Зачем бизнесу стажёры: история билайн
Зачем бизнесу стажёры: история билайн

Зачем бизнесу стажёры: история билайн

24 января, 20237 минут на чтение

С каждым годом стажировки в компаниях набирают популярность: многие крупные работодатели регулярно привлекают студентов и выпускников, взаимодействуют с вузами.

Для молодых специалистов стажировка открывает возможности применить свои знания на практике, получить реальный опыт работы, создать портфолио, а самые активные студенты, к окончанию стажировки, получают офер от компании.

Сегодня стажировка — это шанс для молодых людей оказаться в перспективной среде: попробовать на вкус работу в крупной корпорации, побыть в здоровой конкурентной среде, поработать с наставником и получить за это денежное вознаграждение.

Мы побывали в гостях у билайна, пообщались с теми, кто в компании работает со стажёрами, порассуждали о вкладе молодых специалистов в бизнес-процессы.

Семнадцатилетний опыт в развитии студентов

В билайне программа стажировок существует с 2006 года. За это время она менялась и трансформировалась, как и сами молодые специалисты. Если 10 лет назад студент во время стажировки ещё определялся в своём призвании, проверял личные гипотезы, искал подтверждение того, что выбор специальности был сделан верно, то сегодня молодые люди более уверены в себе, знают чётко что и когда нужно, имеют сформированные ожидания от будущего работодателя и предполагают определённый результат на выходе.

По этой причине нынешняя программа стажировки в билайне включает в себя не только выполнение определённого функционала на рабочем месте, но и наставничество, образовательные курсы, развивающие мероприятия и многое другое. Сегодня билайн активно взаимодействует с ведущими вузами страны: НИУ ВШЭ, РТУ МИРЭА, МГТУ им. Н.Э. Баумана, СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. Программа стажировок действует в Москве, Санкт- Петербурге, Новосибирске, Ростове, Казани, Воронеже, Барнауле, Уфе и Саратове.

Молодые специалисты в билайне попадают в те подразделения, где их готовы развивать. Команды обозначают своё желание принять стажера, чтобы вырастить себе компетентного специалиста: b2b, b2c, маркетинг, PR, IT, Data, digital, technical support, информационная безопасность.

В начале совместной работы руководителем разрабатывается план, в котором прописывается чем займётся новый член команды, какие области освоит, в каких реальных проектах будет участвовать и что обе стороны могут ожидать друг от друга. Это позволяет уже на начальном этапе строить отношения на доверии, взаимоуважении, исключить ложные ожидания с двух сторон.

Стажеры в билайне — одни из двигателей прогресса, новый взгляд и свежие идеи

Попадание на программу уже доказывает высокую подготовку кандидата, его соответствие принципам и ценностям компании, высокую мотивацию и проактивную позицию. При выходе стажера на работу наставник-руководитель начинает отслеживать выполнение заданий, следить за активностью и настроением — это прежде всего делается для раскрытия потенциала, направление энергии в нужное русло. В компании заметили, что благодаря такому подходу работы со стажёрами, руководители могут пересматривать свою деятельность и реализовывать улучшения продукта.

Стажеры в билайне — полноценные члены компании, с ними заключается трудовой договор, программа стажировки аналогична должностным инструкциям, курс для стажёра и поддержка наставника позволяют сократить сроки онбординга. При этом сроки стажировки не могут превышать 12 месяцев: программа нацелена за это время подготовить стажёра к позиции в команду, обеспечить возможность роста.

В среднем программу стажировок за год проходит более 60 человек. Средняя конверсия в год по переходу в штат — 40%, по направлениям Data и IT, например, каждый второй остаётся в компании.

О пользе стажировок от первых лиц

Первостепенная цель стажировки — привлечь молодых специалистов для их развития и дальнейшего перехода в штат компании. Закрытие вакансий узкопрофильных специалистов — ещё одна задача, которую решает программа. В некоторых направлениях, где недостаточно специалистов с определённой экспертизой на рынке, программа подготовки и развития студентов, является чуть ли не единственной возможностью для компании обеспечить себя необходимыми компетенциями для выполнения бизнес-задач.

