20 июля 2025

eur = 91.08 0.11 (0.12 %)

btc = 118 217.00$ 413.80 (0.35 %)

eth = 3 555.99$ 8.48 (0.24 %)

ton = 3.17$ -0.05 (-1.69 %)

usd = 78.31 0.13 (0.16 %)

eur = 91.08 0.11 (0.12 %)

btc = 118 217.00$ 413.80 (0.35 %)

Я провел полгода с Oculus Quest 3 и понял, почему VR и AR до сих пор не стали частью нашей жизни

10 минут на чтение
На фото — белая VR-гарнитура Oculus Quest 3 с чёрными ремнями и контроллерами на столе рядом с упаковкой.

GigaChat Max кратко объясняет суть статьи

Автор делится личным опытом использования VR-гарнитуры Oculus Quest 3, сравнивая её с предыдущими моделями и Apple Vision Pro. Основные выводы: - **Технические характеристики:** Гарнитура компактная, автономная, с высоким качеством экранов, но встроенные камеры имеют низкое разрешение и создают артефакты изображения. - **Управление:** Управление жестами реализовано недостаточно качественно, особенно при большом расстоянии до элементов интерфейса. Физические контроллеры удобны и значительно улучшают опыт взаимодействия. - **Программное обеспечение:** Широкий выбор игр и приложений, включая развлекательные и рабочие инструменты, однако для установки стороннего ПО требуется сторонний софт. - **Использование в работе:** Гарнитура подходит для работы с 3D-графикой и моделированием, но нецелесообразна для большинства офисных задач из-за низкой производительности и комфорта. - **Игровой опыт:** Автор разочаровался в играх спустя три месяца, отметив недостаток сюжета и погружения. - **Просмотр контента:** Наиболее удачное использование гарнитуры — просмотр фильмов и видео, особенно в 3D и пространственном формате. - **Рекомендации:** Гарнитура рекомендуется тем, кто знаком с VR-технологиями и имеет четкое представление о её применении. Автор предупреждает, что VR-устройства пока не решают повседневные задачи и не подходят для массового пользователя.

Моё первое знакомство с VR-очками в 2019 году было далеко не идеальным: мы пришли с коллегами поиграть на VR-арену в подобие лазертага, где нам дали массивные VR-очки с посредственными экранами, от которых глаза уставали через 5 минут и ПК в виде рюкзака, к которым эти очки подключались. Несмотря на очевидный дискомфорт от такого сетапа — сама идея VR-игр мне понравилась.

В 2023 году я попробовал Oculus Quest 2 и был впечатлён тем, насколько всё улучшилось — никакого ПК не нужно, всё встроено, и качество экранов на высоте. В феврале 2024 года друзья из Big Geek пригласили нашу редакцию протестировать Apple Vision Pro, и я ещё больше удивился прогрессу. Не желая тратить $3000 на Apple Vision Pro, я купил Oculus Quest 3, которым пользуюсь уже полгода.

В этом материале я поделюсь своим домашним опытом использования VR-гарнитуры и, забегая вперёд, настоятельно советую не спешить с покупкой такого гаджета, пока не прочитаете этот и другие материалы с разными точками зрения.

Meta признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Первые впечатления

Покупка первой личной VR-гарнитуры была для меня действительно эмоциональным открытием, потому что подобных устройств в личном использовании у меня никогда не было. Поэтому, как только я приехал с заветной коробкой домой, я быстро настроил очки и ушёл в местный «App Store» смотреть, какие есть игры и приложения.

На фото — белая VR-гарнитура Oculus Quest 3 на дереве, рядом клавиатура ПК, видны датчики и камеры.

Так вот, для Quest 3 есть вообще всё, что можно захотеть — от инди-игр до ААА-проектов, от развлекательных приложений до рабочего софта. Такого разнообразия до сих пор нет в App Store для Apple Vision Pro, а у Quest 3 есть вообще всё. Плюс сами очки работают на базе Android, поэтому вы можете загружать приложения из интернета с помощью Sidequest (это специальное приложение, которое позволяет устанавливать на очки apk-файлы с помощью компьютера).

