30 сентября 2024

eur = 103.47 0.28 (0.27 %)

btc = 64 525.00$ -1 080.65 (-1.65 %)

eth = 2 636.58$ -25.96 (-0.97 %)

ton = 5.82$ 0.02 (0.26 %)

usd = 92.71 0.31 (0.33 %)

eur = 103.47 0.28 (0.27 %)

btc = 64 525.00$ -1 080.65 (-1.65 %)

Форум

Я провел полгода с Oculus Quest 3 и понял, почему VR и AR до сих пор не стали частью нашей жизни

10 минут на чтение
Я провел полгода с Oculus Quest 3 и понял, почему VR и AR до сих пор не стали частью нашей жизни

Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»

Моё первое знакомство с VR-очками в 2019 году было далеко не идеальным: мы пришли с коллегами поиграть на VR-арену в подобие лазертага, где нам дали массивные VR-очки с посредственными экранами, от которых глаза уставали через 5 минут и ПК в виде рюкзака, к которым эти очки подключались. Несмотря на очевидный дискомфорт от такого сетапа — сама идея VR-игр мне понравилась.

В 2023 году я попробовал Oculus Quest 2 и был впечатлён тем, насколько всё улучшилось — никакого ПК не нужно, всё встроено, и качество экранов на высоте. В феврале 2024 года друзья из Big Geek пригласили нашу редакцию протестировать Apple Vision Pro, и я ещё больше удивился прогрессу. Не желая тратить $3000 на Apple Vision Pro, я купил Oculus Quest 3, которым пользуюсь уже полгода.

В этом материале я поделюсь своим домашним опытом использования VR-гарнитуры и, забегая вперёд, настоятельно советую не спешить с покупкой такого гаджета, пока не прочитаете этот и другие материалы с разными точками зрения.

Meta признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Первые впечатления

Покупка первой личной VR-гарнитуры была для меня действительно эмоциональным открытием, потому что подобных устройств в личном использовании у меня никогда не было. Поэтому, как только я приехал с заветной коробкой домой, я быстро настроил очки и ушёл в местный «App Store» смотреть, какие есть игры и приложения.

Так вот, для Quest 3 есть вообще всё, что можно захотеть — от инди-игр до ААА-проектов, от развлекательных приложений до рабочего софта. Такого разнообразия до сих пор нет в App Store для Apple Vision Pro, а у Quest 3 есть вообще всё. Плюс сами очки работают на базе Android, поэтому вы можете загружать приложения из интернета с помощью Sidequest (это специальное приложение, которое позволяет устанавливать на очки apk-файлы с помощью компьютера).

Но, несмотря на софтверную составляющую Quest 3, которая меня обрадовала, небольшое разочарование я получил от встроенных в гарнитуру камер. На скриншотах может показаться, что изображение достаточно чёткое, однако глазами вы замечаете, что разрешение картинки очень сильно страдает, а участки с недостаточным или избыточным освещением покрываются пикселями и шумами. В Apple Vision Pro такого эффекта на изображении не было даже близко, но и стоят они в семь раз дороже Quest 3 ($3000 против $500).

Тем не менее, спустя сутки глаза к этому привыкли, и я мог проводить в очках уже не 15, а целых 30 минут! И насчёт низкого разрешения камер скажу, что этого качества хватает, чтобы ориентироваться в пространстве, пока вы используете гарнитуру. Но вот к склейке панорамы, из-за которой возникают искажения предметов, я не смог привыкнуть до сих пор, поэтому чаще использую VR-пространство вместо AR.

И с каждым днём использования Quest 3 я находил всё больше и больше таких компромиссных моментов в устройстве.

Управление руками нужно улучшать

Как только я смирился с низким разрешением картинки с камер, я столкнулся с пониманием того, как на самом деле в гарнитуре реализовано управление руками. Согласитесь, со стороны возможность передвигать виртуальные окна, скроллить браузер и набирать тексты на парящей клавиатуре выглядит впечатляюще и кажется, что это должно быть удобно!

