Спастись от кадрового голода: Может ли One Day Offer решить проблему с нехваткой IT-специалистов?
Спастись от кадрового голода: Может ли One Day Offer решить проблему с нехваткой IT-специалистов?

Спастись от кадрового голода: Может ли One Day Offer решить проблему с нехваткой IT-специалистов?

26 апреля, 20226 минут на чтение
Подписывайтесь на [Код // Дурова] в Telegram[Код // Дурова] в Telegram

Последние пару лет практически все IT-гиганты в России для поиска соискателей используют формат под незамысловатым называнием One Day Offer (далее – odo). Сегодня мы попробуем разобраться, насколько это эффективный способ найти правильного кандидата, почему odo набирает такую популярность в России, как крупные компании его адаптируют под свои цели, а также дадим несколько советов тем, кто сейчас думает принять участие в подобном мероприятии.

Узнать о вакансиях в билайн

Поспешишь - кадровый вопрос решишь

Ситуация на рынке труда в настоящий момент складывается не самым лучшим образом, а кадровый голод в IT-отрасли, кажется, был всегда. Конкуренция растет, проблема «утечки мозгов» сегодня актуальна, как никогда раньше, а задач, которые должны решать специалисты такого профиля, становится только больше. Эти и многие другие причины подтолкнули технологические компании пересмотреть политику IT-рекрутинга и вместо привычных многодневных, а то и многомесячных проверок, анкетирований и собеседований укладываться в более короткие сроки - 24 или 48 часов. Задача непростая, ведь за это время нужно успеть понять, насколько тот или иной кандидат подходит компании, взбодрить безопасников, чтобы те проверили человека на соответствие своими пунктам, а соискателю, в свою очередь, принять решение, хочет ли он работать именно здесь. Однако обстоятельства обязывают действовать решительно и быстро.

Как раз для ускорения процесса рекрутинга и появился формат odo. Надо сказать, что идея не нова – около десяти лет назад такой метод поиска начинающих специалистов использовали, например, консалтинговые компании. Конечно, существенно ускорить процесс приема на работу могут и правильные связи, но мы все-таки за справедливость.

Суть odo, как следует из его названия, заключается в том, чтобы специалист мог получить предложение о работе за один или два дня. Кандидат заполняет заявку на сайте компании или специально созданном для этого лендинге, далее проходит интервью на знание инструментария, да и в целом для понимания, куда он идет, выполняет тестовое задание (это может быть кодинг, технические вопросы и т.д.), заполняет анкету и получает offer.

Достоинства:

  • Возможность быстро закрыть вакансию
  • Прозрачность процесса найма
  • Демонстрация открытости компании к современным форматам работы
  • Возможность «отсмотреть» больше кандидатов в сжатые сроки
  • Удобство для соискателей, особенно, если мероприятие проводится онлайн
  • Кандидаты реже пропадают на разных этапах, как при классическом найме
  • Вероятный offer не успевают «перебить» конкуренты

Кажется, все максимально просто и понятно, но такой формат, как и любая спешка, помимо его безусловных плюсов, сопряжен c определенными рисками.

Недостатки (риски):

  • Не до конца оцененные возможности и бэкграунд специалиста
  • Сложность оценить морально-психологические качества
  • Потеря времени и ресурса в случае, если никого нанять не удастся

Те, кто проводят такие мероприятия, должны либо принимать эти риски, либо максимально их митигировать. В любом случае, odo уже успел зарекомендовать себя в России, потому что плюсов у него все же больше, чем минусов.

Какие ваши доказательства?

Настало время привести несколько примеров, которые докажут, что odo и его отечественные аналоги (импортозамещение, вы же понимаете) довольно успешно работают в компаниях из совершенно разных сфер.

Начнем, пожалуй, с самого очевидного примера - Яндекса, который сегодня представляет собой IT-гиганта с огромным количеством сервисов и технологических решений. Для их создания и поддержания требуются квалифицированные кадры, искать которые сегодня весьма непросто, как мы уже выяснили чуть выше.

Odo от Яндекса является классическим примером того, как должен выглядеть этот формат – регистрация участника, несколько собеседований, решение задач, offer. Компания начала использовать такой способ IT-рекрутинга относительно недавно – с 2019 года, – но, как заявляют в самом Яндексе, за 2021 год по специальностям frontend, backend, mobile и analytics на odo зарегистрировались около 9 000 человек, 220 из которых прошли все отборочные испытания, получили приглашение и вышли на работу.

«Главное достоинство One Day Offer – удобство для кандидатов, можно за короткий срок пройти все собеседования, познакомиться с нанимающим менеджером и принять решение о смене работы. Формат эффективный как для соискателей, так и для компании, поэтому в этом году планируем продолжать использовать и развивать этот инструмент найма, настраивать процессы внутри так, чтобы весь путь кандидата был гладким».

Пресс-служба Яндекса

При этом в Яндексе отмечают, что для некоторых кандидатов комфортнее собеседоваться по классической схеме, которая позволяет дольше готовиться, познакомиться с большим количеством соискателей и понять, «есть ли мэтч». В компании заверили, что от этого проверенного годами способа найма сотрудников отказываться не собираются.

В Альфа-банке, например, решили, что ночью решение принимать проще и вместо привычного формата ускоренного найма IT-специалистов запустили One Night Offer, который позволяет пройти все этапы собеседования за один вечер, а на утро получить предложение о работе. Согласно данным банка, такой вариант odo привлек к участию более 30 QA-инженеров уровня middle и senior, 7 из которых получили offer.

