Владислав Палагин – украинский саунд-продюсер, битмейкер, известный как Palagin. Наш новый герой серии материалов «Чем пользуется?».
Поговорим сегодня как о его личной технике, так и о профессиональной.
Смартфон: iPhone 14 Pro Max
— Расскажи про свой телефон. Чем он тебе нравится?
— У меня iPhone 14 Pro Max. Что нравится в 14-м? Dynamic Island этот интересненький. Просто прикольная забава. Но звук, на самом деле, в нем стал лучше по сравнению с 12-м. Я рассматривал: две песни включаешь с одного и со второго – намного прикольнее и объемнее звук. Сами динамики намного чище.
Раньше я перепродавал свои смартфоны. Например, у меня был Samsung d900i, потом я продал его на блошином рынке, а взамен получил Nokia 6630. Некоторое время я потратил на покупку и перепродажу более дорогих телефонов. Затем я зарегистрировался на форуме перепродаж и использовал его для продажи дешевых подержанных вещей, чтобы получить небольшой доход. Так я накопил на свой первый ноутбук.
— Но для тебя телефон – это больше коммуникатор?
— Да, больше повтыкать Youtube и всё такое, Netflix какой-то офлайн покачать.
— Топ-5 твоих приложений – это какие?
- Notion
- PocketBook
- Telegram
- Youtube
— Notion – крутая заметочка, очень удобно пользоваться. Она синхронизируется, можно прямо в браузере ее открывать, на компьютере, во всём. Наверное, если ты работаешь на Mac, то удобнее просто использовать заметки. А я на Windows, и мне кросс-платформенность дает Notion.
— Pocket Book. Я удивился, когда увидел. Ты читаешь?
— Да, я обожаю! Я этой электронной книжечкой ну очень часто пользуюсь. И Pocket Book – прикольная приложуха, потому что она синхронизируется с твоим аккаунтом. На эту книгу так удобно скидывать книги. Ты просто кидаешь на e-mail-адрес, который создается у книжки, и оно сразу появляется в книге. Вот такая удобная штука.
— И ты с телефона еще читаешь?
— Да. Бывает, еду в таксишке – что-то дочитываю. Оно потом синхронизируется с Pocket Book.
— Youtube – 5-е место. Это всякие shorts и тому подобное?
— Да. Я обожаю канал «Мистика», всякие такие.
— Канал «Мистика» типа «Рен-ТВ»?
— Не, «Мистика» – это документалки как на Netflix, но более ютубного формата, прикольные. Про всякие преступления. Люблю такое – повтыкать в документалочки.
Обожаю Станислава Дробышевского на Youtube. Это палеонтолог. Рассказывает про эволюцию, ископаемые. Очень классно.
— Неожиданно…
Наушники личные: AirPods pro 2
— Личные наушники ты все-таки выбрал AirPods, несмотря на огромное количество профессиональной техники?
— Потому что только с ними прикольно летать или как-то перемещаться. Их в карманчик кинул – удобно. Кстати, Pro 2 намного лучше звучат, чем Pro 1. Намного шире.
— Удивился?
— Да! Я так кайфовал, когда их взял. И шумодав в них намного сильнее. Это мне понравилось. Они значительно лучше стали.
Личный ноутбук: dell xps 13
— У тебя есть ноут Dell XPS 13. Для чего ты его юзаешь?
— Я его как-то брал для поездок, потому что часто ездил, и подумал, что было бы прикольно взять какой-то маленький ноут. А он еще оказался реально достаточно мощным. То есть я на нем в одном проекте могу и мастерить, и сводить, и он супермаленький. У них сейчас еще новая версия вышла, я в США думаю ее взять. Он батарею держит супердолго.
Рабочая техника: Alienware, Apollo Twin, Iloud MTM и даже игровая мышь Logitech superlight
— Расскажи про профессиональное. Alienware, твой ноутбук.
— Из Windows ноутов мне больше всего нравятся Alienware, именно эту модель выбрал, потому что это не ноутбук в обычном понимании, а это портативный десктоп, то есть вся начинка в нем от стационара, а не мобильная, но за это нужно платить портативностью, он довольно большой, тяжелый и имеет целых два больших блока зарядки
Она уже обновлялась. У меня первая ревизия с 2019 года. Он как раз вышел в 2019 году, я его тогда взял. Крутейшая тема, потому что меня поразило, что это не ноутбук, а это именно десктоп в формате ноутбука. То есть он очень толстый и всё такое. Сейчас современные ноутбуки уже наконец-то его перегоняют. В том плане, что мобильные процессы стали намного мощнее, чем ПК-процессоры 2019 года. Но он всё равно до сих пор справляется со всеми задачами.
Я сейчас в Америке хотел обновиться на новые Alienware X17, которые уже давненько ушли. Но жду, когда будет 4090 Mobile и чип 13900HX. Когда они обновятся, тогда я возьму.
— Прикольно! То есть у тебя профессиональная техника живет долго. Этот гаджет почти четыре года?