Сами руководители видят пользу от стажировок не только в закрытии конкретной вакансии, но и воспринимают их как источник свежих идей и проектов, возможность выйти из зоны комфорта, внести вклад в развитие молодого профессионального сообщества.

Антон Высоких, руководитель центра компетенций по дизайну и пользовательскому опыту в билайне:

Задача нашего центра компетенций — нанимать, обучать, развивать дизайнеров и интегрировать их в продуктовые команды: своего рода внутренний аутстаффинг. Мой опыт во взаимодействии со стажёрами — на 100% позитивный. Стажёры, обладающие базовыми навыками, всегда полезны для бизнеса: в зависимости от подготовки, им можно поручать задачи разного уровня, они хорошо мотивированы и очень лояльны к компании, требуют больше профессиональных прикладных вложений, чем финансовых.

Есть неочевидный плюс для тех, кто становится наставником — эта сторона тоже развивается. Навыки предоставления обратной связи и командной работы, а самое главное — наглядное доказательство важности регламентов и документации на деле, ведь для нового сотрудника это важная опора в работе. Компания, благодаря стажёрам, развивает институт наставничества.

У нас стажёры-дизайнеры достаточно быстро онбордятся, начиная взаимодействовать не только с наставником и командой, но и с внутренним заказчиком: с одной стороны мы, центр дизайна, говорим как делать правильно, с другой — продукт, который говорит, что делать. Это помогает прокачать не только профессиональные навыки, но и soft skills.

В последнее время я замечаю, что качество и количество специалистов-дизайнеров увеличилось. И кажется, что молодым ребятам будет пробиться сложнее, поэтому я очень рад, что наша программа стажировок продолжается и совершенствуется. Своих лучших стажёров, сегодня уже коллег, я встретил на защите тестового задания, которое сам и разработал, на одной из обучающих платформ. Те, кто показали глубокую проработку и аккуратность, получили приглашение на программу стажировки.

Александр Вендер, руководитель по разработке, департамент разработки диджитал продуктов в билайне:

Мы — frontend-разработка, которая трудится над проектами компании. В нашем направлении стажёр находится под присмотром в среднем полгода, далее мы даём ему больше свободы, постепенно отпускаем контроль для того, чтобы он научился самостоятельно принимать решения, в том числе и по кодам. Что касается review — мы даём возможность молодым специалистам на самом начальном этапе участвовать в этом процессе. Я очень хорошо понимаю, что опытный разработчик может делать чуть больше задач или растить молодого специалиста. Но при этом, я всё равно вижу перспективы в стажировке и всегда рад взять молодых ребят в команду.

На мой взгляд, самый большой плюс для руководителей и компании в целом от стажировки заключается в лояльности тех сотрудников, которые выросли внутри. Для них это первая команда, первый рост, первая работа и даже больше. Они и есть настоящие амбассадоры компании.

Программа стажировки BeeGinner успешно существует давно, но команда frontend-разработки решила поэкспериментировать и набрать стажёров по-своему. Мы создали бесплатный курс BeeInterns для тех, кто хочет начать карьеру программиста. В 2022 году закончился второй сезон программы. Каждый из команды разработал и провёл по два вебинара. Это был первый опыт преподавания и наставничества для разработчиков билайн, но все с энтузиазмом подключились к этому проекту, потому что понимали его ценность. Целеустремлённость и тягу к знаниям поощряли ещё до старта курса — несколько человек не смогли выполнить тестовое задание для поступления, но они написали мне письма с обещаниями пройти все необходимые тесты во время обучения. Их приняли на курс и через некоторое время они действительно во всём разобрались и успешно сдали задания.

Заявок на первичный скрининг поступило 500, половину отобрали для прохождения тестового задания, всего на курс было зачислено 65 человек, 20 из них на разных этапах сошли с дистанции, потому что не смогли совмещать курс и обучение в вузе. Перед четвёртым модулем студентов параллельно с обучением приняли на программу стажировки BeeGinner, и они стали практиковаться на реальных задачах от команды. Всем, кто прошёл программу, выдали сертификаты, 12 человек получили рекомендательные письма, двоих мы взяли в штат.