Но спустя неделю использования я мог уверенно сказать, что нет — неудобно! Для трекинга рук используются панорамные камеры, которые также передают картинку, и, увы, визуально определять позиционирование ваших пальцев и ладоней у Quest 3 получается с трудом.

В целом использовать руки для управления окнами и элементами, которые рядом с вами, вполне удобно, но! Как только вы включаете режим, в котором окна становятся размером с экранное полотно кинотеатра, использовать руки в режиме указки становится сложно, потому что точка указания постоянно скачет с места на место.

Это происходит из-за того, что гарнитура плохо отслеживает микродвижение пальцев, из-за чего курсор постоянно перемещается, пытаясь понять, в какой элемент окна вы целитесь. Следующему поколению Oculus Quest обязательно нужны дополнительные сенсоры LIDAR, которые будут использоваться для улучшенного отслеживания рук.

В Apple Vision Pro управление руками реализовано филигранно, вот к этому уровню качества нужно стремиться Oculus. Но, хоть управление руками реализовано неидеально, зато у Quest 3 есть то, чего нет у Vision Pro — это физические контроллеры!

Физические контроллеры Quest 3 обрадовали!

Большую часть времени я использую Quest 3 исключительно с контроллерами, которые шли в комплекте. По сути, это полноценный геймпад, разделённый на две части — у него есть два полноценных стика, функциональные клавиши и триггеры.

Кроме этого, контроллеры имеют два независимых акселерометра, с которыми управлять гарнитурой в любых приложениях становится в тысячу раз удобнее, чем с помощью рук.

Когда я впервые открыл Beat Saber на Quest 3 и взял в руки контроллеры, я вспомнил, как я пытался играть в игры на Apple Vision Pro с помощью взгляда и рук, поняв в тот момент, насколько это было неудобно. В VR-играх ваши контроллеры становятся чем угодно — от световых мечей, которыми вы разбиваете кубы в такт музыке, до пушек и клюшки для гольфа. Играть во что угодно на Quest 3 невероятно круто и комфортно!

Я абсолютно не понимаю, что мешает Apple добавить поддержку подобных устройств в Apple Vision Pro — это могло бы сильно упростить игровой процесс и замотивировать разработчиков портировать свои проекты на новую платформу. В конце концов, можно было бы сделать обратную совместимость с контроллерами от Oculus Quest!

Но раз этого нет, комплектные контроллеры — лишний повод похвалить Quest 3. Ещё к преимуществам отнесу работу контроллеров от АА-батареек (а не от встроенного аккумулятора), потому что заряжать эту пару по отдельности было бы сомнительным удовольствием.

Я попробовал использовать Oculus Quest 3 для работы с Mac

Разумеется, я попробовал использовать гарнитуру для работы, потому что возможность подключения Mac к Vision Pro не оставила меня равнодушным, мне хотелось попробовать сделать то же самое уже с Oculus.

Так вот, нативно вы можете использовать Oculus Quest 3 с Mac через фирменное приложение Quest Remote Display, либо через сторонние приложения вроде Spaces или Immersed.

Ещё есть вариант с кабелем Quest Link, но отдельно покупать я его не хочу, да и нагружать гарнитуру лишним проводом тоже не хочется. Тем более, по проводу гарнитура может работать правильно только с Windows, а подходящего ПК у меня нет.

В итоге я перепробовал почти все варианты беспроводного использования Quest 3 с Mac в качестве рабочего инструмента для размещения виртуальных экранов и хочу сказать, что мне гарнитура Oculus в сценариях рабочего использования не понравилась.

