ФАС отказалась признать рекламу на YouTube подпадающей под закон «О рекламе»
ФАС наконец дала своё определение Рунета: это сайты, зарегистрированные лишь в трех доменных зонах — .ru, .su и .рф. На все остальные ресурсы, например на YouTube, действие закона «О рекламе», по мнению службы, не распространяется, сообщает РБК.
В ответ на обращение ассоциации «Интернет-видео» заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров сделал заявление, из которого следует, что у Федеральной антимонопольной службы нет полномочий оценивать, соответствует ли российскому законодательству реклама, размещенная на YouTube, пишет издание.
В апреле ассоциация, объединяющая онлайн-кинотеатры ivi.ru, Megogo, TVZavr, Amediateka и TV1000Play, обратила внимание ФАС на то, что на сервисе YouTube размещается реклама онлайн-казино AdmiralX, Azino777 и др., сопровождающаяся подписями на русском языке, т. е. адресованная в первую очередь русскоязычному пользователю. Согласно ст. 27 закона «О рекламе», реклама азартных игр и их организаторов в интернете в России запрещена, поэтому ассоциация и обратилась в ФАС.
Андрей Кашеваров в своём ответе (копия есть у РБК) признал, что закон «О рекламе» распространяется на все виды рекламы, независимо от места ее производства, если реклама распространяется на территории России. Но добавил, отличительной особенностью интернета является возможность с компьютера, расположенного на территории РФ, получить доступ к информации, размещенной в других странах.
ФАС, учитывая особенности правового регулирования интернета и признавая Рунет «виртуальной территорией Российской Федерации», полагает, что под действие закона «О рекламе» попадают только сайты, зарегистрированные в трех доменных зонах — .ru, .su и .рф. Принадлежащий Alphabet Inc. видеосервис YouTube зарегистрирован в доменной зоне .com, которая не является частью Рунета, поэтому, отмечает чиновник, у службы «отсутствуют полномочия по рассмотрению изложенного в обращении вопроса».
У Роскомнадзора несколько другой подход, так как в своей деятельности он опирается уже на закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», отмечает РБК. В пресс-службе ведомства напомнили, что закон не делит информационные ресурсы на содержащие русскоязычный контент и все остальные. И добавили, что закон об информации распространяется на все интернет-ресурсы, которые доступны на территории РФ. Именно поэтому на территории России ограничивается доступ, например, к зарубежным сайтам с пропагандой наркотиков и наркомании, другим интернет-ресурсам с информацией, распространение которой на территории РФ запрещено.
У многих читателей наверняка возникли вопросы относительно Telegram. Да, в частности, веб-версия мессенджера Павла Дурова зарегистрирована в зоне .org, но Роскомнадзор всё же добился в суде его блокировки В конце 2016 г. был заблокирован LinkedIn, зарегистрированный в доменной зоне .com, который отказался перенести серверы для хранения персональных данных российских пользователей в Россию. (При этом на момент блокировки LinkedIn ни Facebook, ни Twitter требование хранить данные российских пользователей в РФ тоже не выполнили, но их блокировка не коснулась.)
В доменной зоне .com, например, зарегистрирована соцсеть «ВКонтакте» (vk.com), где на встретишь рекламу, запрещённую в законе «О рекламе». В 2017 году выручка соцсети, основным источником которой является реклама, составила 13,8 млрд руб., пишет РБК. Пресс-секретарь Mail.Ru Group Оксана Кличникова отказалась раскрыть рекламные доходы «ВКонтакте» изданию, а также ответить, распространяются ли, по мнению группы, на соцсеть нормы закона «О рекламе».
КД зашёл в блог компании и посмотрел отчёты Mail.Ru Group за 2017 год (на русском и на английском, — в английском варианте есть дополнительная информация). Согласно этому документу, в 2017 году совокупная сегментная выручка компании, куда входит и «ВКонтакте», выросла на 34,4% по сравнению с прошлым годом и составила 57 469 млн руб., а выручка от онлайн-рекламы (Online advertising) составила 23 766 млн руб., что на 28,9% больше по сравнению с 2016 годом. Таким образом выручка от онлайн-рекламы в 2017 году составила 41,35% от совокупной сегментной выручки (в 2016 г. — 43,14%).
«У нас нет пока понимания, есть ли у той или иной площадки технические возможности не просто таргетировать рекламное сообщение на определенную территорию, но и вносить затем в это сообщение изменения», — заявил РБК Андрей Кашеваров. При этом, отметил чиновник, ФАС готова скорректировать свою позицию.
Подписывайтесь на «Код Дурова» в Telegram и во «ВКонтакте», чтобы всегда быть в курсе интересных новостей!
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»