Подкасты — что дальше?

Подкасты — что дальше?

28 мая, 20215 минут на чтение
Подписывайтесь на [Код // Дурова] в Telegram. У нас уже 190 000 подписчиков[Код // Дурова] в Telegram

Рынок подкастинга в России и за ее пределами продолжает развиваться семимильными шагами, появляются новые форматы и даже выстреливают абсолютно новые проекты вроде Clubhouse, которые целиком и полностью базируются на аудиоконтенте.

Чтобы рассказать на нашем ресурсе подробнее, что ждет подкастинг в будущем, мы обратились к эксперту — руководителю группы разработки сервиса SoundStream Владимиру Ростовцеву, который любезно согласился поделиться своим видением. Передаем ему виртуальный микрофон.

Владимир Ростовцев. Фото из личного архива
Владимир Ростовцев. Фото из личного архива

Начало

RSS, аудиоформат mp3, iPod. Объединение трех этих феноменов позволило миру в далеком 2003 году краем уха, в первый раз услышать усовершенствованный формат радио, а слову, описывающему новое явление, стать нарицательным. Подкасты.

Их путь к вершине начался в салоне автомобиля по дороге из Бельгии в Голландию, когда был записан первый выпуск «Daily Source Code» — шоу бывшего виджея MTV Адама Карри. Затем последовали написание им же RSS-iPod-скрипта iPodder, разработка первой программы для подписки и прослушивания выпусков IPodderX, суды разработчиков последней с Apple из-за названия, которые Apple, конечно же, выиграла. А дальше — годы поступательного, обусловленного техническими новинками развития, постепенно нарастающего интереса среди пользователей и прироста аудитории, увеличение количества платформ и игроков на рынке подкастинга.

Если задуматься, как сильно изменился мир с того самого выпуска, записанного в машине, то особо бурная жизнь подкастов в 2021 году вызывает легкий шок. Тем не менее к 2018 году всех вокруг уже занимали солидные рекламные бюджеты и прогнозируемый неиссякаемым потенциал для рекламодателей подкаст-индустрии. А сами подкасты обещали стать золотой жилой для их производителей.

Пандемия и ее последствия

Объявление распространения COVID-19 пандемией и локдауны, как в мире в целом, так и в России, оказали довольно противоречивое воздействие на рынок аудиоконтента. С одной стороны, коронавирус заметно замедлил рост рекламного рынка в сфере онлайн-аудио, включая подкасты. В тот момент, когда бизнес начинал ставить на поток сотрудничество с подкастерами и относится к рекламе в подкастах все более уверенно, кризис заставил всех сворачивать рекламные бюджеты. И под удар в первую очередь тут же попала аудио-реклама, так как широкого доверия (читай ренессанса рекламы на радио) она еще просто не успела завоевать.

Но у влияния коронавируса на подкасты есть и оборотная сторона. В условиях резко наступившей, обязательной и не предусматривающей добровольного выхода из дома изоляции человечеству так захотелось живого общения, хотя бы и в роли пассивного слушателя в большинстве случаев, что случился бум. Прогнозы аналитиков по поводу развития подкаст-индустрии были скорректированы пандемией относительно рекламных денег, но прирост аудитории остался неизменным. Самый яркий пример того, насколько запрос общества на аудио-контент был громаден, — резкий взлет Clubhouse. И пусть сейчас, когда хайп вокруг этой площадки поутих, а сквозь поднятую пыль стали просвечивать неудобные вопросы (Что делать без селебрити? Что будет, когда интересные темы закончатся? Есть ли у проекта долгосрочная перспектива и возможность конкурировать на рынке?), такой интерес к Clubhouse кажется уже чем-то преувеличенным. Постараемся из этого кейса вынести полезную пищу для ума: подкастинг и аудио-контент — живее, чем когда-либо до этого. И, казалось бы, с отменой жестких карантинных ограничений и вернувшейся возможностью общаться друг с другом в привычном уютном баре спрос должен схлынуть. Но по итогам 2020-го года производители подкастов, пусть и на примере одного из самых крупных в России, говорят об обратном.