Но, несмотря на софтверную составляющую Quest 3, которая меня обрадовала, небольшое разочарование я получил от встроенных в гарнитуру камер. На скриншотах может показаться, что изображение достаточно чёткое, однако глазами вы замечаете, что разрешение картинки очень сильно страдает, а участки с недостаточным или избыточным освещением покрываются пикселями и шумами. В Apple Vision Pro такого эффекта на изображении не было даже близко, но и стоят они в семь раз дороже Quest 3 ($3000 против $500).

Человек в Oculus Quest 3 смотрит видео на YouTube, указывая рукой на экран гарнитуры.

Тем не менее, спустя сутки глаза к этому привыкли, и я мог проводить в очках уже не 15, а целых 30 минут! И насчёт низкого разрешения камер скажу, что этого качества хватает, чтобы ориентироваться в пространстве, пока вы используете гарнитуру. Но вот к склейке панорамы, из-за которой возникают искажения предметов, я не смог привыкнуть до сих пор, поэтому чаще использую VR-пространство вместо AR.

И с каждым днём использования Quest 3 я находил всё больше и больше таких компромиссных моментов в устройстве.

Управление руками нужно улучшать

Как только я смирился с низким разрешением картинки с камер, я столкнулся с пониманием того, как на самом деле в гарнитуре реализовано управление руками. Согласитесь, со стороны возможность передвигать виртуальные окна, скроллить браузер и набирать тексты на парящей клавиатуре выглядит впечатляюще и кажется, что это должно быть удобно!

Изображение: клавиатура, мышь, VR-шлем, экран с YouTube и веб-страницей.

Но спустя неделю использования я мог уверенно сказать, что нет — неудобно! Для трекинга рук используются панорамные камеры, которые также передают картинку, и, увы, визуально определять позиционирование ваших пальцев и ладоней у Quest 3 получается с трудом.

В целом использовать руки для управления окнами и элементами, которые рядом с вами, вполне удобно, но! Как только вы включаете режим, в котором окна становятся размером с экранное полотно кинотеатра, использовать руки в режиме указки становится сложно, потому что точка указания постоянно скачет с места на место.

VR-шлем Apple Vision Pro: игры, видео, 3D-контент, управление жестами, связь с Mac и ПК, инновации, высокая стоимость.

Это происходит из-за того, что гарнитура плохо отслеживает микродвижение пальцев, из-за чего курсор постоянно перемещается, пытаясь понять, в какой элемент окна вы целитесь. Следующему поколению Oculus Quest обязательно нужны дополнительные сенсоры LIDAR, которые будут использоваться для улучшенного отслеживания рук.

В Apple Vision Pro управление руками реализовано филигранно, вот к этому уровню качества нужно стремиться Oculus. Но, хоть управление руками реализовано неидеально, зато у Quest 3 есть то, чего нет у Vision Pro — это физические контроллеры!

Физические контроллеры Quest 3 обрадовали!

Большую часть времени я использую Quest 3 исключительно с контроллерами, которые шли в комплекте. По сути, это полноценный геймпад, разделённый на две части — у него есть два полноценных стика, функциональные клавиши и триггеры.

На фото — VR-очки Oculus Quest 3, наушники и контроллер с кнопками. Есть камеры и датчики слежения за движениями.

Кроме этого, контроллеры имеют два независимых акселерометра, с которыми управлять гарнитурой в любых приложениях становится в тысячу раз удобнее, чем с помощью рук.

Когда я впервые открыл Beat Saber на Quest 3 и взял в руки контроллеры, я вспомнил, как я пытался играть в игры на Apple Vision Pro с помощью взгляда и рук, поняв в тот момент, насколько это было неудобно. В VR-играх ваши контроллеры становятся чем угодно — от световых мечей, которыми вы разбиваете кубы в такт музыке, до пушек и клюшки для гольфа. Играть во что угодно на Quest 3 невероятно круто и комфортно!

