Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»
С каждым годом стажировки в компаниях набирают популярность: многие крупные работодатели регулярно привлекают студентов и выпускников, взаимодействуют с вузами.
Для молодых специалистов стажировка открывает возможности применить свои знания на практике, получить реальный опыт работы, создать портфолио, а самые активные студенты, к окончанию стажировки, получают офер от компании.
Сегодня стажировка — это шанс для молодых людей оказаться в перспективной среде: попробовать на вкус работу в крупной корпорации, побыть в здоровой конкурентной среде, поработать с наставником и получить за это денежное вознаграждение.
Мы побывали в гостях у билайна, пообщались с теми, кто в компании работает со стажёрами, порассуждали о вкладе молодых специалистов в бизнес-процессы.
Семнадцатилетний опыт в развитии студентов
В билайне программа стажировок существует с 2006 года. За это время она менялась и трансформировалась, как и сами молодые специалисты. Если 10 лет назад студент во время стажировки ещё определялся в своём призвании, проверял личные гипотезы, искал подтверждение того, что выбор специальности был сделан верно, то сегодня молодые люди более уверены в себе, знают чётко что и когда нужно, имеют сформированные ожидания от будущего работодателя и предполагают определённый результат на выходе.
По этой причине нынешняя программа стажировки в билайне включает в себя не только выполнение определённого функционала на рабочем месте, но и наставничество, образовательные курсы, развивающие мероприятия и многое другое. Сегодня билайн активно взаимодействует с ведущими вузами страны: НИУ ВШЭ, РТУ МИРЭА, МГТУ им. Н.Э. Баумана, СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. Программа стажировок действует в Москве, Санкт- Петербурге, Новосибирске, Ростове, Казани, Воронеже, Барнауле, Уфе и Саратове.
Молодые специалисты в билайне попадают в те подразделения, где их готовы развивать. Команды обозначают своё желание принять стажера, чтобы вырастить себе компетентного специалиста: b2b, b2c, маркетинг, PR, IT, Data, digital, technical support, информационная безопасность.
В начале совместной работы руководителем разрабатывается план, в котором прописывается чем займётся новый член команды, какие области освоит, в каких реальных проектах будет участвовать и что обе стороны могут ожидать друг от друга. Это позволяет уже на начальном этапе строить отношения на доверии, взаимоуважении, исключить ложные ожидания с двух сторон.
Стажеры в билайне — одни из двигателей прогресса, новый взгляд и свежие идеи
Попадание на программу уже доказывает высокую подготовку кандидата, его соответствие принципам и ценностям компании, высокую мотивацию и проактивную позицию. При выходе стажера на работу наставник-руководитель начинает отслеживать выполнение заданий, следить за активностью и настроением — это прежде всего делается для раскрытия потенциала, направление энергии в нужное русло. В компании заметили, что благодаря такому подходу работы со стажёрами, руководители могут пересматривать свою деятельность и реализовывать улучшения продукта.
Стажеры в билайне — полноценные члены компании, с ними заключается трудовой договор, программа стажировки аналогична должностным инструкциям, курс для стажёра и поддержка наставника позволяют сократить сроки онбординга. При этом сроки стажировки не могут превышать 12 месяцев: программа нацелена за это время подготовить стажёра к позиции в команду, обеспечить возможность роста.
В среднем программу стажировок за год проходит более 60 человек. Средняя конверсия в год по переходу в штат — 40%, по направлениям Data и IT, например, каждый второй остаётся в компании.
О пользе стажировок от первых лиц
Первостепенная цель стажировки — привлечь молодых специалистов для их развития и дальнейшего перехода в штат компании. Закрытие вакансий узкопрофильных специалистов — ещё одна задача, которую решает программа. В некоторых направлениях, где недостаточно специалистов с определённой экспертизой на рынке, программа подготовки и развития студентов, является чуть ли не единственной возможностью для компании обеспечить себя необходимыми компетенциями для выполнения бизнес-задач.
