Обзор Meta Quest 3: первый шаг к смешанной реальности
Обзор Meta Quest 3: первый шаг к смешанной реальности

Обзор Meta Quest 3: первый шаг к смешанной реальности

29 января, 20249 минут на чтение
4,3к

Когда Meta* представила свой новейший VR-шлем Quest 3, то позиционировала его как революционное средство для погружения в метавселенную. Однако в контексте развития технологий XR компания Марка Цукерберга далеко не единственный игрок, стремящийся оказать значительное влияние в этой сфере.

Различные компании ищут свой путь в попытке создать продукт, который мог бы стать таким же прорывным, как смартфон, однако до сих пор неясно, какая целевая аудитория и каковы оптимальные сценарии использования этой технологии — будь то игры, работа, фитнес, социальное взаимодействие или комбинация всего этого.

Та же Apple словно сама находится в другой реальности, готовя к запуску свой шлем Apple Vision Pro за астрономические $3499, не имея никакого опыта в этой сфере. В другом уголке рынка явная противоположность — компании вроде Pico, которые захватывают бюджетный сегмент, делая акцент на широкой доступности.

Meta Quest 3, в свою очередь, находится где-то посередине. Он не является таким же роскошным устройством, как предстоящий гаджет Apple, но и отходит от бюджетного VR-решения, которым был тот же Quest 2. Предыдущая модель, Quest 2, заслужила репутацию надёжного и доступного устройства, однако Quest 3 идёт дальше, предлагая за дополнительные $200 совершенно новый опыт смешанной реальности — впервые в этой серии.

При цене в скромные (на фоне предстоящей новинки Apple) $499 встаёт вопрос, является ли Quest 3 настоящим прорывом в сфере смешанной реальности, который сможет стать действительно массовым устройством. Или всё же гаджет так и не покинет узкий круг энтузиастов?

За предоставленный на тестирование Meta Quest 3 благодарим дружелюбный магазин гаджетов BigGeek.ru.

Характеристики

  • Название: Meta Quest 3.
  • Вес: 515 г.
  • Цвета: белый.
  • Процессор: Qualcomm Snapdragon XR2 Gen 2.
  • Фактическое разрешение экрана: 4128 х 2208, 120 Гц.
  • Разрешение на каждый глаз: 2064 x 2208.
  • Угол обзора: 110 градусов.
  • Память: 8 ГБ ОЗУ + 128/512 ПЗУ.
  • Питание: 6000 мА·ч (USB-C), батарейки AA (контроллеры).
  • Беспроводные интерфейсы: Bluetooth, Wi-Fi.
  • Дополнительное ПО: Oculus (для подключения к PC), Meta Quest (для подключения к смартфону).
  • Датчики: лидар, датчик глубины.
  • Совместимость: SteamVR, трансляция с PC, трансляция со смартфона.
  • Особенности: поддержка смешанной реальности, полностью беспроводное подключение.
  • Цена: от $499.

Первый запуск

Запуск шлема Meta Quest 3 начинается с процесса настройки, который может вызвать некоторые трудности. Одной из основных проблем является необходимость первичной авторизации через Facebook (принадлежит Meta и заблокирован в РФ), доступ к которому в нашей стране ограничен. Для успешной настройки пользователю придётся подключиться к Wi-Fi через прокси-сервер или активировать VPN на роутере. Это несложная задача, а после первой авторизации необходимость в VPN или прокси отпадает.

Поговорим о весе устройства. В отличие от споров на тему громоздкости, которые возникли вокруг Apple Vision Pro, Quest 3 не имеет явных недостатков в этом плане. Шлем удивительно лёгкий и компактный, что делает его использование комфортным даже при длительном пользовании.

Зона прилегания у Quest 3 выполнена из специальной дышащей ткани. Она помогает минимизировать потоотделение, которое может привести к запотеванию оптики внутри шлема. Снаружи гарнитура чётко подстраивается затягиванием ремешка, а во внутренней части расположена кнопка, с помощью которой можно регулировать положение линз для оптимального вида.

Вес шлема практически не ощущается благодаря продуманной системе ремней, надёжно фиксирующей устройство на голове. Оба ремня регулируемые: один на липучке, другой – на эластичном натяжении, что позволяет идеально подогнать шлем под форму лица.

Контроллеры Quest 3 питаются от обычных пальчиковых батареек и идеально ложатся в руки, словно влитые. Однако их использование не является обязательным: интерфейс полностью адаптирован для управления жестами рук благодаря камерам, отслеживающим движение пальцев. Забегая вперёд: управление жестами всё же может показаться менее удобным, чем традиционные контроллеры.

Коротко о железе

Meta Quest 3 работает на процессоре Snapdragon XR2 Gen 2 от Qualcomm с графическим процессором Adreno, который, по данным компании, превосходит по производительности своего предшественника Snapdragon XR2 Gen 1, используемого в Quest 2, в 2,5 раза. Таким образом, Quest 3 технически опережает даже Quest Pro, работающий на Snapdragon XR2+, основанном на платформе Gen 1.

