Город Масдар: мечты сбываются не сразу
Город Масдар: мечты сбываются не сразу

Город Масдар: мечты сбываются не сразу

7 августа, 20229 минут на чтение
1,8к

Масдар-Сити должен был произвести революцию в городском планировании, объединив множество новаторских технологий, таких как решения в области чистой энергии, автономного вождения и энергоэффективности. Спустя 14 лет после объявления о проекте мы отправились в Масдар, чтобы проверить, так ли он причудлив, как его описывают в популярных обзорах.

Это перевод материала Durov's Code — нашего англоязычного издания, который рассказывает о самых интересных IT-новостях на Ближнем Востоке и во всём мире.

Будучи одной из главных точек на туристической карте мира, ОАЭ в летнее время практически пустеют. С температурой, иногда поднимающейся до 55°C, это место превращается в сковородку с июня по август, отгоняя богатых экспатов, которые стремятся провести время в роскошных отелях и погонять на быстрых автомобилях. Сильная жара всегда была проблемой этой части земного шара, и в 2000-х годах ОАЭ начали искать комплексные решения этой проблемы.

Так появился проект Masdar City. В 2006 году компания Masdar, материнская компания Masdar City, была создана для разработки решений в области возобновляемых источников энергии в ОАЭ. Год спустя она подписала контракт с Массачусетским технологическим институтом о создании Масдарского института науки и технологий.

В 2008 году Masdar начала строительство нового автономного города Масдар-Сити, который должен был произвести революцию в городском планировании. Продвигаемый как «пионер в области устойчивого развития и центр исследований и разработок, возглавляющий инновации для реализации более зелёной устойчивой городской жизни», дизайн этого места был разработан с двумя основными целями — защитить людей от жары и горячих ветров, дующих из пустыни, и разработать новые решения в области энергоэффективности.

Большая команда архитекторов и инженеров во главе с гениальным Норманом Фостером работала над естественными решениями, которые помогли бы городу оставаться прохладным летом и, таким образом, сохранить как можно больше энергии. Они изучили проекты древних арабских городов, таких как Каир и Маскат, с их узкими извилистыми улочками, маленькими окнами и стенами, призванными сохранять прохладный воздух внутри.

Архитекторы объединили эти старые, но ценные решения с новыми материалами и технологиями, направленными на сокращение выбросов CO2 и уменьшение потребления энергии. Они даже построили ветряную башню на основе древнего арабского представления о башне, которая направляет ветры, дующие высоко в небе, вниз, на тенистые дорожки города.

Первоначально Масдар должен был стать первым городом с нулевым уровнем выбросов углекислого газа благодаря технологиям энергоэффективности и решениям в области чистой энергии. Таким образом, Масдар должен был зависеть лишь от собственной энергосети, но в 2011 году его подключили к государственной системе, и в 2016 году градостроители заявили, что Масдар никогда не сможет достичь нулевого уровня выбросов углерода.

Расположенный на окраине Абу-Даби, столицы ОАЭ, посреди пустыни по соседству с аэропортом, Масдар-Сити должен стать прорывом. Финансируемый Mubadala, одним из крупнейших суверенных фондов мира, Масдар-Сити должен навсегда изменить городское планирование и развитие городов.

Вдохновившись рендерами и отзывами блогеров на YouTube, я решил поехать и посмотреть, так ли хорош город, как его описывают.

Далёкое будущее

Масдар-Сити расположен в 17 км к юго-востоку от Абу-Даби. 40-минутная поездка из центра города звучит как фантастический план на вторую половину дня, особенно когда температура на улице редко опускается ниже 45°C. Я хочу охладиться на тенистых дорожках города и познакомиться с его великолепной архитектурой.

Итак, я открываю приложение Careem и заказываю такси, выбрав в качестве пункта назначения Масдар-Сити. Чуть позже я узнаю, что это большая ошибка.

Место, куда я приехал‌

Я сажусь в такси, открываю ноутбук и погружаюсь в работу. Через 40 минут я чувствую, что мы должны быть где-то близко, и выглядываю в окно. К моему большому удивлению, я не вижу ни футуристической архитектуры, ни солнечных батарей, ничего. Только пустыня и узкая дорога, покрытая песком. Водитель, кажется, тоже немного растерян, но всё же продолжает следовать указаниям путеводителя. Через пять нервных минут я вижу на горизонте какие-то здания, но в этот момент искусственный нежный голос приложения Careem сообщает мне, что я прибыл в пункт назначения.

Место, которое должно стать центром города, до сих пор представляет собой пустыню с несколькими парковочными местами для старых автобусов, которые каждый день привозят строителей в Масдар.