Изображение контроллеров Oculus Quest 3: черные, кнопки, стики, ремешки, логотип и название гарнитуры на фоне.

Я абсолютно не понимаю, что мешает Apple добавить поддержку подобных устройств в Apple Vision Pro — это могло бы сильно упростить игровой процесс и замотивировать разработчиков портировать свои проекты на новую платформу. В конце концов, можно было бы сделать обратную совместимость с контроллерами от Oculus Quest!

Но раз этого нет, комплектные контроллеры — лишний повод похвалить Quest 3. Ещё к преимуществам отнесу работу контроллеров от АА-батареек (а не от встроенного аккумулятора), потому что заряжать эту пару по отдельности было бы сомнительным удовольствием.

Я попробовал использовать Oculus Quest 3 для работы с Mac

Разумеется, я попробовал использовать гарнитуру для работы, потому что возможность подключения Mac к Vision Pro не оставила меня равнодушным, мне хотелось попробовать сделать то же самое уже с Oculus.

На фото — VR-гарнитура Oculus Quest 3 на подставке, два контроллера, три датчика, компьютерный экран с иконками.

Так вот, нативно вы можете использовать Oculus Quest 3 с Mac через фирменное приложение Quest Remote Display, либо через сторонние приложения вроде Spaces или Immersed.

Ещё есть вариант с кабелем Quest Link, но отдельно покупать я его не хочу, да и нагружать гарнитуру лишним проводом тоже не хочется. Тем более, по проводу гарнитура может работать правильно только с Windows, а подходящего ПК у меня нет.

На экране компьютера — настройки Oculus Quest 3. Пользователь выбирает опции подключения и работы с устройством. Компьютер

В итоге я перепробовал почти все варианты беспроводного использования Quest 3 с Mac в качестве рабочего инструмента для размещения виртуальных экранов и хочу сказать, что мне гарнитура Oculus в сценариях рабочего использования не понравилась.

  • Во-первых: все программы для беспроводной передачи изображения, как мне показалось, работают с небольшой задержкой, поэтому монтировать в гарнитуре становится неудобно.
  • Во-вторых: разрешение виртуальных мониторов довольно низкое, даже несмотря на локальную передачу изображения.
  • В-третьих: разрешение самих дисплеев в Quest 3 не слишком высокое, поэтому детализация окон далека от комфортного уровня. Поэтому, однажды взяв в поездку Quest 3 и MacBook и попробовав за ними провести пару часов за работой, я понял спустя 20 минут, что намного проще использовать экран ноутбука, не прибегая к гарнитуре, и снял её с головы.
  • В-четвёртых: в Quest 3 используются LCD-экраны, поэтому они всегда и по всей площади излучают одинаковое количество света, от чего при работе с виртуальным монитором и концентрации на одной области глаза довольно сильно устают. В случае с microLED в Vision Pro глаза устают намного меньше.
  • В-пятых: Quest 3 весит 515 г — это на 135 г меньше, чем весит Vision Pro, но тем не менее это полкило на вашей голове! Во время игр этот вес не замечается, но когда вы сидите за рабочим столом в гарнитуре, спустя 10 минут мышцы шеи начнут передавать вам привет.
Описание белой компьютерной клавиатуры, мыши и VR-гарнитуры Oculus Quest 3 на рабочем столе.

Но Quest 3 однозначно будут полезны тем, кто работает с 3D-графикой и моделированием. Для гарнитуры есть такие программы, как Gravity Sketch или ShapesXR для создания прототипов, дизайна продуктов или архитектурных объектов в виртуальной реальности. Предположу, что можно найти применение Quest 3 даже в направлении дизайна интерьеров, чтобы в масштабе понимать, как будет выглядеть создаваемый проект.

Но для остальных, «приземлённых» профессий я особого смысла в использовании Quest 3 не вижу.

На Quest 3 можно работать без подключения к компьютеру. Нужна только клавиатура и мышь

Так как Quest 3 является полностью автономным устройством, никто вам не запрещает подключить к очкам Bluetooth-мышь с клавиатурой. После вы можете открыть Google Документы в браузере или установить другой софт через Sidequest, если он есть для Android, и приступать к работе.