В устройстве 8 ГБ оперативной памяти, что больше, чем у Quest 2 с его 6 ГБ, но меньше, чем у Quest Pro с 12 ГБ. Quest 3 представлен в двух вариантах памяти: 128 ГБ за $499 и 512 ГБ за $649. На левой дужке гарнитуры находится порт USB-C для зарядки, а рядом расположены кнопка питания и камеры.

Отличительной чертой Quest 3 является отсутствие технологии отслеживания движения глаз (есть в Quest Pro). Это означает, что управление программным обеспечением с помощью взгляда невозможно. С точки зрения визуализации Quest 3 заметно превосходит как Quest 2, так и Quest Pro. Он обеспечивает разрешение 2064 на 2208 пикселей для каждого глаза, что выше, чем у Quest 2 (1832 на 1920) и у Quest Pro (1920 на 1800). И это всё при 120 Гц — рекордном значении для линейки шлемов Meta.

Первые впечатления от смешанной реальности

Переходя к ключевой особенности устройства Meta Quest 3 — режиму смешанной реальности, следует признать, что впечатления от этой функции остаются действительно неизгладимые... Но лишь первое время, потом этот эффект быстро улетучивается.

Quest 3 предлагает два режима использования: традиционный VR и смешанная реальность, названная здесь «режимом прозрачности». В последнем элементы интерфейса появляются непосредственно в окружающем пространстве, создавая иллюзию их настоящего присутствия.

У предыдущих моделей Quest была функция прозрачности, но она была очень топорной, представляя размытые чёрно-белые версии окружающей среды. В Quest 3 за счёт передней RGB-камеры обеспечивается чёткая цветопередача пространства.


Первоначальное скептическое отношение к смешанной реальности для меня сменилось удивлением: виртуальные объекты идеально интегрируются в реальное пространство, система отслеживания объектов в этом плане заслуживает отдельной похвалы. Даже если объект выходит из поля зрения, он сохраняет своё положение в пространстве с высокой точностью. Шлем работает исправно даже при недостаточном освещении, но не в условиях полной темноты, тогда он принудительно отправляет в VR-режим.


Передвижение по комнате в гарнитуре не вызывает особых сложностей, риск столкновения с предметами минимален. Однако есть и недостаток: несмотря на высокое разрешение, изображение всё же остаётся зернистым и нечётким. Мир вокруг отображается в полных цветах, но с некоторой размытостью, которая вызывает дискомфорт, если всматриваться в детали. Хотя я могу видеть время на своих умных часах и узнавать иконки приложений на смартфоне, мелкий текст остаётся нечитаемым из-за визуальных искажений, а сами предметы тут и там деформируются, напоминая синдром Алисы в стране чудес.


Интересно, что в видеозаписях, записанных с помощью гарнитуры, всё выглядит намного лучше, чем когда смотришь своими глазами. Но даже так хорошо заметны искажения и нечёткость деталей.

Meta Quest 3 — это полностью беспроводной шлем, что, безусловно, добавляет удобства в использовании. Однако стоит отметить, что автономность устройства оставляет желать лучшего: обычно заряда хватает всего на полтора часа активной работы. Причём при трансляции приложений через Steam VR шлем разряжается значительно быстрее, чем при запуске игр на встроенном оборудовании. Трансляция на компьютере происходит с помощью фирменного приложения Oculus на Windows. Есть возможность передавать изображение по проводу, но для этого нужен специальный кабель, который не идёт в комплекте.


При длительном использовании Quest 3 может перегреваться, что активирует систему охлаждения с сопутствующим шумом. Однако это не вызывает особого дискомфорта и большую часть времени незаметно. Мощности шлема хватает для запуска таких популярных игр, как Beat Saber, непосредственно на самом устройстве без необходимости подключения к компьютеру. Это, несомненно, является большим плюсом.

Однако стоит отметить, что приобретение игр в магазине для Quest 3 может обойтись дорого. Цены начинаются от $20 даже за простые VR-поделки. Почему они находятся в одном ценовом диапазоне, что и та же Half-Life: Alyx, для меня большая загадка. К тому же для российских пользователей покупка игр может стать особенно проблематичной из-за ряда ограничений и высоких цен в местном магазине.

Навигация по системе

Интерфейс шлема Meta Quest 3 отличается интуитивной понятностью и, к удивлению для меня, полностью переведён на русский язык, несмотря на действующие санкции и прочие неприятные моменты с Meta.

В режиме смешанной реальности рядом с пользователем всегда находится удобная панель управления, которую можно перемещать как руками, так и с помощью контроллеров. На этой панели расположена функция переключения между реальностями: нажатие на соответствующую кнопку позволяет погрузиться в виртуальную комнату. Такой же эффект можно вызвать, слегка постукивая по краям корпуса шлема.


Панель имеет два режима отображения: полноразмерный и компактный. В полноразмерном режиме все открытые медиафайлы проецируются на большой экран, а в компактном все элементы умещаются на маленьком виртуальном «планшете», который можно носить с собой. Пользоваться планшетом руками возможно, но изначально это может показаться неудобным, особенно из-за необходимости держать руки в поле зрения камер для регистрации нажатий. Со временем к такому способу управления я привык, но желание бросить это дело и взяться за удобные контроллеры всё равно появлялось.


