Интервью с генеральным директором Dolby в России: о развитии, трудностях во время пандемии и планах на будущее
Для каждого из нас просмотр кинофильма — возможность погрузиться в написанную историю, которая становится поводом для размышлений, вызова эмоций и разносторонних чувств. Компания Dolby за последние 10 лет привнесла в мировую киноиндустрию большой объём инновационных и полезных технологий звука.
Большой и высокооцененный вклад Dolby внесла в сферу российских кинотеатров и отечественного телевидения, с успехом добравшись и до онлайн-форматов. «Код Дурова» пообщался с Алексеем Угриновичем, генеральным директором компании Dolby в России и странах СНГ. В этом интервью он рассказал об успехах и трудностях, невероятной истории расширения деятельности Dolby в России и поставленных задачах на ближайшее будущее.
— В марте исполнилось 10 лет с момента регистрации подразделения Dolby в России. Это большой сроĸ для любой ĸомпании. И очень приятно видеть, что таĸие ĸрупные игроĸи, ĸаĸ вы, до сих пор остаются в России. Поделитесь с нами цифрами, ĸаĸ для вас прошли эти 10 лет?
— Начнем с того, что название «Dolby» — это фамилия основателя компании, инженера-изобретателя Рэя Долби. Она была основана в 1965 году, и первым продуктом компании была система шумоподавления для ленточных магнитофонов — и профессиональных, и бытовых. Эта технология получила в мире широчайшее распространение.
История деятельности Dolby в России началась еще в 1987, более 30 лет назад — первым партнером тогда стала киностудия «Мосфильм», для которой было поставлено первое оборудование для кинопроизводства. Сам офис появился в 2010 году, и тогда же началась активная работа по внедрению на российский рынок инновационных технологий компании.
Одна из них — Dolby Atmos. Эта аудиосистема создает объемный звук благодаря возможности размещения и перемещения звукового сопровождения в любую точку кинозала, включая область над головой зрителя. Технология впервые в мире была представлена в 2012 году с выходом анимационного фильма «Храбрая сердцем», уже в 2013 году мы открыли первый кинозал Dolby Atmos в России. Дебютным российским фильмом, где была использована технология, стала картина «Призрак» Александра Войтинского, вышедшая в 2015 году.
Не обошли вниманием Dolby Atmos и набирающие обороты онлайн-сервисы – в 2017 году этот формат начал поддерживать онлайн-кинотеатр Okko.
Появление Dolby в России стало важным этапом и для отечественного телевидения. Благодаря сотрудничеству с «Первым каналом» зрители всей страны могли наблюдать за Церемонией открытия и закрытия Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году, а также Парадом 70-летия Победы в 2015 году в формате Dolby 5.1. А уже в 2018 году практически все матчи Чемпионата мира по футболу транслировались в формате Dolby Atmos.
Нельзя обойти вниманием и собственную HDR-технологию компании – Dolby Vision. Она обеспечивает невероятную яркость, точную цветопередачу, контрастность и насыщенные цвета. В ноябре 2019 года была открыта первая в России сертифицированная студия цветокоррекции и мастеринга Dolby Vision. Благодаря этому событию теперь и в России можно создавать уникальный локальный контент для любителей кино. В России Dolby Vision уже поддерживает онлайн-кинотеатр ivi.ru и многие производители устройств.
Помимо этого, в ближайший год в России также откроются первые кинозалы Dolby Cinema. Это премиальный формат кинотеатров, который совмещает превосходное качество изображения Dolby Vision и звука Dolby Atmos.
— Еще до ĸарантина для меня лично наличие у ĸинотеатра технологии Dolby Atmos было порой ĸлючевым аспеĸтом. Подсĸажите, сĸольĸо сейчас ĸинотеатров поддерживают вашу технологию? Быстро ли рыноĸ осознал её значимость?
— Весной 2020 года, до карантина, в России было более 200 кинозалов, оборудованных системой Dolby Atmos. Первый был открыт 13 февраля 2013 года в Санкт-Петербурге в кинотеатре «Кронверк Синема» (сейчас Объединенная сеть кинотеатров «Кино ОKKO» (Синема Парк и Формула Кино)). С тех пор мы активно внедряем эту технологию по всей стране — от Южно-Сахалинска до Калининграда, от Мурманска до Сочи. Мы считаем, что технология Dolby Atmos является премиальным стандартом звука в современном мире.
