Интервью с основателем TON Play: о будущем GameFi, возможностях Web3-игр, заработке, инвестициях и скаме
Рынок Web3 GameFi пока на этапе зарождения, но уже сегодня разработчики могут использовать возможности Telegram и блокчейна The Open Network (TON) для поиска новой аудитории своих игр.
Высокий потенциал мессенджера в этом секторе подкрепляется блокчейном. Игры можно запускать прямо в Telegram и подключать их к TON, что открывает возможности для монетизации и даже заработка пользователей. Это удобно: например, пользователи могут играть, не выходя из Telegram, да и внутриигровые покупки совершать там же за монетки Toncoin.
Интегрировать игры в TON и Telegram помогает GameFi-лаунчпад TON Play. «Код Дурова» пообщался с его основателем и CEO Михаилом Гавриловым. Мы обсудили будущее платформы и перспективы самого рынка, а также поговорили про успешные игры на TON, о заработке пользователей и разработчиков, инвестициях и скаме.
— Расскажите, пожалуйста, что такое TON Play и какая миссия этой платформы?
— TON Play — это набор инструментов, которые позволяют разработчикам игр добавить блокчейн-элементы в любую игру и адаптировать её под Telegram. Мы решили сосредоточиться на решениях, которые позволят игровикам без лишних усилий запустить свою игру в мессенджере и поднять выручку здесь и сейчас.
— Термин «крипто-игра», возможно, обыденному пользователю может показаться пугающим. В чём техническое отличие обычной игры от «крипто-игры»?
— В самом широком смысле крипто-игра — это игра, которая так или иначе использует блокчейн. Есть разные взгляды на то, что это такое. Это может быть play2earn, где всё крутится вокруг заработка (Axie, Decentraland), а геймплей вторичен.
Это может быть RPG, в которой артефакты на самом деле принадлежат игроку: выпущены на блокчейне и видны не только внутри игры, но и во внешнем кошельке. Это может быть и скам, когда игра только заявлена, а токены уже выпущены, и авторы проекта продают шкуру неубитого медведя.
Мы сами не очень любим термин «крипто-игра», потому что не видим успешных проектов, где игра была бы построена целиком вокруг блокчейна. Я считаю, что крипто — это не механика или жанр, а вид инфраструктуры. Крипто-инструменты — платежи, владение игровыми артефактами и тому подобное — можно применять в любых мобильных или браузерных играх.
— Сектор GameFi подразумевает принцип «играй, чтобы зарабатывать». Как это работает? Какие плюсы и минусы сегодня у игр формата play-to-earn?
Главный плюс play2earn, на котором жанр взлетел в 2020 году, это то, что этим играм не требовался большой бюджет на маркетинг.
Как и другие крипто-проекты, где ценность появлялась из воздуха как следствие инвестиционных ожиданий, play2earn-игры успешно использовали MLM-схемы. Ранние игроки получали баунти-выплаты за хайп о проекте, а затем начинали зарабатывать на перепродаже токенов или сдаче в аренду артефактов (тех же NFT-персонажей Axie) тем, кого приводили вслед за собой.
На пике COVID во многих небогатых странах Азии и Латинской Америке play2earn-игры на время заменили людям потерянную работу (либо сыграли на обещаниях дополнительного заработка).
Главный минус play2earn в том, что никто не придумал, как сделать устойчивую экономику в таких играх. Пока в этом жанре есть только более или менее долгоиграющие пирамиды, которые неизбежно сдуваются со временем.
— Интернет переполнен скам-играми, где просто по нажатию кнопки можно «выиграть» деньги. Как к таким проектам относятся в TON Play? Представляют ли они опасность для рынка GameFi?
Хороший вопрос! С одной стороны, все проекты, которые так или иначе используют крипту, страдают от недоверия пользователей к сфере. Есть общее ощущение спекуляции, обмана, афер в стиле FTX. Мы сами относимся к этому спокойно.
Во время бума доткомов массовый потребитель тоже скептически относился к любым интернет-проектам, да и скама было немало. Это нормальный период детства индустрии, который надо пережить и поехать дальше.
С другой стороны, с помощью блокчейна можно делать игры, в которых на самом деле можно выиграть деньги. К примеру, проводить турниры, где десятки тысяч пользователей получают на выходе небольшие призы. Такого рода выплаты на традиционных финансовых движках, будь то Stripe, PayPal или СБП, практически невозможны из-за регуляторных ограничений.
На блокчейне, а тем более на TON, можно выплачивать микро-выигрыши почти мгновенно и кому угодно, в том числе на @wallet прямо внутри Telegram. Это next level.
— Некоторые игровые проекты на базе TON уже собирают десятки тысяч игроков по всему миру. Есть ли уже какие-то показательные результаты развития TON GameFi?
— Есть классические игры, которые собирают тысячи игроков, к примеру, космическая ферма Escape from Zeya. Есть симпатичные проекты на стыке коммьюнити и игр, например, TON Running Club. Всего за несколько недель ребята собрали почти тысячу бегунов, которые регулярно участвуют в платных беговых конкурсах с билетами за TON и получают призы в Toncoin.
TON Running Club особенно интересен потому, что их ЦА — не крипто-аудитория. Это спортсмены, которым так понравилась затея, что они сами разобрались с кошельками.