Контроллеры Quest 3 оснащены несколькими кнопками, используемыми для вызова основного меню и его центрирования относительно взгляда пользователя. В режиме работы без контроллеров эти функции выполняются с помощью жестов: например, щелчок пальцами имитирует клик, а с открытой ладонью он открывает небольшое меню с основными функциями, что выглядит очень футуристично.


Перед началом любой игры необходимо отсканировать комнату или самостоятельно нарисовать границы для рабочего пространства. Этот процесс включает в себя направление взгляда на различные участки комнаты: пол, потолок, мебель и другие объекты. После завершения сканирования пространство комнаты трансформируется в зону для игр и развлечений как в режиме XR, так и в VR.

Ключевой особенностью Quest 3 является автоматическое переключение шлема в прозрачный режим при выходе за установленные границы в VR-режиме. Это позволяет избежать случайных столкновений с предметами. Система отслеживания границ работает исключительно точно, и в моём случае я ни разу не столкнулся с чем-либо во время погружения в виртуальное пространство.

Практическое применение

Meta Quest 3 открывает впечатляющие возможности в мире MR-реальности, но одновременно сталкивается с серьёзными вызовами, которые подрывают его потенциал стать массовым продуктом. Полноцветный MR-опыт, несмотря на некоторое размытие изображения, действительно расширяет границы восприятия и взаимодействия с цифровым контентом. Однако существует неопределённость в позиционировании устройства и его целевой аудитории, что создаёт определённое замешательство среди потенциальных пользователей.

Rube Goldberg Workshop

Несколько приложений, представленных для MR, такие как Rube Goldberg Workshop и Zombies Noir: Mixed Reality, показывают уникальные способности Quest 3, но их число и разнообразие остаются ограниченными. Первое приложение за $10 позволяет пользователю создавать сложные механические конструкции в реальном пространстве, в то время как второе представляет собой классическую игру-шутер, требующую значительного пространства для активного участия.

Zombies Noir: Mixed Reality

Обе игры демонстрируют потенциал MR, но также подчёркивают недостаток контента, который мог бы удержать внимание пользователя на длительное время.

Особенно заметна проблема недостаточной заинтересованности пользователей в таких платформах, как Horizon Worlds от Meta, которая должна была продемонстрировать возможности метавселенной, но страдает от отсутствия достаточного количества игроков.

У смешанной реальности большой потенциал, но конкретно у Quest 3 буквально нет сценариев использования за пределами развлечений. Да, можно установить Telegram на шлем или сёрфить в браузере, но зачем? Пользоваться местной клавиатурой сущий ад. Смотреть фильмы или YouTube в шлеме тоже опыт весьма специфичный и не имеет заметных положительных сторон, чтобы отказываться от привычного телевизора.

Самая банальная возможность, до которой только можно додуматься — работать за ПК, создав себе пару виртуальных мониторов, и то реализовать подручными средствами это не получится. Технически возможность проецировать экран монитора через фирменное приложение есть, но работает это только в VR.

В самом магазине Quest есть много платных приложений для 3D-рисования, но потолок их возможностей — это нарисовать пару простых объектов в воздухе.

В целом Meta Quest 3 представляет собой значительный шаг вперёд в смешанной реальности, однако пока не достигает уровня, необходимого для кардинального изменения рынка VR и MR. Высокая стоимость, ограниченный выбор контента и неопределённость позиционирования устройства ограничивают его привлекательность и массовое распространение среди потребителей.

Итоги

Meta Quest 3 представляет собой заметный прогресс по сравнению с предшественником Quest 2 благодаря улучшенной мощности, удобству использования и качеству дисплея. Нововведение в виде режима смешанной реальности с цветопередачей открывает новые перспективы.

Однако несмотря на свои инновационные возможности, Quest 3 сталкивается с рядом ограничений. Реальность использования оказывается не столь розовой из-за ограниченного количества качественных игр и приложений. Более того, новый режим смешанной реальности, несмотря на свою уникальность, страдает от проблем с качеством изображения, не позволяя задействовать устройство в каких-либо аспектах жизни за пределами развлечений. А удовольствие от развлечений быстро заканчивается из-за недостатка контента и сырости технологии.

С учётом этого Quest 3 остаётся продуктом для энтузиастов, но явно не массовым устройством для каждого. Хотя всё же шлем получился качественным и универсальным — он может работать как самостоятельно, так и с ПК и даже со смартфоном. Если вы задумывались о покупке VR-шлема, то Quest 3 может стать хорошим выбором, но на фишку со смешанной реальностью в таком случае смотрите как на приятное дополнение, нежели на ключевой аспект.

*Компания Meta признана в России экстремистской организацией, а её деятельность запрещена.

Данная страница содержит «вставки» с других сайтов, скрипты которых могут собирать ваши личные данные для аналитики и своих внутренних потребностей. Редакция рекомендует использовать браузеры с блокировкой трекеров для просмотра таких страниц. Подробнее →
29 января, 2024

Сейчас читают

Редакция рекомендует

Картина дня

Свежие материалы

Свежие материалы