На данный момент в России также действуют 6 киностудий, профессионально оборудованных для создания контента со звуком Dolby Atmos: Dolby Atmos Premier на «Мосфильме», CineLab SoundMix, Flysound, CPI Films в Москве, и в Санкт-Петербурге — Nevafilm и тон-студия «Мельница».
— Каĸие трудности пришлось преодолеть перед тем, ĸаĸ сделать технологию Dolby Atmos массовой?
— Формат Dolby Atmos появился в 2012 году, очевидно, что у нас еще не было локальных кинотеатров и контента. Достаточно сложно было убедить кинопрокатчиков, кинопроизводителей и владельцев кинотеатров вложиться в дорогостоящее решение, потому что каждый день появляются новые технологии, и какие-то из них завоевывают популярность, а какие-то не находят своего развития. Для продвижения мы активно использовали мировые профильные выставки – прежде всего, CinemaCon в Лас-Вегасе и CineEurope в Барселоне: демонстрировали преимущества аудиосистемы в специально оборудованных залах и демо-кинотеатрах. Мы старались, чтобы лидеры отрасли — кинопрокатчики, кинопроизводители, продюсеры, режиссеры и владельцы кинотеатров — имели возможность ознакомиться с технологией.
Сам факт того, что первый кинозал с Dolby Atmos в России появился меньше, чем через год после ее запуска в мире, говорит о том, что отечественные профессионалы оценили потенциал технологии в том числе с точки зрения внесения инновации в кинопроизводство: окружающий звук — это хорошо, но когда появляется трехмерный, то это уже целое новое звуковое измерение. Вы можете слышать звуки сверху, перемещать звуковые объекты в трехмерном пространстве, что делает кинопоказ еще более зрелищным. Технологию поддержали как мировые деятели киноиндустрии, так и многие отечественные режиссеры. Среди них Федор Бондарчук («Притяжение», «Вторжение»), Николай Хомерики («Ледокол»), Константин Хабенский («Собибор»), Алексей Сидоров («Т-34») и другие. На данный момент выпущено уже более 30 отечественных фильмов в формате Dolby Atmos.
Что касается сложностей, то они определенно были, но мы их достаточно быстро преодолели, и после этого количество кинотеатров начало расти в геометрической прогрессии. Этому способствовала в том числе популярность технологии в кинопроизводстве — все фильмы, которые приносят большую кассу, стали выходить в формате Dolby Atmos. Так появилась тенденция оборудовать аудиосистемой Dolby Atmos сразу несколько залов в кинотеатре. Из-за большого количества релизов в этом формате одного зала уже не хватает. Первым таким кинотеатром в России стал премиальный кинотеатр «Москва» — в нем технологию поддерживают сразу 10 залов. Но и эта идея получила развитие — сейчас популярны мультиплексы, где система установлена уже во всех залах. Здесь, безусловно, нужно упомянуть как раз кинотеатр в Ростове-на-Дону — «Горизонт» с 13 залами Dolby Atmos. В Москве в этом году планируется открытие 6-зального мультиплекса сети «Синема Стар».
Могу с уверенностью сказать, что у нас есть все составляющие для успешного продвижения технологии: поддержка креативного сообщества, студии, кинозалы и даже группы поклонников. Мы видим, что люди целенаправленно приходят в кинотеатры для того, чтобы посмотреть фильм со звуком Dolby Atmos.
— Алеĸсей, ĸаĸ давно вы работаете в Dolby? Что нового успели привнести в ĸомпанию? Поделитесь с нашими читателями своим опытом. Каĸово это быть генеральным диреĸтором?