— Назовите три, по вашему мнению, самых успешных проекта TON GameFi.
— По-настоящему успешные игры на TON мы увидим через полгода-год, но уже есть интересные проекты с выручкой в десятки тысяч Toncoin. К примеру, Fanton, Escape from Zeya, TON Caps.
— Метавселенные — это и про Web3. Вот, например, известная игра The Sandbox, а в TON Play есть Ecoland. Как вы считаете, есть ли будущее у подобных проектов?
— Мы с острожностью относимся к метавселенным 🙂. Кажется, что в этой сфере высок процент нереализуемых проектов. Мы больше смотрим в сторону классических мобильных и браузерных игр.
— В основном в игры на базе TON играют только те, кто знаком с ним. Может ли в теории какая-либо игра становиться «входной точкой» обычного игрока в мир TON?
— Да! Мы сами работаем над несколькими такими играми, а также помогаем внешним разработчикам. Ждите релизов весной-летом. Уже сегодня можно посмотреть, что там будет: становитесь бета-тестерами наших игр Hell Sweep (рогалик внутри Telegram) и TON Poker (классический покер, фрироллы каждый день).
Если отвечать в общем, то «входной точкой» может стать любая игра, которая в первую очередь игра, а уже потом в ней появляются классные скины или трейдинговые механики, которые настолько заинтересуют игрока, что он пойдет и купит TON. Мы видим, что это могут быть многопользовательские казуалки, которые используют Telegram как социальную платформу.
— Стимулирует ли рынок «крипто-игр» появление новых токенов на базе TON?
— Новые токены появляются, в том числе и на базе игровых проектов, но мы не очень верим в эту историю для игр. Мы больше верим в игровые NFT-артефакты на базе TON.
— Как развитие Web3-игр повлияет на Telegram? Может ли этот сектор стать одним из важных в мессенджере?
— Конечно, я могу только догадываться о планах Дурова и команды Telegram. Мы исходим из нескольких гипотез:
- TON изначально написан командой Telegram;
- Дуров регулярно хвалит TON;
- Telegram должен рано или поздно решить проблему монетизации.
- Выбор здесь может быть между рекламной моделью и супераппом в духе WeChat на базе собственной платёжной инфраструктуры (или сочетанием этих моделей).
- TON может стать такой инфраструктурой, и да, стать важной частью экосистемы Telegram.
— Могут ли «крипто-игры», по вашему мнению, в ближайшем будущем вытеснить обычные игры?
— Вряд ли. PC-игры не вытеснили консоли, мобильные игры не вытеснили PC-игры. Подвинули — да, но не вытеснили. Это разные виды досуга, у каждого своя ситуация потребления и свои фанаты.
Как я уже говорил, мы вообще не очень верим в некие отдельные крипто-игры, а больше думаем про Web3 как новый инструмент для разработчиков классических игр. Но если предположить, что специфические крипто-игры всё же станут массовыми, у них тоже будет своя аудитория и свой сценарий использования.
— Какие преимущества TON Play предлагает разработчикам игр? Как TON Play привлекает к себе новых разработчиков? Какие полезные мероприятия проводите? Как дела с инвестициями?
— Мы позволяем встроить приём и выплату платежей, а также маркетплейс для продажи и управления NFT-артефактами, в любые игры. Это бесплатно — мы зарабатываем только на комиссиях с транзакций.
В продукте TON Play вскоре появятся ещё две важные части. Во-первых, мы сделаем discovery-бота с каталогом игр, с помощью которого разработчики смогут получать трафик на свои проекты.
Во-вторых, мы сейчас работаем над рекламной монетизацией внутри Telegram. Детали пока раскрыть не могу, ждите новостей через пару месяцев.
Помимо обычной для b2b-проектов работы с клиентами и партнёрами, мы проводим хакатоны и конкурсы.
Инвестиции, к сожалению, не выдаём — мы не фонд, а сервис. Однако у нас хорошие связи с крипто- и игровыми инвесторами, поэтому мы помогаем проектам, которые показывают рост, найти финансирование.
— Некоторые тратят на разработку блокчейн-игр десятки тысяч долларов, а с TON Play, например, интегрировать блокчейн-элементы в игру можно бесплатно. Так будет всегда?
— Core-часть продукта всегда будет работать по комиссионной модели, да, мы не берём деньги за маркетплейс, платёжку, смарт-контракты или Unity SDK для запуска игр внутри Telegram.
Конечно, у нас в планах десятки нишевых предложений и продуктов, и сложно заранее сказать, все ли они будут бесплатными на старте. Но мы исходим из того, что наш успех должен быть завязан на успех разработчиков, поэтому всегда стараемся работать на постоплате и привязывать тарифы к объёмам.
— Как запустить свою игру на TON Play?
— Посмотреть документацию и отправить заявку через форму на главной, мы поможем.
— Готовит ли TON Play какое-то ближайшее мероприятие для разработчиков?
— Мы вот-вот запустим конкурс для разработчиков инди-игр, следите за анонсами 😊.
— Что посоветуете разработчикам игр, которые планируют подключиться к миру «крипто-игр» TON?
— Ребята, не надо делать крипто-игры! Делайте просто классные игры и зарабатывайте на них через in-app, рекламу, а ещё в TON — это круто и просто.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»