— Да. Все-таки это как компьютер, а не ноутбук. Ноутбуки, да, не так долго висят. У этого и охлаждение крутое, поэтому он такой долгий. Я даже не разу не чистил его за три года.
— Когда я общался со Славой Мерлоу, он говорил о том, что на Mac, ему кажется, лучше записывать.
— Не знаю. Может, эстетично ему больше подходит. Мне все-таки больше нужна мощность. MacBook, их называют супермощными, но они мощные для мобильных девайсов. Их как будто больше можно с планшетами сравнивать, чем со всякими последними Intel-чипами и видеокартами RTX, как будто нельзя сравнить какой-то M1 или M2.
— Именно в плане твоей профессиональной работы?
— И профессиональной, и в плане какой-то мощности. То есть запас по мощности… Windows не такой эстетично приятный, вообще не такой, но запас мощности в нем намного больше, и это мне нравится. Да и оптимизация – как будто всё есть на Windows.
— Сейчас Apple пишет о том, что у них, на самом деле, это один из мощнейших процессоров.
— Да. Но я думаю, что там уловка с тем, что он все-таки как мобильный процессор. То есть у него укороченное питание и всё такое. Сама видеокарта же почти отсутствует. Даже на самом последнем MacBook ты GTA 5 запустишь только на ультра-минималке в 480. Поэтому как это можно назвать чем-то самым мощным?
Я думаю, это скорее связано с оптимизацией, что всякие программы, написанные под Mac, они лучше работают на этом процессоре, хуже работают на процессоре Windows.
— Дальше у тебя идут звуковые карты. Звуковая карта – это вообще что? Можешь объяснить простым языком?
— Если простым языком, то это просто функция карточки, чтобы подключить к ней всякое оборудование. То есть типа колонки, синтезаторы и всё такое. То есть к компьютеру это не так легко подключать, ну только через какие-то мега-переходники. Грубо говоря, эта штука и есть огромный переходник с какими-то своими звуковыми мощностями.
— То есть там отдельно установлен процессор, который делает определенные вычисления, чтобы этот звук правильно доходил до каждой точки?
— Да. К примеру, там есть такая тема как clocking. Интегрированная карточка в ноутбуке не так хорошо справляется с клокингом (это чтобы сэмпл рэйты [sample rate] попадали). Получается, она забирает задачи с процессора твоего компьютера на себя. Она чуть-чуть облегчает работу. Но в основном все-таки это больше как предусилитель, и для колонок, и для микрофонов, то есть больше выполняет такую задачу, чем вычислительную.
— И ты используешь одну звуковую карту Apollo Twin?
— Да.
— Понятно. Про нее ты написал, что эта карта уже как стандарт у всех? И ты ее долго юзаешь, эту Apollo Twin?
— Да. Сейчас они есть уже и на Windows, и на Mac одновременно. А я ее покупал, когда она только вышла на Windows. Потому что они до этого всегда были эксклюзивом для Mac. И я до сих пор с ней. Там лежит еще одна карточка, тоже не юзанная, но я привык к этой. Уже когда будет новый ноут, тогда обновлюсь.
— Мышь… Ты уделил Logitech superlight отдельный пункт…
— Я влюбился в эту мышь! Я еще в CS постоянно раньше катал. И я люблю всякие Razer искривленные, и что-то такое. Всю эту периферию я дико обожал. Раньше мне казалось, что после мышки Razer (не помню, как называлась), которая сделана под правшу, что это самая удобная мышка в мире.
И мне симметричные мышки вообще не нравились. Я думал, что это какой-то пережиток прошлого – слишком стандартизировано. А эту мышку я попробовал – она дико легкая, дико удобная, дико быстро, без проводов. Ты катаешь, тебе никакой провод не попадет под мышку. И работает, удивительно, быстрее, чем проводная. То есть по тестам у нее все задержки намного меньше, чем у проводной. Это дико круто.
— Ты просто как любитель игр это заметил? Или ты специально выбирал, чтобы играть?
— Нет, это скорее по характеристикам заметил. Не помню, как так вышло, но мне Саша S1mple ее подарил. Logitech ведь спонсоры NAVI. У него как раз были эти мышки. Он говорит: «Прицени. Вот тебе подгон». И я влюбился в нее.
— Расскажи про наушники Beyerdynamic dt 1770 pro. Это именно профессиональные наушники?
— Да, это профессиональные наушники. Звучат вполне сбалансированно. Всё равно у них есть свой прикрас. У них, может, чуть больше высоких, чем у каких-то стандартных. В них всё слышно хорошо, детализировано. Мне в них это нравится. Я их слышу, знаю. Я знаю, что в них поправить, если что.
