Согласно результатам исследования HR-холдинга Ventra, средний срок привлечения кандидатов увеличился в 1,5 раза. Как в таких непростых условиях заинтересовать перспективных кандидатов и сохранить темп работы всего бизнеса?
Меня зовут Павел Воронин, я первый вице-президент по технологиям МТС. В статье расскажу, на что сегодня опираются ИТ-специалисты при поиске работы и как МТС развивает ИТ-комьюнити.
Какие ценности есть у современных ИТ-специалистов
Согласно данным HeadHunter, годовой прирост спроса на ИТ-специалистов составил 18%: в сентябре 2022 года на портале было открыто 64 тыс. вакансий, а в сентябре 2023 года компании разместили уже 76 тыс. вакансий. Интерес к ИТ-кандидатам перманентно растет, а компании оказываются в условиях жестокой конкуренции за таланты.
Бизнес тратит огромные ресурсы на внимание талантливых айтишников, потому что современных кандидатов интересует не только и не столько высокая зарплата — они ориентируются на другие ценности. Вот по каким критериям они выбирают работу.
- Гибкость. Сегодня компании постепенно отходят от жестких графиков и временных рамок. Согласно исследованию НАФИ и Logitech, гибридный формат с возможностью посещения офиса 2-3 раза в неделю является наиболее желаемым форматом работы для кандидатов. Такой подход позволяет поддерживать work-life balance без каких-либо последствий для компании. Также гибкость подразумевает возможность самостоятельно выстраивать рабочий процесс — это преимущество снижает уровень профессионального выгорания и повышает инициативность специалиста.
- Интересные и важные задачи. Специалисты отдают предпочтения компаниям, запускающим масшабные проекты, которые затрагивают большой процент населения и оказывают значительное влияние на общество. Также они хотят работать над задачами, которые позволяют развивать их профессиональные компетенции. Одним из способов снижения непрофильной нагрузки на сотрудников могут стать платформенные решения, как наше — The Platform. Благодаря The Platform мы смогли освободить 30% ресурсов продуктовых команд от непрофильной нагрузки.
- Общие ценности и культура. Кандидаты чаще делают выбор в пользу компаний, где ценности бренда совпадают с их собственными. Сильная корпоративная культура — это важно. Для ИТ-компании очень показательно, как быстро можно начать инициативу и получить на нее финансирование. В МТС, например, это сделать очень легко. Некоторые продукты компании появились именно так — например, наш сервис для удаленного тестирования Sunkey Toolkit. Согласно статистике CNBC, до 40% сотрудников заявили, что готовы покинуть свою компанию, если на рабочем месте будут отсутствовать современная корпоративная культура и схожие ценности. Восприятие этих ценностей происходит быстро, зачастую даже до собеседования.
- Работа с профессионалами и связанность с командой. Также базовым принципом при поиске работы я бы выделил желание работать с лучшими и иметь одни интересы, быть среди своих. Информация о звёздных командах и решениях, которые они разрабатывают, в профессиональной среде разносится довольно быстро.
Зачем ИТ-специалистам нужно комьюнити и как мероприятия True Tech помогают его создавать
В России всего 7 млн специалистов в возрасте 21-24 лет, хотя 10 лет назад их было 12 млн. Из-за стремительно растущей конкуренции компании вынуждены выстраивать эмоциональные связи кандидатов с брендом работодателя — одним из способов для достижения этой цели является развитие сообществ. Это и эффективный способ рассказать об уникальных конкурентных преимуществах бизнеса, и метод построения неформального нетворкинга между участниками ИТ-сферы. ИТ-коммьюнити позволяют развивать профессиональные компетенции, обмениваться опытом, повышать soft и hard skills. Руководствуясь такими соображениями, МТС запустила серию масштабных событий с разнообразной образовательной и развлекательной программой. Среди ключевых направлений и мероприятий True Tech — конференция, олимпиада, хакатон, митапы и одноимённое ИТ-сообщество.