Сами руководители видят пользу от стажировок не только в закрытии конкретной вакансии, но и воспринимают их как источник свежих идей и проектов, возможность выйти из зоны комфорта, внести вклад в развитие молодого профессионального сообщества.
Антон Высоких, руководитель центра компетенций по дизайну и пользовательскому опыту в билайне:
Задача нашего центра компетенций — нанимать, обучать, развивать дизайнеров и интегрировать их в продуктовые команды: своего рода внутренний аутстаффинг. Мой опыт во взаимодействии со стажёрами — на 100% позитивный. Стажёры, обладающие базовыми навыками, всегда полезны для бизнеса: в зависимости от подготовки, им можно поручать задачи разного уровня, они хорошо мотивированы и очень лояльны к компании, требуют больше профессиональных прикладных вложений, чем финансовых.
Есть неочевидный плюс для тех, кто становится наставником — эта сторона тоже развивается. Навыки предоставления обратной связи и командной работы, а самое главное — наглядное доказательство важности регламентов и документации на деле, ведь для нового сотрудника это важная опора в работе. Компания, благодаря стажёрам, развивает институт наставничества.
У нас стажёры-дизайнеры достаточно быстро онбордятся, начиная взаимодействовать не только с наставником и командой, но и с внутренним заказчиком: с одной стороны мы, центр дизайна, говорим как делать правильно, с другой — продукт, который говорит, что делать. Это помогает прокачать не только профессиональные навыки, но и soft skills.
В последнее время я замечаю, что качество и количество специалистов-дизайнеров увеличилось. И кажется, что молодым ребятам будет пробиться сложнее, поэтому я очень рад, что наша программа стажировок продолжается и совершенствуется. Своих лучших стажёров, сегодня уже коллег, я встретил на защите тестового задания, которое сам и разработал, на одной из обучающих платформ. Те, кто показали глубокую проработку и аккуратность, получили приглашение на программу стажировки.
Александр Вендер, руководитель по разработке, департамент разработки диджитал продуктов в билайне:
Мы — frontend-разработка, которая трудится над проектами компании. В нашем направлении стажёр находится под присмотром в среднем полгода, далее мы даём ему больше свободы, постепенно отпускаем контроль для того, чтобы он научился самостоятельно принимать решения, в том числе и по кодам. Что касается review — мы даём возможность молодым специалистам на самом начальном этапе участвовать в этом процессе. Я очень хорошо понимаю, что опытный разработчик может делать чуть больше задач или растить молодого специалиста. Но при этом, я всё равно вижу перспективы в стажировке и всегда рад взять молодых ребят в команду.
На мой взгляд, самый большой плюс для руководителей и компании в целом от стажировки заключается в лояльности тех сотрудников, которые выросли внутри. Для них это первая команда, первый рост, первая работа и даже больше. Они и есть настоящие амбассадоры компании.
Программа стажировки BeeGinner успешно существует давно, но команда frontend-разработки решила поэкспериментировать и набрать стажёров по-своему. Мы создали бесплатный курс BeeInterns для тех, кто хочет начать карьеру программиста. В 2022 году закончился второй сезон программы. Каждый из команды разработал и провёл по два вебинара. Это был первый опыт преподавания и наставничества для разработчиков билайн, но все с энтузиазмом подключились к этому проекту, потому что понимали его ценность. Целеустремлённость и тягу к знаниям поощряли ещё до старта курса — несколько человек не смогли выполнить тестовое задание для поступления, но они написали мне письма с обещаниями пройти все необходимые тесты во время обучения. Их приняли на курс и через некоторое время они действительно во всём разобрались и успешно сдали задания.
Заявок на первичный скрининг поступило 500, половину отобрали для прохождения тестового задания, всего на курс было зачислено 65 человек, 20 из них на разных этапах сошли с дистанции, потому что не смогли совмещать курс и обучение в вузе. Перед четвёртым модулем студентов параллельно с обучением приняли на программу стажировки BeeGinner, и они стали практиковаться на реальных задачах от команды. Всем, кто прошёл программу, выдали сертификаты, 12 человек получили рекомендательные письма, двоих мы взяли в штат.