— Я работаю генеральным директором в разных компаниях уже почти 30 лет. Функции этой должности во всех компаниях более-менее одинаковы: подбор коллектива, четкое распределение обязанностей и так далее. Но самое главное для успеха руководителя — это авторитет. Причем как внутри компании, так и вовне — в профессиональном сообществе. Поскольку в Dolby я пришел из музыкальной и звукозаписывающей отрасли, индустрия кино и телевидения для меня были новыми направлениями моей деятельности. На начальном этапе нужно было получить кредит доверия от профессионалов в этих сферах. Учитывая то, что очень много людей работают в этих отраслях всю свою жизнь, сначала я подвергался проверке и оценке профессиональных достоинств. Сейчас я без скромности могу сказать, что и наш небольшой коллектив, и я лично пользуемся заслуженным уважением у профессионалов отрасли. Бизнес развивается стремительно. Если 10 лет назад наш основной упор был на кино и телевидение, то последние три года активно развиваются онлайн-кинотеатры и связанные с этим сервисы. Тут тоже появляются новые люди, круг знакомств постоянно расширяется. Если говорить о профессиональных качествах, я считаю себя сильным переговорщиком, который может убедить партнера принять правильное решение.
— Та Dolby, в ĸоторую вы пришли работать, и та Dolby, что есть сейчас, — это одни и те же ĸомпании?
— За 10 лет компания сильно изменилась. Когда я только пришел, в начале 2011 года, Dolby была достаточно узконаправленной технологической компанией, практически полностью ориентированной на B2B-сегмент: было всего два продукта для дома — аудиокодеки Dolby Digital и Dolby Digital +, а также линейка аудиопроцессоров и система 3D для кинотеатров. На этом спектр предлагаемых технологий заканчивался. Сейчас круг пользователей сильно расширился, мы переориентируем деятельность компании под требования рынка конечных потребителей. Появилась технология Dolby Atmos, которая широко внедряется не только в кинотеатрах, но и в домашних устройствах. По данным на начало 2020 года, более миллиона домашних устройств (телевизоры, усилители, саундбары) поддерживают технологии Dolby Atmos и Dolby Vision. Спектр предлагаемой продукции и решений постоянно расширяется. Осенью 2019 года появился новый формат Dolby Atmos Music, а весной этого года были запущены несколько новых продуктов. Например, Dolby On — бесплатное приложение для мобильных устройств для улучшения записи звука на мобильный телефон. Также появились профессиональные решения для записи звука Dolby.io и облачный сервис Hybrik для кодировки аудио и видео.
Количество предлагаемых продуктов постоянно возрастает, а сфера интересов расширяется. Работать становится интереснее, потому что любая индустрия развлечений, где используется цифровой звук и цифровые изображения, — это потенциально успешная история для Dolby. Мы разрабатываем новые технологии, которые будут появляться в ближайшем будущем.
— Очевидно, что перед запусĸом Dolby Atmos вам пришлось посмотреть очень много фильмов, поддерживающих эту технологию. Рассĸажите, ĸаĸой самый первый фильм с Dolby Atmos вы посмотрели? Каĸие были эмоции после просмотра?
— Сотрудники Dolby на закрытых просмотрах имели возможность ознакомиться с технологией, когда еще не было законченных фильмов, но были уже профессионально подготовленные трейлеры. На первых показах мы в основном демонстрировали отрывки из фильмов и специально снятые клипы, где раскрывался потенциал технологии. Первый фильм, вышедший в Dolby Atmos, — «Храбрая сердцем», я смотрел на английском. В России мы впервые представили формат вместе с выходом картины «Крепкий орешек 5». С точки зрения демонстрации технологии фильм очень удачный — громкий, зрелищный, с большим количеством экшен-эпизодов. Зрители были в полном восторге.
Надо отметить, что Dolby Atmos раскрыла свои возможности не только в громких сценах со взрывами и вертолетами, но и в тихих эпизодах, когда нужно выделить отдельный звук или звуковой объект. Порой это очень эффектно. Например, триллер «Женщина в черном» запомнился мне очень пугающим именно благодаря звуку. Оскароносная «Гравитация» в свое время задала высокую планку с точки зрения звука и, в частности, потенциала Dolby Atmos.
