Частная российская космическая компания Avant Space планирует демонстрировать рекламу с высоты 600 км с помощью микроспутников с лазерами. По мнению экспертов, проект имеет несколько причин, которые могут помешать в его реализации.
Ранее стартап в течение нескольких лет разрабатывал электроракетный двигатель для малых спутников, и намеревался продавать его операторам вроде OneWeb. Однако в компании столкнулись с различными трудностями, и разработали новый проект, а уже в сентябре этого года провели первые лётные испытания.
Запуск первой группировки из 20 аппаратов Avant Space совместно с «Аэронет» запланировала на конец 2023 года. Партнёры предполагают, что охват аудитории составит более 1 млрд человек, а ежегодная выручка от их проекта составит около $100 млн в год. Приём заявок откроется в 2022 году. Эксперты считают, что запустить в космос рой микроспутников и даже поддерживать строгий порядок полёта вполне возможно, но у проекта есть много факторов, которые могут помешать его развитию.
Первая причина заключается в точном положении спутников в движении. В космосе будет сложно поддерживать группу космических аппаратов в единой стабильной структуре так, чтобы направить лазеры в одну точку для вывода изображения. Основные сомнения экспертов связаны с использованием электроракетных двигателей, поскольку такой двигатель имеет определённый разброс по времени включения. В российской практике не применяли их для полёта целого роя космических аппаратов рядом друг с другом.
На этот счёт глава Avant Space уверен, что электроракетные двигатели вместе с алгоритмами автономного управления роем в составе трёхосной системы ориентации позволят выстроить спутники в нужном порядке.
Второй причиной, которую назвали эксперты, является яркость лазеров. Они считают, что яркость лазеров и размер фигур, показанный в демо-ролике, обеспечить не реально: на видео лазеры проецируют изображение на поверхность земли, но в атмосфере нет такого слоя, который бы работал как экран обратной проекции и увеличивал площадь. Чтобы невооружённым глазом можно было увидеть группу спутников на высоте 600 км, такая группа должна быть очень больших размеров.
Ещё одной причиной, которая может повлиять на развитие проекта, эксперты считают безопасность самолётов, так как луч лазера может ослепить пилотов. В Avant Space заверяют, что лазеры будут включены только над крупными городами, где уровень «засветки» и так высокий, и средняя длительность полёта спутников над городами составит всего лишь пять-семь минут. Кроме того, компания сообщила, что уровень яркости лазера как на поверхности Земли, так и на высоте 10 км составит примерно -3 звёздной величины, что соответствует уровню яркости Венеры или отражённому свету от МКС.
В качестве следующей причины эксперты считают, что проект рекламы в космосе может быть финансово эффективным, только в том случае, если звено спутников пробудет на орбите до года. Модель продаж включает в себя стоимость аппарата, его вывода и замены, и если спутники очень дорогие, то смысла в таком проекте нет.
Последняя причина заключается в реакции общественности. Эксперты прогнозируют негативные реакции людей на идею рекламы брендов в космосе. Поскольку многие уже и так устали от неё, использовать небо для этих целей — «аморально».
По материалам VC.RU
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»