Кирилл Меньшов на GigaConf 2025: перед «айтишниками» в самом ближайшем будущем стоит экзистенциальный вызов

«Код Дурова» на полях IT-конференции GigaConf 2025 пообщался со старшим вице-президентом, руководителем блока «Технологии» Сбербанка Кириллом Меньшовым.
В рамках беседы узнали о рисках замены программистов искусственным интеллектом, о том, как проходит IT-трансформация в Сбере, и получится ли большую часть процессов в компании перевести на ИИ.
Видеоверсия интервью:
— В ходе выступления на GigaConf ты рассказал об IT-трансформации. Расскажи, пожалуйста, какие инструменты ты считаешь наиболее перспективными и наиболее эффективными в этом направлении?
— Если выбрать буквально пару инструментов, то это, безусловно, платформизация и продуктовый подход, причём объединённые вместе. Что значит платформизация? Сбер идёт по пути платформенной организации. По сути, наше большое IT-комьюнити, состоящее из нескольких тысяч команд, делится на две неравные части. Одна часть, примерно треть нашей команды, создаёт детальки «лего». Вторая часть (бóльшая часть) из этих деталей собирает модельки, которые уже имеют конечную ценность для клиентов группы Сбер. В этом суть нашей модели.
Но её мы дополняем продуктовым подходом. По сути, команда, которая делает детальки, для каждой маленькой детальки использует продуктовый классический подход. Знает своего клиента, знает те команды, которые пользуются, с ними взаимодействует, собирает обратную связь, выравнивает свои бэклоки и видения, соответственно, как есть потребности у сборщиков моделек от деталей, которые производят команды, делающие эти детальки. Именно в этом сплаве мы создаём те продукты, которыми наш клиент пользуется.
— Многие сегодня уверены, что генерация кода при помощи ИИ-инструментов уменьшает потребность в глубоком изучении темы программирования. Ты согласен с этим утверждением или нет?
— Вообще, мы находимся в самом начале очень интересного пути. И точно с текущей позиции конечная вершина ещё далеко. Видна только более-менее ближайшая вершина. Те, кто ходит в горы, меня хорошо понимают. Ты всегда идёшь к какой-то ближайшей, и это далеко не конец, не финал. То, что видно сейчас, видно, что на текущем этапе надо очень хорошо разбираться в коде, потому что искусственный интеллект пока, по крайней мере для интерпрайса, сложных решений и конечных результатов не создаёт. Пока это работает только для инди-проектов или для каких-то MVP [Minimum Viable Product или минимально жизнеспособный продукт, — прим. ред], которые надо быстро собрать. Здесь действительно так.
Но в будущем, в общем, весьма недалёком, действительно видно, что не потребуется глубокое понимание у большей части IT-шников, большей части разработчиков, которые, наверное, станут vibe-разработчиками, vibe-кодерами [vibe coding считается методом программирования, использующим ИИ и большие языковые модели (LLM), — прим. ред]. С другой стороны, мы уже понимаем, что требования к мидлам и сеньорам, наоборот, вырастут. Действительно, журналисты могут работать очень эффективно и быстро, не особо глубоко разбираясь в коде. А вот мидлам и сеньорам — им будет гораздо тяжелее, так как требования к ним сильно возрастут. И самый ближайший вызов, который мы для себя видим — это конечно то, что сейчас мидлам и сеньорам проще отдать задачу ИИ, чем джуну.
Возникает большой вопрос, на чём джуны будут развиваться, на каких задачах, для того, чтобы вообще становиться мидлами. Мы идём к тому, что возникает определённая пропасть между джунами, мидлами и сеньорами. Более того, если посмотреть на последние опубликованные обзоры HeadHunter, мы видим, что у нас является существенный переизбыток джун-разработчиков на рынке, в то время как спрос на мидлов и сеньоров примерно соответствует тому, что было раньше. То есть мы видим уже на рынке начало этого тренда, и как мы этот ближайший кризис IT-мира пройдём, будет очень интересно посмотреть.
