11 февраля глава SpaceX Илон Маск сообщил о том, что разрабатываемый его компанией ракетный двигатель Raptor превзошёл российский РД-180 по уровню давления в камере сгорания. Разработчик двигателя РД-180 дал официальный ответ Маску.
По данным производителя двигателя НПО «Энергомаш», давление в камере сгорания РД-180 составляет 261,7 кг силы на 1 кв. см, или же 256,6 бар. Илон Маск рассказал, что Raptor достиг давления 268,9 бар. Маск уверен, что данный показатель «превзошёл предыдущий рекорд удивительного российского РД-180».
Разработчик ракетных двигателей РД-180 Петр Лёвочкин в своём заявлении, опубликованном на сайте «Роскосмоса», заявил, что «господин Маск, не будучи техническим специалистом, не учитывает, что в двигателе РД-180 для ракеты-носителя Atlas используется совершенно другая топливная схема», которая существенно отличается от двигателя Raptor.
Дело в том, что SpaceX создаёт двигатель Raptor на компонентах кислород и метан. По словам Лёвочкина, в российской классификации такая схема носит название «газ-газ»:
В подобного рода схемах такой уровень давления в камере сгорания не является чем-то выдающимся — в своих разработках для данных схем мы закладываем уровень давления в камере более 300 атмосфер. А сам параметр давление в камере не является выходной характеристикой двигателя, такой как тяга и удельный импульс, — поясняет Лёвочкин.
У ракетного двигателя РД-180 топливная схема иная — «кислород-керосин», что говорит об иных параметрах работы двигателя:
Это как сравнивать дизельный и бензиновый двигатель внутреннего сгорания. А если учитывать то, что «Энергомаш» сертифицировал двигатель с 10% запасом, то давление в камере сгорания РД-180 — выше 280 атмосфер, — заключает разработчик.
Тем не менее, Петр Лёвочкин похвалил команду Илона Маска. Он признал, что при разработке двигателя Raptor американские инженеры действительно вышли на рекордный для себя уровень по давлению в камере: «это свидетельствует о достаточно высоком уровне разработок и производственных процессов в компании SpaceX».
Напомним, российский РД-180 используется в Atlas с 1999 года, на текущий момент с ним выполнено 85 полетов. Ранее Илон Маск заявлял, что конструкция РД-180 великолепна, однако ему стыдно за то, что Boeing и Lockheed вынуждены использовать российский двигатель на американских ракетах Atlas.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»