Егор Гайдук, директор Единого центра исследований в билайне:
Мы занимаемся исследованиями клиентского опыты — market research, качественные исследования, проектирование клиентских путей и направление по работе с обратной связью. У меня есть опыт преподавания в вузе, поэтому взаимодействие со студентами для меня очень привычная среда. Я всегда очень ответственно подхожу к отбору стажёров, но и отношение в команде к ним — взрослое. Ребята, прежде всего, перспективные молодые специалисты, а потом уже стажёры. Те, кто попали к нам в команду, совершенно точно инициативные и амбициозные, с хорошим уровнем подготовки, уделяющие много внимания развитию и самообразованию за пределами институтских стен. С такой заинтересованностью мне, как руководителю, очень хорошо работать.
Я уверен, что понимание приходит через опыт, поэтому стажёры сразу интегрируются в рабочие группы для исследования и взаимодействуют с заказчиками под контролем наставника. На более сложные исследования у нас собирается большая команда со старшими экспертами и руководителями направлений, стажёры всегда привлекаются в такие команды. Наставники передают свои опыт и накопленные знания молодёжи, а те рассказывают про новые подходы, методики и инструменты — всё это мы тестируем вместе, применяем лучшее.
Сотрудники, которые уже какое-то время работают с исследованиями в билайне, очень увлечены процессом, времени посмотреть по сторонам не так много. В итоге, благодаря приходу молодых ребят в команду, у нас появляется повод для внедрения новых типов исследований, освоения широкого набора инструментов. В этом большая ценность стажировок для нашего направления.
В среднем у нас в центре исследований стажёры через месяц-полтора уже решают задачи на уровне специалиста, безусловно, под присмотром и чуть медленнее. Совместно с билайн университетом мы развиваем школу клиентского опыта, в её рамках мы проводим вебинары и тренинги. Помимо этого у нас внутри много профессиональных источников знаний — люди с экспертизой, литература, кейсы. С мая 2022 года два (из двух) стажёров у нас закрепились в штате, сейчас — ещё три на финальном этапе стажировки.
В компании осознают и уделяют особое внимание сложившейся проблематике и развитию отрасли: в условиях, когда технологичные бренды сокращают своё присутствие или уходят с рынка РФ, билайн рассказывает широкой аудитории про то, что телеком — это не только про связь и интернет.
билайн использует Big Data и технологии искусственного интеллекта для решения широкого круга задач, начиная от таргетирования рекламы и заканчивая созданием нейросети для поиска пропавших людей отрядом «Лиза Алерт». Компания проводит хакатоны, митапы и прочие мероприятия для молодых IT-специалистов, создаёт и развивает цифровые инструменты внутри компании, улучшающие клиентские сервисы и работу сотрудников.
Как попасть на стажировку в билайн
На сайте beeline BeeGinner есть возможность оставить заявку на стажировку. Подробное описание направлений также есть на сайте. Выбор очень широкий — от клиентских функций до IT. На этом этапе стоит подробно рассказать о себе, основном и дополнительном образовании, достижениях и сильных сторонах.
Количество мест для стажёров ограничено в связи с реальной потребностью бизнеса. Если стажёр перешёл в штат, вакансия на программе открывается и специалисты билайн связываются с теми, кто оставил заявку на сайте. Поэтому стоит не только внимательно следить за вакансиями, но и отправлять резюме на потенциально интересную вакансию.
О ближайшем мероприятии для студентов можно узнать здесь. Оно состоится онлайн 15 февраля — регистрация доступна уже сейчас. На нём экспертизой поделятся сотрудники компании, которые занимаются программами благополучия сотрудников, развитием персонала, карьерными консультациями.
Реклама.
ПАО ВымпелКом
LatgBbMCo