Семь фишек поиска Яндекса, которые экономят пользователям 50 000 часов в сутки
Семь фишек поиска Яндекса, которые экономят пользователям 50 000 часов в сутки

Семь фишек поиска Яндекса, которые экономят пользователям 50 000 часов в сутки

20 марта, 20207 минут на чтение

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, сколько времени экономят небольшие, но полезные фишки поисковой системы? Одни из них очевидны, другие привычны, и вы уже не обращаете на них внимания, третьи же находятся «под капотом» поисковика и являются результатом работы мощных алгоритмов и ИИ.

Поиск в целом как раз создан для того, чтобы люди решали свои задачи быстрее. И в Яндексе этот момент отслеживают: регулярно измеряют скорость и качество поиска, анализируют полученные результаты и постоянно улучшают свои алгоритмы.

Разработчик Поиска Яндекса Алексей Шаграев рассказал нам о конкретных фишках поисковика, которые помогают пользователям экономить 50 000 часов (то есть почти 6 лет) в сутки, и о них мы сегодня поговорим в этом материале.

Кстати, чтобы сэкономить столько же часов своей жизни, нам с вами нужно вставать в течение 70 лет на 2 часа раньше обычного. А тут аналогичная экономия всего за 24 часа, правда, для всех пользователей суммарно.

Фишка №1. Мгновенные ответы сразу в поисковой строке

Если у вас к поиску конкретный вопрос, а его ответ может уложиться в одно-два слова, то скорее всего Яндекс ответит вам прямо в поисковой строке, то есть открывать выдачу необходимости не будет.

Погода в Екатеринбурге? Время во Владивостоке? Пробки в Москве? Автор романа «1984»? Перевод buenos noches? Сколько весит слон?

На все эти вопросы можно ответить коротко и Яндекс сделает это сразу же, не заставляя вас «проваливаться» в поиск. Такие подсказки, по данным Яндекса, в среднем экономят пользователю примерно 15 секунд — это примерное время поиска ответа на странице поисковой выдачи.

При этом Яндекс засчитывает экономию времени только если пользователь действительно потратил время на то, чтобы прочитать этот ответ. Например, если он увидел погоду, но потом дальше начал с обычной скоростью печатать продолжение запроса — эта подсказка ему времени не сэкономила.

Фишка №2. Навигационные подсказки при вводе названия сайта

Лично мне такое поведение кажется немного странным, но я часто наблюдаю, как некоторые люди при желании перейти на какой-либо ресурс вводят в поисковую строку слова «ютуб», «вконтакте» или, например, «кинопоиск». Как оказалось, таких запросов у Яндекса несколько миллионов в день, поэтому поисковик этим людям тоже старается помочь. Если в поисковую строку ввести название одного из самых востребованных сайтов, то она сразу же предлагает ссылку, по которой на него можно моментально перейти.

При этом в Яндексе отмечают, что используют такого рода подсказки очень дозированно — сюда попадают только те сайты, на которые из поиска переходят настолько много людей, чтобы считать подсказку действительно полезной. За этим следят алгоритмы машинного обучения, которые ранжируют подсказки и проверяют корректность ссылок. По подсчетам Яндекса, каждый клик по такой подсказке тоже экономит порядка 15 секунд времени.

Фишка №3. «Умная» поисковая строка

Предыдущие две фишки помогают пользователю решить свою задачу, вообще не переходя к поисковой выдаче — посмотрели и ушли. А что, если выдача все-таки нам понадобилась? В этом случае на помощь приходит «умная» поисковая строка, и у нее есть сразу два полезных сценария.

Во-первых, пользователю предлагается завершить свой запрос наиболее популярными вариантами без необходимости вводить их вручную до конца, что очевидно экономит несколько секунд на ручной набор. Механика здесь относительно простая: если вы, например, ищете «смартфон Samsung», то поисковая строка предложит несколько вариантов наиболее популярных моделей. Привычная штука, не так ли?

Во-вторых, Яндекс старается подсказывать только удачные формулировки запросов. Неудачная формулировка приводит к тому, что пользователь изучает результаты выдачи и не находит интересных ему результатов, а потом вводит следующий уже исправленный запрос. На все эти действия он тратит время — в среднем до одной минуты. Однако такие неудачные формулировки часто задаются быстро, поэтому, если просто уменьшать среднее время на ввод одного запроса, можно очень сильно увеличить количество неудачных формулировок. Когда в Яндексе это поняли, одно из внедрений выглядело так:

На смартфонах кажется очень заманчивой идеей показывать длинные формулировки запросов, но пользователь часто выбирает не тот запрос, что ему действительно нужен, а тот, который на него в достаточной степени похож. В итоге он не находит нужных результатов сразу и теряет время.

Ряд более «подкапотных» и технических подробностей о поисковой строке Яндекса вы можете прочитать здесь и здесь.

Фишка №4. Пререндер выдачи

Еще в момент ввода запроса Яндекс предсказывает (причем достаточно хорошо), что в итоге спросит пользователь, и начинает в фоновом режиме подгружать выдачу. Работа этого алгоритма специально отлажена так, чтобы люди получали результат практически мгновенно, вообще не ощущая нагрузку на свой интернет-канал или «мозг» поисковика. По данным Яндекса, каждое эффективное срабатывание пререндера экономит пользователю 5-10 секунд, причем таких срабатываний суммарно — миллионы в день.