— Мне интересно: когда вы делаете музыку, то слушаете ее на профессиональном оборудовании с профессиональными наушниками. Но вы понимаете, что конечные пользователи обычно слушают…
— Да. Для этого есть куча щит контролы [shit control]. Это скорее чтобы сделать какую-то хирургическую работу. То есть поправить какие-то миллисекунды, мини-вздохи, мини-шумы услышать. Конечно, их там почти никто не слышит. Но если ты все-все-все почистишь, то будет намного чище на всем звучать. И всё равно есть всякие щит контролы. Есть маленькие дешевые колонки, есть блютуз-колоночка.
Можно просто низ и верх обрезать на эквалайзере на мастере и послушать. Потому что в основном на всей дешевой технике (доступной), которая у всех, кто не аудиофил, кто просто слушает музыку, у них в основном нет хороших высоких частот и нет хороших низов. Поэтому вся музыка у них концентрируется в середине. И самое крутое – это всегда проверять середину, то есть обрезать верх и низ, и чтобы в середине всё звучало круто. Тогда у всех должно звучать тоже хорошо.
— Расскажем про профессиональную технику – это про мониторы и микрофон. Какие ты используешь мониторы? Расскажи про их историю. Наверное, тоже какая-то…
— Да. Здесь у нас колонки – это Алишера. Но мы хотим сейчас обновиться. Выбираем и после тура хотим нормальное оборудование. Потому что эти очень старые и не особо прикольные. Мне они не особо нравятся. В них не особо объемный звук. Не знаю, что про них говорить. Я их вообще ненавижу!
— Пофоткали… Но я их ненавижу.
— Да-да. Я больше привык к Barefoot. А мои самые любимые, довольно-таки доступные – это Mackie 824. Их я обожаю. К ним я привык, я знаю, как они звучат, и они звучат вполне сбалансированно.
По-моему, я рассказывал про колоночки MTM. Их я люблю. Они сейчас выпустили огромные колонки. Мы хотим их взять и попробовать. Мне кажется, они будут идеальны. Потому что в них как раз есть функция выравнивания.
У каждой комнаты есть свои искажения звука. Каждая штучка где-то вибрирует, где-то резонирует окно или какой-то угол. В эту штуку встроен микрофон, который всё это вырезает. То есть где у тебя перебор, где у тебя комната заводится, они приглушают эти частоты. И это очень круто!
Даже когда я попробовал те маленькие MTM, я был в шоке, что можно настолько чистый звук слушать и в домашних условиях.
— Как считаешь, человеку дается это чувство слушать и понимать чистоту, или это тоже как какой-то скилл, который можно прокачивать? Потому что лично я послушал, как звучит у тебя, как у Славы. Я раньше никогда не задумывался, что может быть настолько качественный звук. Это приходит или ты как-то сам понял: «Что-то какое-то дерьмо. Хочу лучше»?
— Наверное, это было профессиональной необходимостью. У меня раньше были колонки Sven, я пользовался ими очень долго, еще когда в школе писал биты. Сначала мне их хватало, а потом я понял, что мне их вообще не хватает.
Как будто ты привыкаешь, а потом ты что-то слушаешь и понимаешь, что слышишь намного больше. И так постоянно выходит что-то новое, и ты понимаешь: «О, а здесь я еще больше слышу». То есть, наверное, это какая-то натренированность все-таки, но и необходимость всегда слышать больше.
— А что по микрофонам? Какие используете?
— Этот микрофон U 87, он довольно-таки стандартный у всех. Он довольно-таки сбалансирован. В нем и низ хороший, и верх. Про него нельзя сказать ничего ни хорошего, ни плохого. Просто хороший микрофон, на нем всё слышно.
Есть микрофоны, которые как-то звучат. А он в хорошем смысле звучит почти никак, то есть очень натурально. В этом плане он очень гибкий. То есть ты из него можешь достать любой звук. Этим он крутой. То есть не задран верх и, если необходимо, легко поднимать. Он подходит вообще для всего.
Я хочу рассказать вот об этом. Он крутой. Тоже недорогой, но очень прикольный. Потом скину тебе модель. Он очень маленький, инструментальный, но я записал на него очень много песен. Трек «На чиле» на него записали. А он выглядит как курилка.
Он вот такой. Может, более длинная курилка. Он очень тонкий. Я его очень люблю. И он как раз микрофон с характеристикой, с какой-то харизмом, или с окрасом. И он мне очень нравится по окрасу. В нем чуть меньше низа, который я и так срезаю на эквалайзере, и в нем чуть больше верха, который я и так всегда поднимаю. Поэтому он дико приятный.
— То есть он по умолчанию записывает то, что ты потом отшлифовываешь?
— Ну да. С профессиональной точки зрения он, наверное, не совсем гибкий и пластичный, но мне он подходит. Не для голосов артистов, а мне как раз для того, как я обрабатываю, он подходит. В нем всё звучит довольно читаемо. И из-за того, что он инструментальный, он больше для тарелок, для всего этого, то из этого он снимает супер приятные детали, текстуру голоса. К примеру, этот Neumann не особо снимает их. Он как будто снимает твой чистый голос без всяких помех. А там прикольная «грязючка» пролазит.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»