Что будет дальше?

По состоянию на весну 2021 года можно констатировать две вещи. Первая — аудитория подкастов в мире и в России продолжает расти. Вторая — подкастинг как отдельная индустрия пребывает в постоянном движении. То и дело из информационного шума удается различить новости о подкастах: то глобальные компании-гиганты ведут настоящую войну за рынок, то подкаст-платформы рассматривают возможность прослушивания по подпискам, то еще что-то. Крайне тяжело спрогнозировать, куда бурное развитие приведет эту нишу хотя бы по истечении двух-трех лет.

Сегодня подавляющая часть контента в подкаст-индустрии распространяется бесплатно. Авторы стремятся разместить свой контент на всех существующих платформах, чтобы охватить максимальную аудиторию. Это отличает ее от рынка, например, OTT-видео, где конкуренция построена на эксклюзиве и правах на сериалы и фильмы. Поэтому на рынке подкаст-платформ конкуренция в большей степени происходит через создание уникальных сервисов, интерфейса и технологий.

Как человеку, который не представляет своей жизни без подкастов, хотелось бы верить, что за ростом привлекательности для рекламодателей и появлением все большего количества интересного контента будут тянутся и интересные решения по взаимодействию пользователя с подкастами. Будучи посредниками между авторами и слушателями, мы думали, как сделать SoundStream еще более удобной платформой для их взаимодействия и общения. Мы хотели, чтобы с нашей помощью стерлась грань между создателями контента и пассивными слушателями. Использовав достаточно развитую на сегодня технологию аудиочатов с высоким качеством звука, мы смогли дать авторам подкастов первый инструмент для создания интерактивных подкастов, благодаря которому каждый пользователь сможет принять участие в записи подкаста, подключаясь к онлайн-эфиру. А в ближайших обновлениях с помощью SoundStream слушатели смогут писать комментарии, участвовать в голосованиях и викторинах в прямом эфире.

Напоминает Clubhouse, правда? Все немного сложнее. Если последний — это социальная сеть в формате аудио, то Intercast — это старый добрый подкаст, который можно записать в хорошем качестве благодаря веб-версии, отправить на постпродакшн и опубликовать в общей экосистеме подкастов. Но подкаст этот может проходить в прямом эфире, на устройства пользователей могут приходить пуши с уведомлениями о предстоящих прямых эфирах, а во время трансляций слушатели могут задавать авторам и гостям вопросы, становясь тем самым соучастниками в создании аудио-контента.

В данный момент наша компания планирует внедрить опросы и онлайн-голосования, чтобы принять участие в записи и повлиять на ход интерактивного подкаста могли даже те слушатели, которые не могут или не хотят говорить. Такой свежий взгляд на формат подкастов не только прямо влияет на вовлеченность слушателей, но и позволяет авторам повышать репутацию своего подкаста. Благодаря этому эфиры в Intercast могут претендовать на звание полноценных онлайн-ивентов, в том числе в отношении их монетизации. В скором времени будет доступна опция прослушивания по подписке, и в последующем наша команда добавит новые возможности: от монетизации прямо во время эфира до продажи билетов на интерактивные подкасты. Примерно таким мы и видим будущее подкастов и стараемся уже сейчас реализовать это на нашей платформе.

Итог

Подкасты как продукт и подкастинг как индустрия, кажется, уже почти преодолели большую часть пути через тернии к звездам. Велика надежда на то, что в мире, где опасные вирусы будут побеждены, а мы снова будем вольны общаться без масок и других ограничений, аудиотрансляции в любом их виде будут все так же востребованы: познавательный, развлекательный, новостной и аналитический контент, для добычи которого нужно всего-то слушать, по сей день является самым доступным из видов информации. Остается только надеяться, что все участники процесса — от авторов до самих подкаст-платформ — не перестанут радовать нас интересными новинками.

28 мая, 2021
Подписывайтесь на [Код // Дурова] в Telegram. У нас уже 190 000 подписчиков[Код // Дурова] в Telegram
Комментарии