Пилот квадрокоптера «Матч ТВ» — о проблеме регистрации, карьере и эмоциях от профессии
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»
Миллионы людей по всему миру восхищаются результатами съёмок с воздуха, за которыми стоят профессионалы своего дела. Александр Соловьёв, на текущий момент являющийся пилотом квадрокоптера телеканала «Матч ТВ» — один из таких. Работы Соловьёва, более известного под никнеймом #СемьдесятСедьмой, пришлись по душе Юрию Дудю, а Telegram-канал Соловьёва так и зачаровывает изумительными фотографиями, которые хочется поставить на обои своего компьютера или смартфона.
«Код Дурова» пообщался с #СемьдесятСедьмым, обсудив глобальную проблему пилотирования дронов в России, доходы, затраты и возможность творческой реализации.
Расскажи коротко о себе. Кем сейчас работаешь?
Мне 32 года, живу в Ростове-на-Дону. У меня два высших образования, болею за ФК «Ростсельмаш». Сейчас у меня свой бизнес: съёмка, продажа, ремонт, обучение — всё это связано с квадрокоптерами. Дополнительно работаю на телеканале «Матч ТВ», по контракту.
Чем ты занимался раньше?
Последнее место работы до истории с дронами — исполнительный директор компании, основной профиль которой — системы безопасности (видеонаблюдение, пожарная безопасность, охранные системы и так далее).
«Первый полёт коптера — это как первый секс! Что да как — знаешь только на уровне теории, но эйфория от результата зашкаливает», — Александр Соловьёв
Как судьба связала тебя с квадрокоптерами? Какой у тебя был первый аппарат?
Судьба свела случайно. В 2014 году на международной выставке по системам безопасности в Москве я увидел первый дрон и очень заинтересовался этой темой. Но тогда я не понимал, как это можно монетизировать, ведь полёты длились 5-7 минут, а для «просто игрушки» цена была достаточно большой. Через год по дороге домой я заметил летающий дрон: загуглил, нашёл в Сети свой первый DJI Phantom 3 Pro и оформил заказ.
Как долго ты учился управлять квадрокоптером?
Учился сам. Эта тема настолько увлекла, что управлял им практически каждый день, тем самым оттачивая свои навыки. Спустя некоторое время известный в Ростове фотограф и мой учитель Игорь Луганцев позвал меня на съёмки строительства Аэропорта Платов [первый со времён СССР аэропорт, построенный с нуля к ЧМ 2018, — прим. КД]. Это был мой первый серьёзный контракт, в рамках реализации которого я научился всему, что сейчас умею.
Сколько дронов ты разбил за всё время работы над аэросъёмками?
К счастью, я не разбил ни одного коптера. Не было такого, чтобы именно наглухо. Были падения, конечно, но кто из нас не царапал бампер на машине?
Есть ли в России школы, где учат управлять квадрокоптерами?
Именно школ, по-моему, нет. В основном это частные практики опытных пилотов. Кстати, в Ростове-на-Дону я провожу уроки для начинающих пилотов.
Ты зарегистрировал свой коптер?
Как таковой регистрации в России ещё не придумали. Всё на уровне слухов. Выдаётся временное разрешение на использование беспилотника в определённом квадрате.
«Система получения разрешения на использование воздушного пространства для дрона максимально неудобная — она занимает кучу времени и нервов»
Не понимаю, почему в 2019 году нельзя найти компромиссное решение и не автоматизировать весь процесс регистрации. Меня часто задерживают сотрудники полиции или охраны — сам процесс общения с ними крайне неприятен, ведь закона 99,9% из них не знают, при этом потенциально воспринимают тебя как врага народа со всеми вытекающими.
Опиши свои мысли по поводу законодательных инициатив по ограничению квадрокоптеров в России и других странах.
Что касается ограничений и установки глушилок, которые тупо сбивают дроны, я считаю, что это невероятная глупость. Да, надо понимать, что не везде можно летать и это нормальная практика, однако все эти места можно защитить более гуманными способами. Например, создать заслонку, которая просто не даст коптеру подлететь к объекту или мероприятию.
Несколько лет назад дроны из-за своей цены казались диковинкой. Сколько сейчас стоит хороший профессиональный коптер и оптика на него?
