Роскомнадзор оштрафует соцсети. Разбираем тонкости вопроса с юридической точки зрения
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»
Роскомнадзор оштрафует социальные сети за «вовлечение подростков в противоправную деятельность». Нескольким онлайн-площадкам отправили уведомления о вызове на составление протоколов по статье 13.41 КоАП РФ.
Это первое применение закона, вступившего в силу с 10 января этого года, согласно которому интернет-ресурсы могут получить штрафы до 1/10 годовой выручки за отказ от удаления запрещённого контента:
Сообщается, что штрафы от Роскомнадзора получат: TikTok, ВКонтакте, Facebook, Twitter, Instagram и YouTube. Редакция «Кода Дурова» обратилась за консультацией к Екатерине Абашиной, адвокату и медиаюристу Digital Rights Center, чтобы выяснить все тонкости вопроса с юридической точки зрения.
- Какой механизм используют крупные соцсети, представленные в России, чтобы зачищать посты с агитацией и упоминаниями чего-либо?
Соцсети имеют правила их использования, которые пользователи соглашаются соблюдать, когда приходят на платформу, регистрируются и начинают её использовать. Обычно владельцы соцсетей включают в эти правила общие запреты, связанные с защитой неприкосновенности частной жизни, запретом на «язык вражды», защитой интеллектуальной собственности и т.п., и за нарушение этих правил определённый контент или пользователь может быть заблокирован. При этом соцсети, как правило, оставляют за собой право на блок по своему усмотрению, если посчитают, что контент нарушает правила соцсети, а также по законному требованию властей того или иного государства. Объёмы пользовательского контента, который заливается в соцсети, огромен, и каждая соцсеть решает самостоятельно, как с ним обращаться и как выявлять «плохой» контент.
В целом, распространённой практикой является реакция на жалобы самих пользователей соцсети, удаление информации по требованию госорганов, и применение дополнительных функций внутри самой сети (например, идентификация контента по ключевым словам или иными способами). В случае с агитацией к участию в конкретном мероприятии, на мой взгляд, зачистка возможно только по требованию властей, так как иностранные компании не обязаны предметно анализировать каждое публичное сообщение пользователя и сопоставлять его с правилами проведения массовых мероприятия в отдельной стране.
- Должен ли Роскомнадзор указывать соцсетям каждый конкретный пост, требующий блокировки?
Роскомнадзор должен указывать соцсетям каждый конкретный пост, требующий блокировки - этого требует ст. 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ. Именно этой статьёй установлен порядок ограничения доступа к призывам к участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Согласно ст. 15.3, эту информацию сначала выявляет Генеральная прокуратура, которая направляет в Роскомнадзор требование о принятии мер по блокировке, а тот в свою очередь направляет направляет требование о блокировке операторам связи и провайдеру хостинга соцсети, а иногда и самой соцсети. Владелец соцсети обязан удалить или заблокировать информацию в течение суток с момента получения уведомления Роскомнадзора.
- Как Роскомнадзор может доказать, что нарушение со стороны соцсетей по статье 13.41 КоАП действительно было?
Кое-как да докажет. Вижу цель - оштрафую. По моему опыту, стандарт доказывания тут низкий. Роскомнадзор может сослаться на данные, зафиксированные в своей внутренней системе, мол, e-mail с уведомлениями отправлены такого-то числа, через сутки никто ничего не удалил, значит, надо штрафовать.
Кстати, регламент, по которому работает Роскомнадзор, когда рассылает электронные уведомления о блокировке в том числе в иностранные компании, противоречит порядку предъявления официальных документов за пределами РФ и признания электронных подписей за границей, которые установлены специальными федеральными законами. Если бы следовали этим законам, едва ли было бы возможно так резво и быстро штрафовать иностранные соцсети.
Как сообщает Роскомнадзор в официальном Telegram-канале ведомства, социальные сети уже начали удалять призывы к детям участвовать в незаконных массовых акциях.
К утру 22 января TikTok удалила 38% от общего объёма выявленной информации, вовлекающей несовершеннолетних в опасные для их жизни и здоровья противоправные действия. Тем не менее, в соцсети продолжается наибольшая активность и появляются новые призывы.
В YouTube и ВКонтакте прекращено распространение около половины незаконной информации, а в Instagram — всего лишь 17%. Роскомнадзор продолжает взаимодействовать с интернет-платформами с целью прекращения вовлечения несовершеннолетних в несанкционированные митинги.
Заглавное изображение: кадр из м/ф «Роскомнадзор-тян»