Человек в VR-гарнитуре Oculus Quest 3 взаимодействует с интерфейсом ОС и виртуальной клавиатурой.
Модель клавиатуры парит в воздухе, если вы работаете в VR-пространстве

Что приятно, гарнитура умеет добавлять 3D-модель вашей клавиатуры в виртуальное пространство именно на ту часть, где она находится физически, с помощью технологии Passthrough. В случае с моей Logitech MX Keys Mini Quest 3 даже смогли подгрузить её точную копию, однако с другими клавиатурами, если они не одобрены Oculus, эта фишка может и не сработать.

Опция полезна для того, чтобы осязать физические объекты в виртуальном пространстве, однако Passthrough срабатывает не всегда и не всегда точно накладывает виртуальную модель на реальную. Мне кажется, было бы лучше, если очки просто добавляли прозрачность на ту область, где находится клавиатура, вместо этих излишеств с трёхмерными виртуальными объектами.

VR-игры надоели спустя 3 месяца

Теперь давайте поговорим про игры, ведь многие считают Oculus Quest 3 подобием игровой приставки с VR. Так вот, забегая вперёд, скажу, что в игры на Quest я перестал практически полностью играть спустя примерно 3 месяца. Почему?

Человек ловит рыбу в VR с Oculus Quest 3 среди зелёных растений, гор и голубого неба.

Начнём с небольшого списка того, что я прошёл или хотя бы попробовал поиграть на Quest 3:

  • Beat Saber;
  • Red Matter;
  • Superhot VR;
  • Resident Evil 4 VR;
  • Fruit Ninja VR.

Из всех этих игр я особенно сильно хотел поиграть в Beat Saber и Superhot VR. Как только я в них от души поиграл, я понял, что играть во что-то другое мне уже неинтересно. Причём я попробовал несколько других игр из списка, и меня они не зацепили. Потом я пробовал искать рекомендации по играм на форумах, имиджбордах, но меня всё равно ничего из того, что я находил, не цепляло.

Две фигуры в красных костюмах в белой комнате, одна с мечом атакует другую. Видна VR-гарнитура, мебель, стена с круглым

Затем я начал думать: «А почему?» и лично для себя пришёл к выводу, что мне в этих играх не хватает погружения в сюжет. Если вы любите аркады и максимально активные игры, тогда вы можете найти для Quest 3 кучу потенциально интересных проектов. Мне это сделать не удалось.

Если бы у меня был ПК, тогда я мог бы подключить Quest 3 к нему и поиграть уже во что-то серьёзное, например, в Half-Life Alyx. Но необходимости в покупке ПК у меня нет, поэтому над этим я вообще не парился. Я уж скорее в будущем попробую взять на обзор PS VR для PlayStation 5 и посмотреть, что сделали японцы для игр в виртуальной реальности.

Поэтому, если вы, как и я, хотите поиграть в небольшой список игр на Quest 3 — рекомендую изучить вторичный рынок и купить себе гарнитуру с рук, потому что, пройдя эти игры, вы можете забросить VR, и так вы хотя бы продадите свой Oculus с минимальными денежными потерями. А если вам вся эта движуха зайдёт — круто, значит, вы сможете открыть для себя ещё больше VR-игр.

В итоге единственное, для чего я нашёл применение Oculus Quest 3 — это просмотр кино и YouTube

Просмотр видеоконтента — единственное, для чего я продолжил спустя полгода использовать Oculus Quest 3.

Экран показывает: слева человек в VR-шлеме, справа — интерфейс управления виртуальной средой.

Гарнитура поддерживает установку сторонних программ, поэтому я сразу поставил на Quest 3 YouTube, Кинопоиск, ИВИ и ещё несколько онлайн-кинотеатров. В итоге гарнитура отлично скрашивала вечера во время поездок в другие города.

Особенно круто смотреть на Quest 3 3D-фильмы. Есть пиратские сайты, которые позволяют стримить в таком формате видео, и эффект погружения получается намного круче, чем во время просмотра 3D-фильмов в кинотеатре.