  • Во-первых: все программы для беспроводной передачи изображения, как мне показалось, работают с небольшой задержкой, поэтому монтировать в гарнитуре становится неудобно.
  • Во-вторых: разрешение виртуальных мониторов довольно низкое, даже несмотря на локальную передачу изображения.
  • В-третьих: разрешение самих дисплеев в Quest 3 не слишком высокое, поэтому детализация окон далека от комфортного уровня. Поэтому, однажды взяв в поездку Quest 3 и MacBook и попробовав за ними провести пару часов за работой, я понял спустя 20 минут, что намного проще использовать экран ноутбука, не прибегая к гарнитуре, и снял её с головы.
  • В-четвёртых: в Quest 3 используются LCD-экраны, поэтому они всегда и по всей площади излучают одинаковое количество света, от чего при работе с виртуальным монитором и концентрации на одной области глаза довольно сильно устают. В случае с microLED в Vision Pro глаза устают намного меньше.
  • В-пятых: Quest 3 весит 515 г — это на 135 г меньше, чем весит Vision Pro, но тем не менее это полкило на вашей голове! Во время игр этот вес не замечается, но когда вы сидите за рабочим столом в гарнитуре, спустя 10 минут мышцы шеи начнут передавать вам привет.

Но Quest 3 однозначно будут полезны тем, кто работает с 3D-графикой и моделированием. Для гарнитуры есть такие программы, как Gravity Sketch или ShapesXR для создания прототипов, дизайна продуктов или архитектурных объектов в виртуальной реальности. Предположу, что можно найти применение Quest 3 даже в направлении дизайна интерьеров, чтобы в масштабе понимать, как будет выглядеть создаваемый проект.

Но для остальных, «приземлённых» профессий я особого смысла в использовании Quest 3 не вижу.

На Quest 3 можно работать без подключения к компьютеру. Нужна только клавиатура и мышь

Так как Quest 3 является полностью автономным устройством, никто вам не запрещает подключить к очкам Bluetooth-мышь с клавиатурой. После вы можете открыть Google Документы в браузере или установить другой софт через Sidequest, если он есть для Android, и приступать к работе.

Модель клавиатуры парит в воздухе, если вы работаете в VR-пространстве

Что приятно, гарнитура умеет добавлять 3D-модель вашей клавиатуры в виртуальное пространство именно на ту часть, где она находится физически, с помощью технологии Passthrough. В случае с моей Logitech MX Keys Mini Quest 3 даже смогли подгрузить её точную копию, однако с другими клавиатурами, если они не одобрены Oculus, эта фишка может и не сработать.

Опция полезна для того, чтобы осязать физические объекты в виртуальном пространстве, однако Passthrough срабатывает не всегда и не всегда точно накладывает виртуальную модель на реальную. Мне кажется, было бы лучше, если очки просто добавляли прозрачность на ту область, где находится клавиатура, вместо этих излишеств с трёхмерными виртуальными объектами.

VR-игры надоели спустя 3 месяца

Теперь давайте поговорим про игры, ведь многие считают Oculus Quest 3 подобием игровой приставки с VR. Так вот, забегая вперёд, скажу, что в игры на Quest я перестал практически полностью играть спустя примерно 3 месяца. Почему?

Начнём с небольшого списка того, что я прошёл или хотя бы попробовал поиграть на Quest 3:

  • Beat Saber;
  • Red Matter;
  • Superhot VR;
  • Resident Evil 4 VR;
  • Fruit Ninja VR.

Из всех этих игр я особенно сильно хотел поиграть в Beat Saber и Superhot VR. Как только я в них от души поиграл, я понял, что играть во что-то другое мне уже неинтересно. Причём я попробовал несколько других игр из списка, и меня они не зацепили. Потом я пробовал искать рекомендации по играм на форумах, имиджбордах, но меня всё равно ничего из того, что я находил, не цепляло.

Затем я начал думать: «А почему?» и лично для себя пришёл к выводу, что мне в этих играх не хватает погружения в сюжет. Если вы любите аркады и максимально активные игры, тогда вы можете найти для Quest 3 кучу потенциально интересных проектов. Мне это сделать не удалось.

Если бы у меня был ПК, тогда я мог бы подключить Quest 3 к нему и поиграть уже во что-то серьёзное, например, в Half-Life Alyx. Но необходимости в покупке ПК у меня нет, поэтому над этим я вообще не парился. Я уж скорее в будущем попробую взять на обзор PS VR для PlayStation 5 и посмотреть, что сделали японцы для игр в виртуальной реальности.

