YandexGPT будет давать быстрые ответы в Поиске. Как это повлияет на сайты?
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»
Яндекс начал тестировать языковую модель YandexGPT для создания быстрых ответов в Поиске, сообщила пресс-служба компании «Коду Дурова».
Нейросеть даёт краткий ответ на запрос пользователя под поисковой строкой — так она обобщает сведения из источника, помогая сэкономить время на поиске информации. Это, по мнению компании, даст больше быстрых ответов, при этом их качество должно улучшиться:
- Для создания быстрого ответа YandexGPT в режиме реального времени находит несколько самых подходящих источников по запросу.
- Затем нейросеть делает краткую выжимку информации каждого из них, в том числе, если нужный для ответа текст в разных частях страницы.
- После этого YandexGPT выбирает наиболее полезный ответ и показывает его вместе со ссылкой на источник.
Всё это нужно, чтобы пользователи могли получить дополнительные подробности по интересующей теме, а площадки — переходы на сайт. Сейчас такой формат быстрых ответов работает в режиме ограниченного тестирования по заявке в приложении Яндекс с Алисой.
Что не так?
Некоторые пользователи сомнительно отнеслись к этому нововведению. Например, исследователь дата-этики Роман Нестер заявил, что если нет перехода на сайт, то пользователь не кликнет на рекламу, на которой зарабатывают около половины из более чем 4 млн сайтов Рунета:
Получается, миллионы авторов будут теперь трудиться, чтобы накормить контентом нейросеть. Которая из него сделает выжимку и покажет юзеру не отходя от поисковой строки.
В публичном комментарии Яндекс напомнил, что технология поможет пользователям получить больше подробностей по интересующим темам, а площадкам получить переходы на сайт:
Мы запустили новый формат в бета-тестирование на небольшую аудиторию, чтобы оценить эффект его внедрения для пользователей и площадок. Мы находимся в диалоге с паблишерами и учитываем их фидбек для дальнейшего развития продукта.
В ответ на это Нестер дополнил свои мысли, опубликованные в Telegram-канале «Русский маркетинг». Он напомнил, что так называемые «сниппеты», в которых доступна часть контента без необходимости переходить на сайт, появились ещё в 2014 году:
И да, там была ссылка на оригинальный сайт. Сайты тут же потеряли от 12% до 30% трафика. Кликабельность падает почти на треть, когда пользователь сразу видит то, что искал. С тех пор были десятки судебных дел, от маленьких ресурсов до Oracle. Почти везде корпорация победила.
По его мнению, «суммаризация сделает смертносными для экономики сайтов» подобные «сниппеты», тестируемые Яндексом. В отличие от обычных быстрых ответов, новый формат с YandexGPT, может привести к проседанию трафика не на четверть, а на 50-60%, заключил эксперт.
Быстрые ответы доступны в Поиске с 2016 года. Технология выделения информации в них появилась в 2021 году. С того момента для реализации функции Яндекс начал использовать языковую модель BERT от Google.
Более подробно о том, «убьют» ли нейросети поиск, в недавнем подкасте yet another podcast рассказали руководитель Поиска Лена Бубнова и директор бизнес-группы Поиска Дима Масюк:
Языковая модель — это статический файл размером несколько десятков ГБ. Размеры информации в интернете — это даже не тысячи ТБ, а в тысячи раз больше. Сама модель, при всём желании (ни наша, ни какая другая), не знает о 98% фактов в интернете. [...]
Что такое Поиск? У нас есть копия всего интернета, которая буквально каждые полчаса обновляется. Мы обходим весь интернет и на наших серверах хранится его копия. С одной стороны, LLM (большая языковая модель, — прим. ред.) — это чудесная штука, которая на человеческом языке общается с человеком, с другой стороны — о большей части вещей она не знает. [...]
В итоге нужен будет симбиоз: с одной стороны, вся информация по запросу, с другой стороны — переработка данных естественным языком для этой модели. В итоге победит синтез, — заявил Масюк.