Фанаты «жёлтого-чёрного ютуба» могут ещё оценить в Quest 3 просмотр «пространственных видео». Это отличный от обычного 3D и 360-видео формат, где ощущается объём и глубина объектов. Сам я, конечно же, не пробовал — друзья рассказывали.

Человек в VR-шлеме Oculus Quest 3 ведёт стрим или запись видео, транслируя картинку через YouTube.


Но сам я пробовал смотреть Spatial Video, снятые на iPhone в отпуске. Вот тут без шуток, оказывается, пересматривать фото и видео с путешествий на Quest 3 в этом формате намного интереснее, чем листать снимки в галерее на телефоне или при стриминге на телевизор. Вы действительно как будто снова погружаетесь в тот момент.

Здорово, что Spatial Video и фотографии можно просматривать не только на Apple Vision Pro.

Кому стоит покупать Quest 3 и почему VR не нужен всем?

Знаете, несмотря на то, что мои отношения с Oculus не задались, я не могу сказать, что это плохое устройство. На самом деле Quest 3 — это лучшая VR-гарнитура, которую вы можете купить за $500. Особенно если вы уже знакомы с VR, вам эти технологии близки и вы заранее знаете (именно знаете, а не предполагаете), что будете делать с Quest 3 после покупки.

Oculus Quest 3 на белом фоне, белые с чёрным элементы, камеры спереди, рядом упаковка с изображением очков.

Потому что само по себе устройство не способно объяснить вам, зачем оно нужно. Это, на самом деле, большая проблема всех текущих AR-, VR- и MR-гарнитур. Да взять тот же Vision Pro — все почему-то думали, что гарнитура от Apple совершит такую же «революцию», какую совершил в 2007 году iPhone, но этого не случилось. И нет, дело не в цене!

Революционность первого айфона заключалась даже не в том, что он был красивым, а в том, что устройство давало понять, зачем человеку нужен смартфон с сенсорным экраном, а не привычная кнопочная «звонилка» или QWERTY-коммуникатор.

На фото — белая VR-гарнитура Oculus Quest 3 с черными элементами управления, датчиками и кнопками спереди, крепится ремешком

Достигалось это дизайном системы, удобным интерфейсом и чуть позже было подкреплено приложениями. Потому что мобильный софт за счёт всех этих особенностей iPhone позволил людям комфортнее работать с документами, почтой, смотреть интернет, играть, бронировать билеты, столики в ресторанах — и всё это с помощью лишь одного устройства, которое помещается в карман.

В итоге сегодня смартфоны стали незаменимыми инструментами, с помощью которых мы решаем тонну повседневных задач — от работы до заказа еды, покупки билетов, аренды машин и вызова такси в любой точке мира. А вот какие мои повседневные задачи и проблемы способны решать VR- и AR-очки? Этого с Oculus Quest 3 я понять так и не смог.

Теги:

Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»

Важные новости коротко — от GigaChat Max 
1-bg-изображение-0
img-content-1-изображение-0

GigaChat Max: коротко о главном

Как изменился Код Дурова вместе с GigaChat Max?

Узнай о всех возможностях в FAQ-статье 
ИИ от OpenAI занял второе место на чемпионате по программированиюИИ от OpenAI занял второе место на чемпионате по программированиюИИ от OpenAI занял второе место на чемпионате по программированию

GigaChat Max: коротко о главном

ИИ от OpenAI занял второе место на чемпионате по программированию

Полная версия 
Геймерам могут запретить передавать аккаунты из-за нового закона

GigaChat Max: коротко о главном

Геймерам могут запретить передавать аккаунты из-за нового закона

Полная версия 

Реализовано через GigaChat Max 

Сейчас читают
Карьера
Блоги 379
OTP Bank
Газпромбанк
Сбер
Т-Банк
X5 Tech
билайн
МТС
Яндекс Практикум
Ozon Tech
Циан

Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
и тем, что мы используем cookie-файлы