Егор Гайдук, директор Единого центра исследований в билайне:

Мы занимаемся исследованиями клиентского опыты — market research, качественные исследования, проектирование клиентских путей и направление по работе с обратной связью. У меня есть опыт преподавания в вузе, поэтому взаимодействие со студентами для меня очень привычная среда. Я всегда очень ответственно подхожу к отбору стажёров, но и отношение в команде к ним — взрослое. Ребята, прежде всего, перспективные молодые специалисты, а потом уже стажёры. Те, кто попали к нам в команду, совершенно точно инициативные и амбициозные, с хорошим уровнем подготовки, уделяющие много внимания развитию и самообразованию за пределами институтских стен. С такой заинтересованностью мне, как руководителю, очень хорошо работать.

Я уверен, что понимание приходит через опыт, поэтому стажёры сразу интегрируются в рабочие группы для исследования и взаимодействуют с заказчиками под контролем наставника. На более сложные исследования у нас собирается большая команда со старшими экспертами и руководителями направлений, стажёры всегда привлекаются в такие команды. Наставники передают свои опыт и накопленные знания молодёжи, а те рассказывают про новые подходы, методики и инструменты — всё это мы тестируем вместе, применяем лучшее.

Сотрудники, которые уже какое-то время работают с исследованиями в билайне, очень увлечены процессом, времени посмотреть по сторонам не так много. В итоге, благодаря приходу молодых ребят в команду, у нас появляется повод для внедрения новых типов исследований, освоения широкого набора инструментов. В этом большая ценность стажировок для нашего направления.

В среднем у нас в центре исследований стажёры через месяц-полтора уже решают задачи на уровне специалиста, безусловно, под присмотром и чуть медленнее. Совместно с билайн университетом мы развиваем школу клиентского опыта, в её рамках мы проводим вебинары и тренинги. Помимо этого у нас внутри много профессиональных источников знаний — люди с  экспертизой, литература, кейсы.  С мая 2022 года два (из двух) стажёров у нас закрепились в штате, сейчас — ещё три на финальном этапе стажировки.

В компании осознают и уделяют особое внимание сложившейся проблематике и развитию отрасли: в условиях, когда технологичные бренды сокращают своё присутствие или уходят с рынка РФ, билайн рассказывает широкой аудитории про то, что телеком — это не только про связь и интернет.

билайн использует Big Data и технологии искусственного интеллекта для решения широкого круга задач, начиная от таргетирования рекламы и заканчивая созданием нейросети для поиска пропавших людей отрядом «Лиза Алерт». Компания проводит хакатоны, митапы и прочие мероприятия для молодых IT-специалистов, создаёт и развивает цифровые инструменты внутри компании, улучшающие клиентские сервисы и работу сотрудников.

Как попасть на стажировку в билайн

На сайте beeline BeeGinner есть возможность оставить заявку на стажировку. Подробное описание направлений также есть на сайте. Выбор очень широкий — от клиентских функций до IT. На этом этапе стоит подробно рассказать о себе, основном и дополнительном образовании, достижениях и сильных сторонах.

Количество мест для стажёров ограничено в связи с реальной потребностью бизнеса. Если стажёр перешёл в штат, вакансия на программе открывается и специалисты билайн связываются с теми, кто оставил заявку на сайте.  Поэтому стоит не только внимательно следить за вакансиями, но и отправлять резюме на потенциально интересную вакансию.

О ближайшем мероприятии для студентов можно узнать здесь. Оно состоится онлайн 15 февраля — регистрация доступна уже сейчас. На нём экспертизой поделятся сотрудники компании, которые занимаются программами благополучия сотрудников, развитием персонала, карьерными консультациями.

Реклама.
ПАО ВымпелКом
LatgBbMCo

24 января, 2023

Сейчас читают

Редакция рекомендует

Картина дня

Свежие материалы

Свежие материалы