Поэтому, если вы, как и я, хотите поиграть в небольшой список игр на Quest 3 — рекомендую изучить вторичный рынок и купить себе гарнитуру с рук, потому что, пройдя эти игры, вы можете забросить VR, и так вы хотя бы продадите свой Oculus с минимальными денежными потерями. А если вам вся эта движуха зайдёт — круто, значит, вы сможете открыть для себя ещё больше VR-игр.

В итоге единственное, для чего я нашёл применение Oculus Quest 3 — это просмотр кино и YouTube

Просмотр видеоконтента — единственное, для чего я продолжил спустя полгода использовать Oculus Quest 3.

Гарнитура поддерживает установку сторонних программ, поэтому я сразу поставил на Quest 3 YouTube, Кинопоиск, ИВИ и ещё несколько онлайн-кинотеатров. В итоге гарнитура отлично скрашивала вечера во время поездок в другие города.

Особенно круто смотреть на Quest 3 3D-фильмы. Есть пиратские сайты, которые позволяют стримить в таком формате видео, и эффект погружения получается намного круче, чем во время просмотра 3D-фильмов в кинотеатре.

Фанаты «жёлтого-чёрного ютуба» могут ещё оценить в Quest 3 просмотр «пространственных видео». Это отличный от обычного 3D и 360-видео формат, где ощущается объём и глубина объектов. Сам я, конечно же, не пробовал — друзья рассказывали.


Но сам я пробовал смотреть Spatial Video, снятые на iPhone в отпуске. Вот тут без шуток, оказывается, пересматривать фото и видео с путешествий на Quest 3 в этом формате намного интереснее, чем листать снимки в галерее на телефоне или при стриминге на телевизор. Вы действительно как будто снова погружаетесь в тот момент.

Здорово, что Spatial Video и фотографии можно просматривать не только на Apple Vision Pro.

Кому стоит покупать Quest 3 и почему VR не нужен всем?

Знаете, несмотря на то, что мои отношения с Oculus не задались, я не могу сказать, что это плохое устройство. На самом деле Quest 3 — это лучшая VR-гарнитура, которую вы можете купить за $500. Особенно если вы уже знакомы с VR, вам эти технологии близки и вы заранее знаете (именно знаете, а не предполагаете), что будете делать с Quest 3 после покупки.

Потому что само по себе устройство не способно объяснить вам, зачем оно нужно. Это, на самом деле, большая проблема всех текущих AR-, VR- и MR-гарнитур. Да взять тот же Vision Pro — все почему-то думали, что гарнитура от Apple совершит такую же «революцию», какую совершил в 2007 году iPhone, но этого не случилось. И нет, дело не в цене!

Революционность первого айфона заключалась даже не в том, что он был красивым, а в том, что устройство давало понять, зачем человеку нужен смартфон с сенсорным экраном, а не привычная кнопочная «звонилка» или QWERTY-коммуникатор.

Достигалось это дизайном системы, удобным интерфейсом и чуть позже было подкреплено приложениями. Потому что мобильный софт за счёт всех этих особенностей iPhone позволил людям комфортнее работать с документами, почтой, смотреть интернет, играть, бронировать билеты, столики в ресторанах — и всё это с помощью лишь одного устройства, которое помещается в карман.

В итоге сегодня смартфоны стали незаменимыми инструментами, с помощью которых мы решаем тонну повседневных задач — от работы до заказа еды, покупки билетов, аренды машин и вызова такси в любой точке мира. А вот какие мои повседневные задачи и проблемы способны решать VR- и AR-очки? Этого с Oculus Quest 3 я понять так и не смог.

Сейчас читают

Картина дня

29 сентября, 2024
29 сентября, 202410 минут на чтение
Фото Василий Шкодник
Василий Шкодник
10 минут на чтение
[ Новости ]
[ Статьи ]
Личный опыт работы
Блоги 267