Хороший квадрокоптер — понятие относительное. Смотря в каких целях его использовать. Если это ведение канала на YouTube и тематика касается путешествий, то с головой хватит DJI Mavic 2 Pro, стоимость которого составляет около ₽130 тысяч. Если речь о прямых эфирах на телевидении, то в данном случае сумма составит от ₽500 тысяч и до ₽1,2 млн. А для кино... Тут вообще суммы астрономические. Некоторые дроны с камерой могут стоить и по ₽2-3 млн.
Сколько ты вообще сумарно потратил на все квадрокоптеры, что у тебя были?
Я уже сбился со счёта. Больше ₽1,5 млн — это точно.
Когда ты понял, что то, чем ты занимаешься, это не просто хобби, а работа? С кем впервые начал сотрудничать?
Когда это стало приносить деньги, а не просто удовольствие. О первом проекте я сказал ранее, это было строительство Аэропорта Платов. Параллельно получал различные заказы — в основном касающиеся строек.
Если не секрет, сколько денег ты получал?
Был вариант зарабатывать и на свадьбах, но это не мой путь. Изначально зарабатывал по две тысячи рублей за 25 минут в воздухе. Сейчас же эта сумма зависит от многих факторов.
«Если завтра примут закон и запретят дроны, придумают огромные штрафы, при этом не создав нормальной процедуры получения разрешений, то моя история может прекратить своё существование»
На то, что мне снимать не интересно, я ставлю большой ценник. В то же время я достаточно часто снимаю бесплатно: например, для своих друзей или если принимаю участие в интересных проектах, в которых нет бюджета, но они направлены на развитие города, футбольного клуба, общественных организаций, да и просто талантливой молодёжи.
Опиши свои эмоции, когда тебя пригласили на «Матч ТВ».
Эмоции в тот момент зашкаливали, ведь я болен футболом, а тут такая возможность... Шанс показывать свой родной город и клуб с высоты птичьего полёта. Причём я попал туда не через кого-то, а исключительно ввиду оценки моей деятельности продюсером ростовского отделения Олегом Брюховым. Он увидел моё видео и пригласил поработать.
На каких условиях сотрудничаешь с телеканалом и сколько они платят?
У меня контракт. Согласно его условиям суммы, конечно же, я разглашать не могу. Но это не какие-то астрономические суммы, как может показаться на первый взгляд. Для меня канал — это не источник дохода, а скорее возможность творческой реализации на высоком уровне.
Сколько времени в среднем уходит на одну съёмку?
Всё индивидуально. Если взять за пример аэросъёмку в прямом эфире во время футбольных матчей, то я совершаю 3-7 взлётов по 10-20 минут, в зависимости от поставленных режиссёром трансляции задач. На матч я приезжаю за 3 часа до начала + 2 часа игры и час после её завершения. В итоге получается 6 часов.
«Каждый полёт дрона, даже самый банальный, вызывает у меня бешеный выброс эндорфинов»
Какую информацию ты собираешь перед полётом?
Информация элементарная. Обязательно изучаю объект на наличие помех: антенны, провода, металлические конструкции. Также, конечно, смотрю прогноз погоды и скорость ветра.
Какие планы ставишь на будущее?
Если говорить о будущем в плане аэросъёмки, то, к сожалению, оно полностью зависит от политики государства. Если завтра примут закон и запретят дроны, придумают огромные штрафы, при этом не создав нормальной процедуры получения разрешений, то моя история может прекратить своё существование, как печально бы это не звучало. Но в любом случае я буду топить за своё дело и просто так не сдамся.
Чтобы ты хотел изменить в своей жизни и работе? В чём ещё бы ты хотел себя реализовать?
У меня был небольшой опыт работы в кино и мне очень интересна эта тема. Также интересно продолжать съёмку спортивных мероприятий на телевидении, но на более высоком уровне, опять же. Разные города, страны, континенты... В местах и целях много путешествий. Есть, куда расти и я приложу максимум усилий, чтобы не сидеть на месте и не останавливать своё развитие.
Важно понимать, что вся эта история — это не просто инструмент для заработка денег, хайпа и так далее. Это моя душа. Каждый полёт, даже самый банальный, вызывает у меня бешеный выброс эндорфинов в кровь и я очень дорожу возможностью быть свободным человеком, а не классическим офисным работником, который реализовывает чьи-то амбиции.