Интересно, что, когда делали первые фильмы, звук сводился в формате 5.1, а потом его монтировали под Dolby Atmos. Сейчас все делают наоборот — сначала идет микс под Dolby Atmos, а затем делается даунгрейд до 7.1 и 5.1. Многие продюсеры и режиссеры поняли, что нужно закладывать в сценарий возможность использования технологии Dolby Atmos, потому что это действительно расширяет креативные возможности для создателей фильма.
— Раз уж мы говорим о ĸино, поделитесь с нашими читателями топом ваших самых любимых фильмов.
— Это очень сложный вопрос. С технологической и технической точки зрения кинопроизводство уже достигло совершенства — можно показать и изобразить что угодно. Но с точки зрения именно контента, мне кажется, сами истории и идеи оставляют желать лучшего. За последние 10 лет все сильно изменилось. Например, голливудские студии стали производить в два раза меньше фильмов, сконцентрировав внимание на картинах, которые дают хороший финансовый эффект, например, сиквелы, новые части блокбастеров и так далее. Кино, где есть сюжет и характер, стали большой редкостью.
— В любой ĸомпании есть ĸаĸ этапы роста, таĸ и этапы падений. Ни для ĸого не сеĸрет, что ситуация с глобальной пандемией привнесла изменения в планы многих людей и коллективов. Каĸие меры пришлось предпринять в Dolby, чтобы пройти этот сложный этап?
— Наша компания предприняла достаточно много шагов и сразу поставила в приоритет здоровье сотрудников. Все офисы в мире были закрыты, все сотрудники были переведены на удаленную работу. Этот опыт показал, что необязательно находиться в офисе, чтобы, например, вести переписку или устраивать онлайн-мероприятия, хотя я считаю, что офис нужен, как место для коммуникации между сотрудниками. Мы периодически проводим тимбилдинг-звонки, когда мы просто общаемся внутри нашего московского коллектива, рассказываем, кто чем занимается, обсуждаем не только производственные, но и какие-то жизненные вопросы. Стараемся поддерживать друг друга, так как в такие ситуации, когда все сидят по домам, никто никогда ранее не попадал.
У нас есть план выхода из самоизоляции — пятиступенчатая программа, которую должен пройти каждый офис прежде, чем вернуться к нормальному рабочему состоянию. Конечно, это требует достаточно большого количества времени.
Что касается бизнеса: безусловно, пандемия внесла серьезные изменения. Большая часть наших проектов связана с кинопрокатом, а когда все кинотеатры и студии закрыты — деятельность приостановлена, ничего не происходит. Это тяжелый опыт. Но, с другой стороны, стал активно развиваться онлайн. Количество пользователей онлайн-кинотеатров серьезно выросло, а потребление онлайн-контента увеличилось. До недавнего времени все онлайн-кинотеатры, за редким исключением, практически ничем друг от друга не отличались, только если интерфейсом. Сейчас каждый хочет идти по пути Netflix, HBO — чтобы контент был эксклюзивным. Естественно, эксклюзивность проявляется не только в сюжетах, но и в качестве производства. В данном случае наши технологии — Dolby Atmos и Dolby Vision — хорошо вписываются в концепцию производства эксклюзивного контента.
Тем не менее, и в сегменте онлайн-кинотеатров есть замороженные проекты, такие как трансляция масштабных спортивных мероприятий (Летние Олимпийские игры, Чемпионат Европы по футболу), которые по понятным причинам были отменены.
— Каĸие сейчас задачи вы ставите на следующее десятилетие? Что нам стоит ожидать в будущем?
— Планы на ближайшие 10 лет — это проникновение деятельности Dolby во все сферы индустрии развлечений. Мы активно работаем в направлении видеоигр, над внедрением наших технологий в автомобильной отрасли, движемся в сторону клубов, разного рода кинотеатральных площадок, музыкальной индустрии. Стараемся принимать участие в разработке самых последних устройств, которые появляются или готовятся к выходу на рынок – умные колонки, новое поколение телевизоров и так далее.
Важным направлением является сотрудничество с ведущими мировыми и локальными производителями аудио- и видеооборудования. Все большую роль играет UGC (User Generated Content), в связи с чем мы будем активно работать, чтобы дать пользователям возможность самостоятельно производить высококачественный контент как с точки зрения звука, так и с точки зрения картинки.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»