Голосовая сборка: как устроена технология, благодаря которой на полках всегда есть свежие продукты
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»
Каждый из нас посещает супермаркеты, но не каждый задумывается о том, благодаря каким технологиям на полках магазинов всегда есть, например, свежий хлеб, молоко и многое другое.
Сегодня мы расскажем об одной из таких технологий — голосовой сборке (pick-by-voice), которая активно применяется в распределительных центрах (РЦ) «Пятёрочки», «Перекрёстка» и «Чижика».
Что такое голосовая сборка и зачем она нужна на РЦ?
Распределительный центр — это огромный склад, который является промежуточным звеном между поставщиками товаров и магазинами, в которых мы их покупаем. Именно туда съезжается фурами и паллетами весь ассортимент товаров, там они сортируются, а затем отправляются на полки. Причём именно в том разнообразии и количестве, которое в данный момент требуется тому или иному магазину.
Внутри РЦ находится бесчисленное количество стеллажей, на которых стоят паллеты с продуктами. Для удобства и порядка он поделён на зоны и ячейки, поэтому у каждого товара есть свой «адрес», по которому его всегда можно найти.
Между этими зонами постоянно курсируют операторы склада (комплектовщики). Их задача — ездить по РЦ на электротележке и собирать, а затем упаковывать «по списку» товары, которые необходимо отправить в конкретный магазин.
Словосочетание «по списку» мы взяли в кавычки не просто так — бумага и ручка, как это было несколько лет назад, в этом процессе теперь не участвуют. А участвует программно-аппаратный комплекс голосовой сборки, являющийся частью большой IT-системы управления складом.
Если проводить параллель с повседневными пользовательскими технологиями, то голосовая сборка — это ИИ-ассистент вроде «Алисы», который распознаёт и синтезирует речь, знает набор команд и может создавать задачи для пополнения товаров.
Он «живёт» в специальном устройстве – терминале сбора данных (ТСД) – и в гарнитуру подсказывает комплектовщику, по какому «адресу» в рамках РЦ необходимо поехать, что там нужно взять и в каком количестве, и так с каждым товаром по порядку.
Помимо терминала с ассистентом и гарнитуры в комплект входит сканер штрих-кодов, с помощью которого он отбирает маркированный товар, верифицирует «адрес» ячейки, авторизуется и проч.
Совершенно очевидно, что такой подход гораздо более технологичный и быстрый, нежели «путешествие» по РЦ по памяти с накладной и ручкой — а ведь именно ими и пользовались до изобретения этого ноу-хау. К тому же, голосовой интерфейс освобождает комплектовщику руки, которые ему необходимы для погрузки товара на паллету.
Как в X5 пришли к разработке собственной pick-by-voice системы
В течение нескольких лет в РЦ X5 Group использовались западные моновендорные программно-аппаратные комплексы, то есть с жёсткой привязкой к их оборудованию. При этом выбор самого оборудования был ограничен. Это касалось как самих терминалов, так и периферии для него — гарнитур и сканеров.
К тому же, у западного софта не было гибкого движка бизнес-процессов, поэтому зачастую приходилось подстраиваться под то, что есть, не имея возможности повлиять на ситуацию или тратить время и деньги на разработку и внедрение таких процессов.
В 2022 году прямое сотрудничество с западными поставщиками по известным причинам было свёрнуто, и перед X5 встала задача — в сжатые сроки найти или разработать замену. В противном случае, пришлось бы вернуться к ручке и бумаге, что резко сократило бы производительность текущих РЦ, увеличило бы затраты компании на работающий там персонал и в целом помешало бы амбициозным планам X5 по открытию новых РЦ.
Более того, изменения скорее всего почувствовали бы и покупатели, так как снижение производительности в РЦ могло привести к сокращению ассортимента на полках или росту стоимости продуктов. Также покупатели чаще могли бы наблюдать пустые полки в магазинах по причине того, что не все товары успевали бы приезжать вовремя.
В итоге, оценив аналогичное решение отечественных разработчиков, а также целесообразность использования текущего решения через «серый» импорт, в Х5 Group приняли решение внедрить собственное независимое ПО в связке с доступным для российского рынка китайским оборудованием.
Что получилось в итоге?
Запустив проект в июле прошлого года, уже в сентябре первые РЦ начали использовать новую систему. При этом были получены весьма оптимистичные результаты.
Во-первых, возросла производительность комплектовщиков — в среднем на 5-10% в сравнении с периодом, когда мы пользовались западными решениями. А возросла она за счёт экрана, потому что на нём оператор теперь видит всё задание целиком и может планировать маршруты, а также за счёт более быстрого отклика системы стало меньше зависаний.
Вместе с тем система понравилась её непосредственным пользователям – сотрудникам, отметившим более дружелюбный интерфейс и большее количество возможностей. В частности, мы начали использовать терминалы сбора данных с экранами, благодаря которым комплектовщик может посмотреть информацию на дисплее (в западных терминалах его не было), если он что-то не понял из голосового сообщения.
А ещё мы внедрили подбадривающие реплики – в ходе выполнения задания система может сказать оператору: «Ты бог комплектации!» или «Поднажми! Ты справишься!».
Плюс появилась возможность оптимизировать пробег операторов за счёт «пролистывания» задания. То есть оператор теперь может видеть задание целиком и не продолжать движение по аллее, если дальше на ней не предусмотрен отбор товаров – он просто поворачивает в проезд и тем самым экономит 15-20 секунд. Также за счёт «пролистывания» они могут правильно планировать свои перерывы: например, видя объём всего задания целиком, оператор может понять, что оно небольшое и что он успеет сделать его до перерыва.
Во-вторых, мы в среднем на 82% снизили стоимость одного комплекта голосовой сборки. Параллельно появилась возможность использовать в качестве терминала любое устройство на Android, будь то смартфон или планшет.
В-третьих, мы получили возможность свободно развивать систему под собственные требования, поддерживать её на уровне IT стало на порядок проще. С новой системой, если мы хотим внести изменения в тот или иной бизнес-процесс, то делается это крайне легко с помощью встроенного BPM-движка. С этим теперь может справиться рядовой IT-сотрудник без специальных углублённых знаний.
Безусловно, события прошлого года дали сильный толчок к решению задачи, которая уже давно ждала своего часа. В итоге менее чем за один год мы получили готовое отечественное решение. На текущий момент сотрудники уже около 30 РЦ торговых сетей «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Чижик» пользуются более 1000 таких устройств.