Есть один любопытный факт на эту тему, которым с нами поделились в Яндексе: каждый раз, когда поисковик обновлял алгоритмы пререндера, делая его еще более быстрым и точным, пользователи начинали чаще пользоваться поисковой системой. Это доказывает, что им эти моменты по-настоящему важны: люди начинают больше доверять поиску и, соответственно, больше им пользоваться.Реализуя пререндер в текущем виде, разработчикам Яндекса пришлось искать баланс между ускорением загрузки, дополнительным трафиком и нагрузкой на бэкэнд поиска — это была интересная задача. Как над ней работала команда, вы можете подробно узнать здесь.

Фишка №5. Информационные ответы в выдаче

Яндекс измеряет эффективность поиска длиной поисковой сессии пользователя (чем быстрее он нашел ответ, тем лучше), поэтому поиск стремится дать корректный ответ на вопрос или решить задачу сразу. В те моменты, когда поисковая строка не может этого сделать внутри себя, на помощь приходят информационные ответы — специальные блоки на странице выдачи.

В арсенале Яндекса имеется огромное количество этих блоков с ответами. Они дают основную и структурированную информацию по тем или иным запросам и тем самым существенно упрощают путь пользователя, которому часто бывает уже не нужно идти дальше по ссылкам.

Например, если спросить у Яндекса, какие фильмы идут в кино, на странице выдачи откроется блок, который даст ответ на этот вопрос.

То же самое случится, если ввести в поиск название любимой команды — появится блок с результатами последнего матча, календарем ближайших игр и турнирной таблицей. Кроме того, в кодунщике Яндекс.Новостей можно прочитать последние новости о команде, не переходя на новостные ресурсы.

В Яндексе считают, что тот поиск, который просто и моментально дает ответ, это хороший поиск. И таких сценариев, когда можно никуда переходить, огромное количество: посмотреть как выглядит тот или иной человек, узнать последние новости о любимом музыканте, включить калькулятор и так далее. В Яндексе подчеркивают, что люди активно пользуются информационными ответами — миллионы раз в сутки.

Как они это понимают? Очень просто: если человек не стал больше ничего искать по этой теме или переходить по ссылкам, то ему уже удалось все узнать благодаря таким ответам. По подсчетам Яндекса, информационные блоки экономят пользователям 15-30 секунд только на просмотр ссылок в выдаче, не считая времени, которое он бы потратил на поиск ответа на других сайтах.

Еще подробнее о виджетах вы можете узнать здесь.

Фишка №6. «Турбо-страницы»

В том случае, когда полный ответ на свой запрос не удалось получить даже на странице выдачи, на помощь приходят «Турбо-страницы» — адаптированные версии сайтов, которые, по данным Яндекса, открываются в 15 раз быстрее, чем оригиналы.

Такая скорость достигается, во-первых, с помощью специальной «легкой» верстки, которая максимально оптимизирована для мобильных устройств, во-вторых, с помощью сетевой инфраструктуры Яндекса — все данные, из которых собираются «Турбо-страницы» хранятся на серверах компании и распределены по серверам таким образом, чтобы находиться максимально близко к пользователю.

Те версии сайтов, которые поддерживают «Турбо-страницы», загружаются практически моментально, как будто бы они уже были ранее сохранены в кэше мобильного устройства. Если для страниц сайта поддерживается такая оптимизированная версия, ссылки помечаются специальными значками с ракетой.

О том, что «под капотом» у движка «Турбо-страниц», читайте здесь.

Фишка №7. Рекомендации будущих запросов

Вполне обыденная ситуация, при которой поисковик исправляет опечатки в поисковых запросах. Более того, как мы уже отмечали, Яндекс помогает еще на этапе ввода запроса переформулировать его так, чтобы получить максимально полезную выдачу. Удивительно, но с недавних пор он еще и умеет предсказывать будущее.

На основе вашего текущего запроса Яндекс научился предсказывать, что вас заинтересует далее, даже если вы еще сами не успели об этом подумать. Например, вы ищете «билеты в Третьяковку», а поисковик подсказывает «когда попасть в Третьяковскую галерею бесплатно» или «как попасть в Третьяковскую галерею без очереди». Или вы ищете «купить сноуборд», а Яндекс подсказывает «как подобрать сноуборд» или «где покататься в Москве на сноуборде».

В этом Яндексу помогает алгоритм классификации в машинном обучении, известный как «поиск ближайших соседей» — он отбирает максимально близкие запросы к тому, что может заинтересовать пользователя, ранжирует их вероятности клика по запросу и показывает среди подсказок поисковой строки. Далее рекомендательная система получает фидбек от пользователей, какие предложения действительно оказались полезными, и постоянно на основе этих данных улучшается.

Подробнее, о том, как Яндекс таким образом предсказывает будущее, вы можете прочитать здесь.

Заключение

С одной стороны, каждая такая фишка экономит лишь несколько секунд времени конкретному пользователю, однако в сумме, как я отметил в начале этого материала, получается целых 50 000 часов или около 6 лет в сутки. И это не только быстро, но еще и удобно, потому что ответ часто даже искать не приходится — вот же он, перед глазами!

20 марта, 2020

Сейчас читают

Редакция рекомендует

Картина дня

Свежие материалы

Свежие материалы