- True Tech Day — крупнейшая в России ИТ-конференция с международными спикерами и топовыми темами без воды и лирики. Флагманское мероприятие True Tech Day в этом году посетили 60 000 разработчиков. Конференция включала семь основных направлений: архитектура, большие данные, искусственный интеллект, управление изменениями, продуктовый менеджмент, кибербезопасность и основной трек. На мероприятии выступили 70+ экспертов из российских и зарубежных компаний.
- True Tech Champ — всероссийская олимпиада по программированию и ИТ-фестиваль, за финалом которого наблюдали более 20 тыс. человек. Это высочайшая концентрация молодых технологичных специалистов в одном месте. Например, на мероприятии присутствовали участники сборной России по программированию, призеры и победители международных технологических олимпиад. Мы старались индивидуально раскрывать каждого участника, помогать, направлять. В итоге все получили незабываемый опыт, который мы обязательно повторим.
- True Tech Hack — ИТ-хакатон в рамках конференции True Tech Day. На мероприятии более 900 специалистов разных стеков объединились для решения социально значимых проблем общества. Ключевыми задачами хакатона стали: адаптация фильмов для людей с особыми потребностями и аудио-сопровождение мультимедийного контента для аудитории с нарушением зрения.
- Образовательные проекты на базе ВУЗов и не только. МТС активно взаимодействует с ключевыми университетами страны. Летом в НИУ ВШЭ была открыта базовая кафедра машинного обучения от МТС, которая реализует работу по трем наиболее актуальным направлениям: генеративные модели искусственного интеллекта, Big Data, а также создание и поддержка инфраструктуры для больших данных. Помимо этого, мы создали образовательный центр МТС.Тета, где запускаем бесплатные курсы от ведущих архитекторов и разработчиков для специалистов разного уровня и стека.
Все эти мероприятия постепенно сложились в единое комьюнити настоящих, или «трушных», айтишников — True Tech.
Как в МТС развивают ИТ-сообщество профессионалов
Мы развиваем комьюнити True Tech для тех людей из мира ИТ, которые хотят работать с интересными и амбициозными проектами. Чтобы привлекать в сообщество самых профессиональных кандидатов, перед подачей заявок мы проводим отбор — в данном случае качество ИТ-сообщества для нас важнее масштабов. Но даже этот факт не влияет на внушительное число участников True Tech коммьюнити — сегодня это более 10 000 специалистов. Чтобы поддержать сообщество, совместно с московским брендом одежды FBL мы разработали капсульную коллекцию для айтишников, технарей, гиков и всех причастных к миру технологий. У сообщества настоящих ИТ-фанатов должны быть свои отличительные визуальные элементы в одежде и стиле. Адвокатам бренда мы дарим фирменные толстовки и футболки. Их получают те, кто активно ведёт технологический блог или проявляет себя в ИТ-индустрии на внешних мероприятиях.
У аудитории технарей есть большой запрос на общение друг с другом. Нужны площадки, где будут собираться не менеджеры по продажам, которые будут предлагать свои решения, а профессиональные ребята из мира ИТ, которые будут обмениваться опытом и знаниями — это две совершенно разные аудитории.
Что будет дальше?
Техническое развитие не стоит на месте — отрасль формирует новые требования к бизнесу как к работодателю. Стандартные методы найма и хантинга сегодня работают все хуже, поэтому компаниям нужно запускать новые форматы и пробовать новые инструменты. Развитие ИТ-коммьюнити — это один из них.
В 2022 году привлекательность МТС как ИТ-бренда выросла на 42%, по данным рейтингового агентства Raex. Помимо классического набора: качественного офиса, гибкого графика, конкурентной зарплаты и т.д., в МТС мы берем на себя роль лидера и вдохновляем на изменения не только проектные команды в самой компании, но и на внешнем рынке. Именно поэтому сообщество True Tech с олимпиадами, хакатонами, сложными заданиями и необычными решениями объединяет сегодня талантливых ребят в ИТ.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»