Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»
Что может быть общего у франшизы продуктового магазина и IT? На самом деле очень много, если эта франшиза – технологичная и оцифрованная, как сейчас у нас в X5.
Сегодня мы расскажем, как наша франшиза «Пятёрочки» становится цифровым продуктом и какие современные подходы и инструменты к управлению бизнесом онлайн мы используем в рамках неё. Поехали!
Благодаря стремительному развитию онлайн-сервисов и электронных госуслуг, сегодня мы многое можем делать удалённо — не выходя из дома или офиса. Такой же тренд наблюдается и в бизнесе, например, сейчас можно удалённо открыть ИП или ООО, подписывать все нужные документы электронной подписью и взаимодействовать с различными инстанциями через Сеть.
Мы не остаёмся в стороне и тоже стремимся дать нашим партнёрам – как действующим, так и потенциальным, – возможность решать как можно больше вопросов онлайн. Для этого мы активно внедряем цифровизацию в направление франчайзинга — от первого контакта на сайте франчайзинга до управления собственным магазином и даже масштабирования сети из нескольких магазинов.
Допустим, вы рассматриваете идею открыть свою «Пятёрочку». Вот какие технологии и разработки вам помогут в этом процессе.
Есть идея? Давайте считать
Лицо франшизы — её сайт. Каждый месяц мы получаем более 800 заявок от потенциальных франчайзи. И чтобы сразу перейти к цифрам и сформировать правильные ожидания, мы прямо на лендинге сделали калькулятор франшизы.
Благодаря калькулятору вы можете понять примерные ожидаемые показатели по будущему бизнесу в своём городе: выручку, размер инвестиций и срок окупаемости. При этом наш прогноз строится на фактических показателях более чем 22 тыс. работающих магазинов «Пятёрочка» и учитывает все ключевые факторы выбранной локации.
Стоит отметить, что мы заинтересованы не в том, чтобы показать заманчивую картинку, а в том, чтобы показать цифры как есть. Так вы сможете оценить свои силы и сопоставить ваши ожидания с нашими актуальными расчётами.
Ожидания оправдались! Что дальше?
Как только вы получите предварительное одобрение по заявке на франшизу, вам откроется стартовый портал. На нём наглядно видны все этапы открытия магазина: в какой точке мы находимся, все действия, которые нужно совершить на данном этапе и что последует дальше.
Если немного упростить, то шаги следующие. Сначала потребуется подобрать локацию для «Пятёрочки». Например, проверить имеющееся у вас помещение по требованиям сети или выбрать из предоставленных вариантов. Затем необходимо согласовать локацию, заключить договор и непосредственно открыть магазин.
Про помещение подробнее, пожалуйста
Если у вас уже имеется собственное помещение, то команда «Пятёрочки» делает оценку его перспектив.
Если же помещения нет, то мы предлагаем несколько предложений на выбор в интересующем регионе.
В этом нам помогает автоматизированная система подбора и оценки локаций, которая основывается на данных и экспертизе за 25 лет работы компании. Система предсказывает товарооборот в конкретной точке города с высокой точностью: с вероятностью 97% товарооборот будет как в прогнозе или выше.
Внутри неё — многофакторная модель, которая учитывает и размер населенного пункта, и расположение помещения относительно дорог, и туристические локации, и прочие особые условия.Эта система позволяет минимизировать все риски по выбору места для своего магазина.
Магазин открыт — дальше сам? Нет, нет и ещё раз нет
Далее вас ждет ремонт и подготовка помещения – конечно, с нашими подробными инструкциями, гайдлайнами и рекомендациями контрагентов. И вот, магазин открыт. Что же дальше?
Теперь у вас есть доступ к личному кабинету партнёра — это своеобразный онлайн-офис, в котором можно следить за работой магазина.
На главной странице собран дашборд с ключевыми показателями супермаркета — прогнозируемой прибылью, индексом лояльности клиентов, потерями, средним чеком и прочим. Что называется, бизнес — как на ладони.
Естественно, реализованы и более детализированные отчёты — они доступны в специальном разделе. Это, например, может быть отчёт по всем денежным движениям, отчет по остаткам, выгрузки по продажам со всевозможными разбивками.
Кроме того, наши разработчики внимательно прислушиваются к потребностям франчайзи и регулярно добавляют новые полезные атрибуты.
Широкая автоматизация в «Пятёрочке» касается и поддержки — в личном кабинете есть чат-бот, который мгновенно находит ответы на наиболее популярные вопросы, а ещё постоянно обучается с помощью нейросетей. Также из личного кабинета партнёр может заказать услуги и отследить статус их предоставления. Сейчас на рынке сложилась острая ситуация нехватки кадров, поэтому «Пятёрочка» специально предоставляет своим партнерам централизованные HR-услуги: публикацию вакансий магазина, оценку кандидатов и персонала, обучение и многое другое.
А если я захочу масштабироваться?
Тема масштабирования знакома нашим франчайзи не понаслышке: 53% наших партнёров сразу запустили несколько точек, а 11% — и вовсе более десяти магазинов.
Поэтому прямо на нашем онлайн-портале мы реализовали возможность направить заявку на открытие нового магазина. А ещё там можно выбрать и купить даже готовый магазин.
И это всё?
Конечно, нет. Цифровизация франшизы «Пятёрочки» в текущем виде далеко не финальная. Мы активно развиваем это направление: выпускаем обновления с целью сделать наш продукт ещё более понятным, привлекательным и прозрачным в операционном управлении. Нет предела совершенству, как говорится. И автоматизации с цифровизацией тоже.