции в Epic Games Store. Только за первые девять месяцев 2019 года Epic Games потратила на это $11,6, благодаря чему привлекла почти 5 млн новых пользователей. Несмотря на это, по словам гендиректора компании Тима Суини, такие выплаты делают EGS «нерентабельным»: например, в течение 2018-2019 было вложено в маркетплейс $359 млн, а выручка составила всего $235 млн.
При этом стало известно, что почти 7% пользователей после приобретения бесплатной игры в EGS, сделали хотя бы одну покупку, а средняя выручка с пользователя примерно равна $40. Это очень высокий показатель для любого фримиум-сервиса: обычно он значительно меньше 1%.
Часть четвёртая. Что стало известно про бизнес других компаний
Nvidia
В ходе судебного заседания также стало всплыло, что Epic Games сотрудничает с Nvidia. Сервис GeForce Now позволит запускать Fortnite через браузер на iOS. Сейчас компании работают над созданием удобной для сенсорного управления версии игры.
Walmart
Неожиданно для многих, выяснилось, что собственный игровой сервис планировала выпустить Walmart. Кодовое название проекта Project Storm стало известно из конфиденциальных документов, всплывших во время судебного заседания.
Главной особенностью сервиса являлась полная свобода для игрока: Walmart планировала выпустить клиент сервиса для Windows, который поддерживал бы запуск игр из сторонних маркетплейсов, таких как Steam, Uplay, Origin, Epic Games Store, Battle.net и Bethesda Launcher. Изначально Project Storm планировали запустить в 2019 году, но потом его выпуск перенесли на более поздний срок, который продлился на неопределённое время из-за пандемии.
Nintendo
В рамках судебного разбирательства Nintendo предоставила документы, включающие в себя договор, который заключается со всеми издателями. Оказалось, что для компании очень важно, чтобы ни разработчики, ни их сотрудники не являлись членами Якудзы или других преступных группировок, а также не сотрудничали с ними или не финансировали их.
Часть пятая. Epic Games vs. Apple
«Почему именно Apple и почему именно сейчас?»
Именно такой вопрос гендиректору Epic Games задал представитель Apple Ричард Дорен, который отметил, что разработчик полностью согласился с политикой Apple, размещая свои продукты в App Store. При этом условия соглашения за это время не менялись, как и комиссия маркетплейса в размере 30%.
Тим Суини в ответ заявил, что давно уже настроен против «обнесённых стенами садов». После этого представитель Apple показал, что другие платформы предъявляют абсолютно те же условия, что и App Store.
Sony, Microsoft и Nintendo тоже берут комиссию в 30%, запрещают подгрузку со стороны и требуют от разработчиков использовать только их фирменные решения. Ровно те же самые требования у Apple, которые Epic Games требует изменить.
Тим Суини объяснил, что его компания не требует каких-либо компенсаций или изменений в проверке приложений, но считает, что Apple навредила бизнесу Epic Games, заставив разработчиков «пройти через App Store» и использовать свою платёжную систему внутри игр. По его мнению, купертиновцы должны позволить «обращаться с iOS как с обычным компьютером».
Представители Apple назвали эти слова «лукавством», и заявили, что Epic Games хочет просто снизить расходы на комиссионные выплаты, запустив внутри Fortnite собственную платёжную систему, из-за чего Apple придётся смягчить правила модерации в App Store и пустить в магазин непроверенные и ненадёжные приложения.