Рынок подкастинга в России и за ее пределами продолжает развиваться семимильными шагами, появляются новые форматы и даже выстреливают абсолютно новые проекты вроде Clubhouse, которые целиком и полностью базируются на аудиоконтенте.
Чтобы рассказать на нашем ресурсе подробнее, что ждет подкастинг в будущем, мы обратились к эксперту — руководителю группы разработки сервиса SoundStream Владимиру Ростовцеву, который любезно согласился поделиться своим видением. Передаем ему виртуальный микрофон.
Начало
RSS, аудиоформат mp3, iPod. Объединение трех этих феноменов позволило миру в далеком 2003 году краем уха, в первый раз услышать усовершенствованный формат радио, а слову, описывающему новое явление, стать нарицательным. Подкасты.
Их путь к вершине начался в салоне автомобиля по дороге из Бельгии в Голландию, когда был записан первый выпуск «Daily Source Code» — шоу бывшего виджея MTV Адама Карри. Затем последовали написание им же RSS-iPod-скрипта iPodder, разработка первой программы для подписки и прослушивания выпусков IPodderX, суды разработчиков последней с Apple из-за названия, которые Apple, конечно же, выиграла. А дальше — годы поступательного, обусловленного техническими новинками развития, постепенно нарастающего интереса среди пользователей и прироста аудитории, увеличение количества платформ и игроков на рынке подкастинга.
Если задуматься, как сильно изменился мир с того самого выпуска, записанного в машине, то особо бурная жизнь подкастов в 2021 году вызывает легкий шок. Тем не менее к 2018 году всех вокруг уже занимали солидные рекламные бюджеты и прогнозируемый неиссякаемым потенциал для рекламодателей подкаст-индустрии. А сами подкасты обещали стать золотой жилой для их производителей.
Пандемия и ее последствия
Объявление распространения COVID-19 пандемией и локдауны, как в мире в целом, так и в России, оказали довольно противоречивое воздействие на рынок аудиоконтента. С одной стороны, коронавирус заметно замедлил рост рекламного рынка в сфере онлайн-аудио, включая подкасты. В тот момент, когда бизнес начинал ставить на поток сотрудничество с подкастерами и относится к рекламе в подкастах все более уверенно, кризис заставил всех сворачивать рекламные бюджеты. И под удар в первую очередь тут же попала аудио-реклама, так как широкого доверия (читай ренессанса рекламы на радио) она еще просто не успела завоевать.
Но у влияния коронавируса на подкасты есть и оборотная сторона. В условиях резко наступившей, обязательной и не предусматривающей добровольного выхода из дома изоляции человечеству так захотелось живого общения, хотя бы и в роли пассивного слушателя в большинстве случаев, что случился бум. Прогнозы аналитиков по поводу развития подкаст-индустрии были скорректированы пандемией относительно рекламных денег, но прирост аудитории остался неизменным. Самый яркий пример того, насколько запрос общества на аудио-контент был громаден, — резкий взлет Clubhouse. И пусть сейчас, когда хайп вокруг этой площадки поутих, а сквозь поднятую пыль стали просвечивать неудобные вопросы (Что делать без селебрити? Что будет, когда интересные темы закончатся? Есть ли у проекта долгосрочная перспектива и возможность конкурировать на рынке?), такой интерес к Clubhouse кажется уже чем-то преувеличенным. Постараемся из этого кейса вынести полезную пищу для ума: подкастинг и аудио-контент — живее, чем когда-либо до этого. И, казалось бы, с отменой жестких карантинных ограничений и вернувшейся возможностью общаться друг с другом в привычном уютном баре спрос должен схлынуть. Но по итогам 2020-го года производители подкастов, пусть и на примере одного из самых крупных в России, говорят об обратном.
Что будет дальше?
По состоянию на весну 2021 года можно констатировать две вещи. Первая — аудитория подкастов в мире и в России продолжает расти. Вторая — подкастинг как отдельная индустрия пребывает в постоянном движении. То и дело из информационного шума удается различить новости о подкастах: то глобальные компании-гиганты ведут настоящую войну за рынок, то подкаст-платформы рассматривают возможность прослушивания по подпискам, то еще что-то. Крайне тяжело спрогнозировать, куда бурное развитие приведет эту нишу хотя бы по истечении двух-трех лет.
Сегодня подавляющая часть контента в подкаст-индустрии распространяется бесплатно. Авторы стремятся разместить свой контент на всех существующих платформах, чтобы охватить максимальную аудиторию. Это отличает ее от рынка, например, OTT-видео, где конкуренция построена на эксклюзиве и правах на сериалы и фильмы. Поэтому на рынке подкаст-платформ конкуренция в большей степени происходит через создание уникальных сервисов, интерфейса и технологий.
Как человеку, который не представляет своей жизни без подкастов, хотелось бы верить, что за ростом привлекательности для рекламодателей и появлением все большего количества интересного контента будут тянутся и интересные решения по взаимодействию пользователя с подкастами. Будучи посредниками между авторами и слушателями, мы думали, как сделать SoundStream еще более удобной платформой для их взаимодействия и общения. Мы хотели, чтобы с нашей помощью стерлась грань между создателями контента и пассивными слушателями. Использовав достаточно развитую на сегодня технологию аудиочатов с высоким качеством звука, мы смогли дать авторам подкастов первый инструмент для создания интерактивных подкастов, благодаря которому каждый пользователь сможет принять участие в записи подкаста, подключаясь к онлайн-эфиру. А в ближайших обновлениях с помощью SoundStream слушатели смогут писать комментарии, участвовать в голосованиях и викторинах в прямом эфире.
Напоминает Clubhouse, правда? Все немного сложнее. Если последний — это социальная сеть в формате аудио, то Intercast — это старый добрый подкаст, который можно записать в хорошем качестве благодаря веб-версии, отправить на постпродакшн и опубликовать в общей экосистеме подкастов. Но подкаст этот может проходить в прямом эфире, на устройства пользователей могут приходить пуши с уведомлениями о предстоящих прямых эфирах, а во время трансляций слушатели могут задавать авторам и гостям вопросы, становясь тем самым соучастниками в создании аудио-контента.
В данный момент наша компания планирует внедрить опросы и онлайн-голосования, чтобы принять участие в записи и повлиять на ход интерактивного подкаста могли даже те слушатели, которые не могут или не хотят говорить. Такой свежий взгляд на формат подкастов не только прямо влияет на вовлеченность слушателей, но и позволяет авторам повышать репутацию своего подкаста. Благодаря этому эфиры в Intercast могут претендовать на звание полноценных онлайн-ивентов, в том числе в отношении их монетизации. В скором времени будет доступна опция прослушивания по подписке, и в последующем наша команда добавит новые возможности: от монетизации прямо во время эфира до продажи билетов на интерактивные подкасты. Примерно таким мы и видим будущее подкастов и стараемся уже сейчас реализовать это на нашей платформе.
Итог
Подкасты как продукт и подкастинг как индустрия, кажется, уже почти преодолели большую часть пути через тернии к звездам. Велика надежда на то, что в мире, где опасные вирусы будут побеждены, а мы снова будем вольны общаться без масок и других ограничений, аудиотрансляции в любом их виде будут все так же востребованы: познавательный, развлекательный, новостной и аналитический контент, для добычи которого нужно всего-то слушать, по сей день является самым доступным из видов информации. Остается только надеяться, что все участники процесса — от авторов до самих подкаст-платформ — не перестанут радовать нас интересными новинками.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»