Масдар-Сити, строительство которого планировали завершить в 2020 году, сейчас состоит только из одного квартала, в котором расположены Институт Масдар, Университет искусственного интеллекта имени Мохамеда бин Зайеда, региональная штаб-квартира Siemens и несколько жилых домов для студентов и профессоров. С 2013 года в Масдаре также находится штаб-квартира Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA), здание которого расположено немного в стороне от остальной части города.

Поблизости есть ещё несколько жилых зданий, они также являются частью проекта, но в настоящее время заселены стюардессами главной авиакомпании Абу-Даби Etihad. К счастью, международный аэропорт Абу-Даби находится всего в пяти минутах езды.

Несмотря на то, что ещё не завершена даже половина проекта, с архитектурной точки зрения город выглядит потрясающе. Инженерные работы также увенчались успехом. В 2012 году штаб-квартира Siemens получила награду за лучшее офисное здание на MIPIM Architectural Review Future Projects Awards, а Middle East Architect Awards в том же году назвал её лучшим и самым экологичным офисным зданием.

На сегодняшний день проект планируется завершить к 2030 году. Однако признаков строительства новых зданий практически нет. Большая часть города по-прежнему представляет собой просто пустыню.

Наконец мы подъезжаем к городу, пробираясь через пески. Я выхожу из машины и иду в сторону футуристических оранжевых зданий, которые должны защищать меня от жары, пробираюсь через небольшой парк, который оказался незавершённым, так как в конце моей десятиминутной прогулки я обнаруживаю низкий забор, отделяющий его от той части города, которая уже открыта для посещения.

Я смотрю на 4-этажные оранжевые здания с замысловатыми фасадами как на благословение. Даже десять минут в жару 45°C ощущаются как часовая интенсивная тренировка в спортзале. К моему разочарованию, я не нахожу укрытия на узких улочках Масдара. Там по-прежнему жарко. Очень жарко. Высокая ветряная башня даёт лишь крошечный глоток свежего воздуха, не оказывая никакого влияния на общую температуру в городе.

Отчаянно желая охладиться, я нахожу полупустое кафе с кондиционером и провожу следующий час, наслаждаясь чашкой капучино и бесплатным Wi-Fi. Я спрашиваю кассиршу, для чего предназначены все эти здания вокруг меня, и она отвечает, что для студентов. Но на улице не было ни одного студента. Я знаю, что сейчас август и студенты могут быть на каникулах, но когда я наконец чувствую, что готов выйти на улицу, я почти никого не встречаю на улице, даже садовников и техников.

Масдар похож на город-призрак. Здания кажутся обитаемыми, а общественные пространства (или так называемые маджлисы) пусты. Так же пусты и офисные помещения на первом этаже. Здесь есть только одно кафе, один ресторан, один супермаркет и... и всё. О, здесь также есть заброшенный магазин компании Etisalat, основного поставщика телекоммуникационных услуг в ОАЭ.

Автомобили. Не такие автономные

Затем я пытаюсь найти дорогу к главной достопримечательности города — автономным автомобилям, они же Personal Rapid Transit (PRT). Это крошечные такси, перевозящие до четырёх пассажиров по городу. К моему изумлению, я вижу лишь горстку гольфкаров, перевозящих одного, редко двух пассажиров. И да, у них есть водитель!

Позже я узнал, что первоначальная идея о том, что транспортная система города будет полагаться исключительно на PRT, была пересмотрена в 2010 году из-за стоимости создания подземного перехода для отделения системы от пешеходного движения. Пересмотренная концепция общественного транспорта позволила использовать в городе и другие электромобили, так что гольфкары являются частью Масдара уже более 10 лет.

Но мне всё ещё не терпится увидеть PRT. К моему разочарованию, охранники и техники понятия не имеют, как получить к ним доступ, большинство из них сказали мне, что они здесь недавно. После 20 минут бесплодных блужданий я наконец нахожу парня, который показывает мне дорогу к туристическому центру (который никак не обозначен снаружи). Я спускаюсь по лестнице вниз, на первый этаж, где расположена хорошо оформленная выставка, рассказывающая об истории проекта. Большая, тщательно детализированная диорама представляет вид города с высоты птичьего полёта в момент завершения строительства. Это впечатляет, это выглядит как настоящий научный оазис в пустыне, стимулирующий развитие экономики Абу-Даби, основанной на знаниях. Но впереди ещё долгий путь.

