Ответы вице-президента по коммуникациям Mail.ru на вопросы про уголовное преследование пользователей VK
Радиостанция «Эхо Москвы» задала вопросы на тему позиции «ВКонтакте» по работе социальной сети в рамках последних событий о возбуждениях уголовных дел за публикации, якобы нарушающие действующее законодательство Российской Федерации. Ответы дал Александр Кармаев, вице-президент по коммуникациям Mail.Ru Group.
«Код Дурова» отсортировал вопросы радиостанции в соответствии с отдельными частями полноценного комментария Александра Кармаева. Вопросы «Эха Москвы» для удобства сокращены и отредактированы, а в качестве ответов вынесены точные выдержки из полного комментария Кармаева. При этом в пресс-службе «ВКонтакте» уточнили, что цитаты являются лишь расшифровкой аудиозаписи.
Вопросы, от ответов на которые Кармаев воздержался
-
Как компания относится к ситуации, что на протяжении пяти лет возбуждались десятки, если не сотни, уголовных дел по 282 и 148 на основании публикаций пользователей «ВКонтакте», а никаких механизмов для защиты пользователей от несправедливого преследования не создавалось?
-
Может ли пользователь целиком удалить свои данные из «ВКонтакте» (имеется в виду, что его информации не останется на серверах «ВКонтакте» даже в зашифрованном виде)?
Вопросы, на которые Кармаев дал ответы
Уголовные дела по 282 статье УК РФ по факту публикаций материалов в соцсети возбуждаются с 2013 года. Почему компания выступила против данной практики лишь сейчас?
Последнее время появляется всё больше и больше сообщений о случаях уголовного преследования пользователей социальных сетей за действия, которые можно называть довольно спорными с точки зрения реальной угрозы общества. И зачастую реакция правоохранительных органов, судебных органов бывает довольно жёсткой и не всегда соответствует реальным угрозам, которые такие дела несут. Эта практика, безусловно, нас беспокоит. И мы как компания, которая развивает крупнейшие социальные сети, посчитали необходимым сформулировать свою позицию. Суть позиции Mail.ru Group по этому вопросу заключается в том, что правоприменительная практика и законодательство на сегодняшний момент требуют изменений в этой части, требуют корректировки.
Передаёт ли «ВКонтакте» данные о своих пользователях правоохранительным органам до поступления оригиналов или заверенных дубликатов документов о проводимой проверке?
Говоря о том, на каких принципах основано взаимодействие социальных сетей интернет-сервисов с правоохранительными органами, важно подчеркнуть, что это взаимодействие строится исключительно на принципах соблюдения текущего законодательства. Говоря о том, нравится нам это законодательство, как мы считаем его необходимо изменить — это, собственно, всё сформулировано в наших предложениях. Но принципиально наше взаимодействие строится на принципах соблюдения этих законов.
Существует ли порядок упрощённой работы «ВКонтакте» с правоохранительными или иными государственными органами в области предоставления данных о пользователях?
Нет упрощённой или усложнённой, есть единая форма, которая продиктована законом.
Из ряда материалов уголовных дел, возбуждённых на основании публикаций во «ВКонтакте», следует, что переодически информация о пользователях передаётся на неофициальные электронные ящики сотрудников правоохранительных органов. Существует ли такая практика?
На мой взгляд, сейчас для нас всех чрезвычайно важно дискуссию вводить не в поле того, насколько тот или иной ответ был дан через сколько дней, из какого ящика. Чтобы не быть голословным в этой части, я просто могу предложить вам попробовать сформулировать запрос с какого-то электронного ящика и попросить предоставить какие-то данные о пользователях, представившись каким-нибудь органом государственной власти или правоохранительным органом.
Оспаривала ли «ВКонтакте» в судебном порядке запросы от правоохранительных органов, как это предусматривает действующее законодательство?
Любой запрос, поступающий в компанию, оценивается с точки зрения его правовой состоятельности. Те вопросы, которые не соответствуют, остаются без ответов, или в некоторых случаях мы обращаемся в суд на те органы, которым там такие запросы присылают.
«ВКонтакте» анонсировала появление ряда механик для защиты пользователей от возможного преследования. Что это будет?
Помимо инициатив, с которыми мы обратились к государственным органам, у нас есть также конкретные шаги, которые мы можем делать внутри своих продуктов. Заявления Андрея Рогозова, главы социальной сети «ВКонтакте» говорят как раз о том, что мы с точки зрения продуктовой будем давать возможность нашим пользователям улучшать настройки приватности для того, чтобы таких кейсов стало меньше.
Полное интервью можно прочитать на сайте радиостанции «Эхо Москвы».
Подписывайтесь на «Код Дурова» в Telegram и во «ВКонтакте», чтобы всегда быть в курсе интересных новостей!
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»