Нижегородская ГИБДД использует нейросеть, чтобы штрафовать водителей за езду без световых приборов
Нижегородская ГИБДД использует нейросеть, чтобы штрафовать водителей за езду без световых приборов

Нижегородская ГИБДД использует нейросеть, чтобы штрафовать водителей за езду без световых приборов

9 августа, 20212 минуты на чтение

Более 7 тысяч штрафов с июля 2021 года было вынесено нижегородской ГИБДД за езду без включенных фар днем — нарушителей выявили при помощи дорожных камер и последующим анализом снимков нейросетью, пишет «Коммерсант».

Для фиксации этих нарушений использовалась камера «Азимут-3», расположенная на улице Коминтерна и работающая в рамках пилотного проекта. При этом в местном минтрансе отметили, что на данный момент прорабатывается техническая возможность использования и других комплексов фотовидеофиксации для выявления подобных нарушений.

В компании «Технологии безопасности дорожного движения», которая занимается производством камер «Азимут-3», сообщили «Ъ», что комплексы данного типа применяются в Пермском крае, Оренбургской, Брянской, Тверской, Воронежской областях и других регионах. Однако лишь в Нижегородской области местное УГИБДД решило выносить штрафы за невключенные световые приборы:

Мы всем заказчикам говорим, что такая функция в наших комплексах есть. Для определения нарушений используется нейросеть. Камеры наши сертифицированы, так что с правовой точки зрения все легально, — рассказал заместитель гендиректора компании Игорь Гончаров.

В ассоциации ОКО, которая объединяет производителей комплексов и операторов систем фотовидеофиксации, добавили, что помимо «Азимута», подобные нарушения способны фиксировать комплексы «Автоураган», «Стрелка» и «Астра-трафик».

В отличие, например, от определения непристегнутого ремня или разговора по мобильному телефону, фиксация данного нарушения достаточно проста и безошибочна. Камера «видит» госрегзнак в потоке и выявляет наличие так называемых контрастных зон справа и слева от него. Это и есть признак включенных фар или ходовых огней, — пояснили в ОКО.

Представитель оператора подмосковной системы фиксации нарушений «МВС Груп» выразил готовность к выявлению подобных нарушений в Подмосковье:

Мы уже провели тестирование технологии на дорогах Московской области. Результаты тестов показали высокую безошибочность определения света фар или ходовых огней. Готовы включить функционал, как только получим соответствующие распоряжения от ГИБДД и транспортных властей Подмосковья.

Юрист, эксперт по безопасности дорожного движения Катерина Соловьева считает, что использовать эту технологию масштабно пока рано, так как она еще слишком сырая:

Большой процент ошибок. Многие современные автомобили оборудованы светодиодными фарами, свет которых имеет частоту, отличающуюся от частоты кадров в камере. В результате на некоторых снимках машина будет сфотографирована с выключенными фарами, хотя они были включены.

Эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман пояснил, что после обучения на большом массиве фотографий нейросеть действительно способна выявлять подобные нарушения, однако контроль со стороны инспектора все равно обязателен. По словам эксперта, фары в современных автомобилях часто «узкие и вытянутые, с четко направленным на дорогу пучком света», поэтому в камеру может попадать слишком мало света, и система решит, что фары выключены.

На данный момент в Нижегородской области уже отменили 48 постановлений за указанное нарушение, однако местная ГИБДД не рассказала о том, что стало причиной.

9 августа, 2021

Сейчас читают

Редакция рекомендует

Картина дня

Свежие материалы

Свежие материалы