— На твой взгляд, как этот кризис вообще можно пройти?
— Внутри Сбера мы для себя видим это как вызов. И в ответ на него у нас есть специальный проект, в рамках которого мы строим специальную платформу развития джунов. Создание индивидуальных траекторий их развития, формирование правильных задач, правильной декомпозиции этих задач для планового развития на задачах. То есть без какой-то управляемой истории мы видим, что они просто не смогут развиваться в будущем.
— Генеративный ИИ и различные агенты, агентизация, давай так назовем этот термин, меняют традиционные бизнес-процессы в Сбере. Можно ли сказать, что Сбер станет первой в стране автономной организацией, в которой будет большая часть процессов основана на ИИ?
— Станем ли мы полностью автономными? Мы, наверное, являемся крупнейшей компанией России. Очевидно, что первыми станут полностью цифровые компании, такие как селлеры, допустим, на маркетплейсах. Их можно сделать автономными уже буквально к концу этого года. Достаточно сделать всего лишь агента-закупщика, агента, размещающего рекламу, агента, размещающего объявления, агента, следящего за конкретным предложением проектирующей цены. Десяток агентов.
— Как в условиях агентизации, автоматизации, автономизации, как в таких условиях развиваться инженером и не потерять свой интерес к профессии?
— Этот вызов действительно стоит перед нами. Считаю, что перед «айтишниками» в самом ближайшем будущем стоит экзистенциальный вызов. Ведь если посмотреть на то, кто находится на вершине нашей пирамиды ценностей, кого мы уважаем больше всех? Больше всех мы уважаем на самом деле «суперразработчиков», способных создавать идеальный код, которому мы просто восхищаемся. Это, наверное, вершина пирамиды IT-мира.
Очевидно, что искусственный интеллект весьма скоро будет способен делать то же самое. В этом смысле, действительно, наш мир переопределится, и станет ли на вершину, взойдёт ли на неё тот, кто лучше всех в vibe-коде? Это вряд ли, войдёт кто-то другой. Мы находимся в начале пути, поэтому сложно предсказать, что будет на самом деле ближе к его завершению.
— Мне нравится, что ты позитивно смотришь в будущее. Скажи, пожалуйста, заменит ли искусственный интеллект разработчиков?
— Я не верю в это, скажу честно. Я верю в две другие вещи. Первое: не ИИ заменит разработчика, а разработчики, которые умеют пользоваться искусственным интеллектом, заменят тех, кто не умеет. И это клинический факт, мы уже это видим. Я уверен, что буквально уже через год-два уверенные знания генеративных подходов к решению задач будет обязательным требованием для поступления на работу. И не только в Сбере, но и во многих других организациях. Но вторая вещь, в которую я верю: это то, что не ИИ будет писать вместо людей код, а то, что люди вместе с искусственным интеллектом будут писать его в разы больше.
Мы сможем создавать те вещи, которые мы сейчас просто не можем сделать. Почему, допустим, не сильно развита виртуальная реальность? Потому что создать полноценный виртуальный мир очень трудоёмко. Это видно на примере компьютерных игр, где ААА-проекты создаются командами из сотни-сотни людей в течение многих-многих лет. Вы посмотрите на GTA 6, посмотрите, сколько она времени создаётся. Боль. Всё ждём. Искренне.
А представьте, что благодаря генеративным подходам мы сможем создавать такие игры буквально за год командой в 50 человек. И это будет не только в играх, это будет везде, повсеместно. Мы сможем создать такие решения, которые сейчас не можем себе даже представить. Просто в силу того, что сейчас это очень трудоёмко, нерентабельно и нецелесообразно.
— Надо разработчикам GTA подсказать, что нужно использовать генеративный искусственный интеллект как можно скорее.
— Я уверен, что они используют. Если посмотреть на то, какие сейчас последние проекты реализованы [на движке] Unreal Engine, там достаточно много генеративных подходов. Поэтому уверен, что они используют его, но всё равно делают долго. Очень долго.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»