На противоположной стороне зала я наконец-то вижу то, ради чего сюда пришел — Personal Rapid Transits. Ощущения почти как в лифте: вы нажимаете на кнопку, двери открываются, вы входите в кабину и всё. Я сажусь в кабину и готовлюсь к одному из самых захватывающих путешествий в моей жизни. Не имея ни малейшего представления о том, куда мы направляемся, я нажимаю кнопку «Go» на ноутбуке в кабине, и двери закрываются.

Такси ускоряется и маневрирует между тёмно-серыми колоннами, которые поддерживают город надо мной. Я чувствую восторг и не могу перестать фотографировать и снимать видео, как будто я впервые в Диснейленде.

Через пять минут мы прибываем в пункт назначения, который оказывается подземной парковкой. Я выхожу и спрашиваю у охранников, есть ли другие маршруты. Они говорят, что есть только один, и я решаю вернуться назад. Я снова чувствую волнение и не могу перестать снимать видео и отправлять его друзьям.

Будущее Масдара

Я поднимаюсь по лестнице и покидаю туристический центр. Солнце садится, и в его лучах оранжевые изгибающиеся фасады выглядят ещё более удивительно. Но жара всё ещё стоит. Я всё ещё нахожусь в Аравийской пустыне, какие бы передовые технологии ни использовал город. Кроме того, к вечеру уровень влажности резко повышается, так что ощущение такое, будто ходишь в хаммаме, только очень большом.

Я нахожу единственный в городе супермаркет, покупаю две бутылки воды и выпиваю их сразу. По дороге к стоянке такси замечаю замысловатое здание с оранжевыми изгибающимися стенами. Оно оказывается предполагаемым туристическим центром, который, как я помню, нашёл на диораме в туристическом центре. Однако его двери закрыты. Строительные работы продолжаются.

Масдар-Сити предстоит пройти долгий путь. Посмотрите на фотографию диорамы ниже. Красная линия показывает, что уже построено. Остальное всё ещё не более чем пустыня. По завершении строительства город будет занимать площадь 6 квадратных километров и станет домом для 45-50 тысяч человек. Такие амбициозные планы, конечно, требуют больших денег. В 2008 году общая стоимость проекта составляла 18-22 млрд долларов.

Но дело не только в зданиях. Обладая активами почти в 300 млрд долларов, Mubadala может позволить построить пару новых кварталов. Вопрос в том, кто будет там жить? Абу-Даби только начинает свой путь в качестве глобального центра технологий и инноваций, а Дубай опережает его на годы. В настоящее время Абу-Даби просто не может привлечь такое количество компаний и талантов, как Дубай. Масдар — это маленький оазис в пустыне, в то время как Дубай — огромный оживлённый мегаполис. Расположение Масдара и отсутствие технологической экосистемы в Абу-Даби делают этот проект белым слоном, которого Мубадала продолжает кормить.

Несколько лет назад Mubadala запустила Hub71 — отличный акселератор, который привозит в эмират перспективные стартапы. Резиденты Hub71 сказали нам, что нужно доказать, как их компания может принести пользу Абу-Даби, а не всем ОАЭ, поэтому, вероятно, их технологии будут использоваться и в Масдаре.

Hub71 to Launch New Outliers Programme in Abu Dhabi
Outliers 2022 will feature seven competitions, including for the first time a special category for unicorns, or start-ups with a $1 billion valuation.

Однако у Абу-Даби есть одно, но существенное преимущество перед Дубаем — огромные финансовые ресурсы, которые он получает благодаря добыче нефти. В 2009 году Абу-Даби даже помог Дубаю государственным кредитом в размере 10 млрд долларов, после того как последний оказался на грани банкротства из-за мирового финансового кризиса. Возможно, через десяток лет Абу-Даби сможет соперничать с Дубаем, но сегодня шансов на то, что Масдар станет настоящим городом будущего, мало.

Однако он стал отличным испытательным полигоном. Сотни новых технологий были воплощены в жизнь, и, что ещё важнее, многие из них впервые были собраны в одном месте — PRT, энергоэффективные решения, архитектурный дизайн, общественные пространства и так далее. Всё это дало возможность многое понять будущим поколениям. А сейчас Масдар Сити нуждается в компаниях будущего и энтузиастах будущего, которые смогут вдохнуть жизнь в город.

От нефтяного царства к цифровому раю
В 2021 году оборот криптобирж составил более 14 трлн долларов. Концентрация таких финансовых потоков в одной стране обещает сделать её будущим финансовым центром и повысить её инвестиционный потенциал.
7 августа, 2022

Сейчас читают

Картина дня

Свежие материалы

Свежие материалы