«Если при обычной схеме найма уходит не меньше месяца, чтобы закрыть одну позицию, то теперь мы за сутки можем нанять десятки сотрудников. Также мы сходу даем понять, что с нами легко и удобно работать».

Руководитель управления подбора IT-персонала Альфа-Банка Владимир Демченков

Спорить с этими утверждениями сложно, особенно если посмотреть на конверсию принявших участие в мероприятии специалистов в трудоустроенных сотрудников компании.

Телекоммуникационная компания «билайн» (да, теперь с маленькой буквы) пошла еще дальше и решила вместо одного дня посвятить найму новых IT-специалистов целую неделю, чтобы создать еще более комфортные условия для соискателей. Что ж, это вполне логично.

В феврале и марте билайн провел job week, в рамках которых видео, аудио-, гео- аналитики, а также разработчики имели возможность довольно быстро стать частью команды Big Data B2B. Всего в этих кампаниях по рекрутингу приняли участие 125 разработчиков, пять из которых получили оффер в билайн, а также 81 аналитик, четверо из которых в итоге достигли своей цели. В конце мая копания планирует провести третий job week offer для Data Engineer специалистов.

«Мы проверяем гипотезу. На данный момент было проведено два подобных проекта и планируется еще. Мы заметили, что воронка релевантных кандидатов на таких проектах гораздо больше, чем в «холодном» подборе».

Представитель пресс-службы билайна

Еще одна разновидность odo, получившая распространение в России, называется Weekend offer. Такой формат буквально в начале года использовал банк Тинькофф. С одной стороны, сотрудникам пришлось поработать в выходные, weekend же все-таки, с другой - чего только ни сделаешь ради поиска крутых специалистов в команду.

По большому счету, этот вариант odo мало чем отличается от классического однодневного, но если, к примеру, соискатель трудоустроен где-то в другом месте, ему будет не очень удобно в рабочее время проходить интервью и выполнять задачи потенциально нового работодателя. Плюс, проведение weekend offer само по себе является инфоповодом (PR-специалистам на заметку).

В пресс-службе Тинькофф «Коду Дурова» рассказали, что odo – один из эффективных инструментов, который помогает привлекать в команду талантливых ребят, однако число сотрудников, которые приходят в Тинькофф благодаря odo, в компании не раскрыли, так как это «зависит от многих факторов: от открытых вакансий, специализации, длительности промо и т.д.».

«Первый odo мы провели 24 июля 2021 года. Всего в прошлом году провели два odo - для мобильных разработчиков и системных аналитиков Data Warehouse. В январе-марте 2022 года провели еще три ивента для SRE-инженеров, Java-разработчиков и QA-инженеров. Несколько ивентов запланировано на май. В дальнейшем планируем проводить их регулярно»

Пресс-служба Тинькофф

Одним из пионеров odo в России – по крайней мере так заявляют в компании – является Авито. Помимо классического формата, там, как и в Тинькофф, используют выходные для проведения IT-рекрутинга. Первый Weekend offer состоялся в июле 2021 года в рамках поиска аналитиков. Позже удачный опыт с аналитиками переложили на другие вакансии, и сейчас Авито планирует запуск нового WeekendOffer для направления разработки. В компании подчеркивают, что odo – это не замена классическому рекрутменту, а дополнительный инструмент, который позволяет за короткий промежуток времени нанять множество людей.

«Мы стали предлагать odo еще за долго до того, как это стало мейнстримом в IT-компаниях. Авито был одним из пионеров в этом направлении и смог задать заметный тренд. С учетом того, как мы любим делать дела быстро, закрывать важные вопросы оперативно – odo привычная для нас история. Мы продолжаем активно подбирать ребят в направление Product & Tech и использовать odo в нашей работе. Этот инструмент позволяет сэкономить время кандидата и сделать процесс найма для него максимально удобным. Нашим клиентам и пользователям нужны лучшие в своем деле, и мы находим именно таких».

Head of Recruitment, Product & Tech Авито Анна Панова

Очевидно, что многие крупные компании стали использовать такой формат IT-рекрутинга и, судя по тому, что останавливаться на достигнутом они не собираются, можно сделать вывод, что возможные минусы odo во многом нивелируются результатами, которые удается достичь в ходе ивента. Ведь главное, особенно в нынешней турбулентной ситуации – это результат. А он есть.

Советы соискателям

Мы попросили наших коллег из билайна поделиться с нами некоторыми советами (лайфхаками, если хотите) относительно того, как, например, разработчикам пройти все этапы odo без особых трудностей и получить работу мечты.

Вот самые основные:

  • Освежить знания по выбранному языку программирования и фреймворку (например, scala, ZIO)
  • Быть готовым к лайв коду. Можно потренироваться на https://codesandbox.io или https://codeinterview.io
  • Освежить знания по типовым паттернам разработки архитектур. Например, практики построения API gateway с балансировщиком, использование Кафки как шины между микросервисами и т.п.
  • Выспаться и зарядиться энергией
  • Отбросить на время все посторонние задачи и сосредоточиться на odo
26 апреля, 2022
Подписывайтесь на [Код // Дурова] в Telegram[Код // Дурова] в Telegram
Показать все

Выбор редакции