Электронные ценники в «Перекрёстках»: что это за гаджет, зачем он нужен и чем удобен
В марте этого года в сети «Перекрёсток» стартовал масштабный проект по переходу от бумажных ценников к современным и технологичным — электронным.
В результате, на сегодняшний день уже в 102 «Перекрёстках» по всей стране появились 2,1 млн таких ценников. До 1 сентября на него перейдут ещё 40 магазинов, а количество цифровых ценников в сети будет доведено до 3 млн.
Рассказываем подробнее, что это за инновация и зачем она понадобились в таком огромном количестве.
Что представляет собой электронный ценник?
По своей сути, каждый ценник — это небольшой гаджет размером 60x30 мм, большую часть которого занимает дисплей с разрешением 296×152 точек, работающий на базе технологии электронных чернил (как в электронных книгах), рассказал Антон Сироткин, технический директор домена «Операции и эксплуатация торговой сети «Перекрёсток» Х5 Tech.
Дисплей способен отображать два цвета на белом фоне — чёрный и красный. Последний у нас применяется, когда необходимо подсветить промо-цену на товар. В целом же «интерфейс» ценника сейчас полностью повторяет его бумажный аналог.
Внутри установлены элементы питания и плата управления электронного ценника с беспроводным модулем Bluetooth Low Energy. Благодаря последнему ценник получает из нашей внутренней IT-системы актуальную информацию для отображения. Автоматически и без участия персонала.
Так как температурные условия на обычных стеллажах и внутри морозильных камер отличаются, мы используем два типа электронных ценников — обычные и с термозащитой. В последних используется особый морозоустойчивый тип источника питания и отсутствуют красные электронные чернила.
Какие задачи у электронных ценников
Любой ценник, будь то аналоговый или цифровой, это один из главных элементов клиентского пути, ведь с ним имеет дело каждый покупатель.
Так вот, две основные задачи электронного ценника в сравнении с бумажным — это:
- улучшить покупательский опыт (со стороны клиента);
- повысить операционную эффективность супермаркета благодаря росту производительности труда и автоматизации обновления цен (со стороны бизнеса).
Как цифровой ценник влияет на эффективность магазина?
В супермаркете с обычными бумажными ценниками сотрудники торгового зала тратят в среднем в день по 10-12 часов на замену бумажных ценников и 4 часа на их верификацию.
Электронные ценники, информация на которых обновляется автоматически и без участия персонала, помогают высвободить время сотрудников на решение других важных задач. Например, на более тщательную и своевременную выкладку товара на полки, взаимодействие с покупателями и так далее.
Благодаря этому, у магазина повышается товарооборот (так как доступность товара на полках увеличивается), сокращаются потери (так как исключается вероятность несоответствия цен), а покупатель, получая внимание сотрудников, остаётся довольным. А ещё снижаются расходы на печать бумажных ценников.
Как электронный ценник улучшает покупательский опыт?
В рамках опроса наших покупателей мы выяснили, что плохо оформленные бумажные ценники — один из факторов, влияющих на лояльность клиентов.
- Некорректные ценники могут привести к тому, что покупатель будет недоволен всем магазином.
- Если на ценнике не будет указана промо-цена или он вообще будет отсутствовать, то четверть людей не возьмут такой товар с полки.
Электронные ценники позволяют избежать подобных ситуаций, так как актуальность цен и промо-предложений поддерживается автоматически, исключая человеческий фактор. И как мы отмечали выше, рост производительности труда благодаря электронным ценникам приводит к более качественному наполнению полок супермаркета.
В результате индекс удовлетворенности покупателей растёт, и они охотнее приходят в магазин снова и снова.
Вопросы из зала
Когда мы опубликовали в блоге на «Коде Дурова» новость про запуск электронных ценников, то удивились количеству вопросов аудитории к этому новшеству. Выбрали несколько самых интересных — на них отвечает Ирина Быстрицкая, руководитель проектов направления «Операции в магазинах» Х5 Tech.
— «Как правило, такие ценники занимают больше места при плотной выкладке. Как вы решили этот вопрос?»
— Действительно, бумажные ценники более гибки в использовании, их проще частично наслоить друг на друга, когда на полке много разнообразных товаров. Мы предусмотрели этот момент и сделали возможность делать из одного электронного ценника двойной, когда экран делится на две половинки, каждая из которых отвечает за свой товар.
— «А что с контрастностью? Нет ли проблем с чтением таких ценников?»
— Мы тщательно отбирали производителя, поэтому никаких проблем с отображением информации на электронных ценниках не наблюдаем. Они могут возникнуть лишь в случаях физической поломки дисплея или полного разряда источника питания (ожидается не ранее 5 лет эксплуатации). В этих случаях мы стараемся оперативно заменить ценник на новый или «заряженный». К тому же в нашей IT-системе реализована специальная функция, которая сигнализирует сотрудникам магазина, если какому-то ценнику необходима замена батарейки.
— «Воруют ли такие ценники?»
— К сожалению, да. Как правило, такое случается в первые дни запуска электронных ценников в том или ином магазине. Можем лишь предположить, что покупатели удивляются новшеству и уносят его с собой, что называется, на сувенир.
Так как снять ценник от ценникодержателя без специального ключа непросто, зачастую покупатели отрывают всю рельсу с ценниками, длина которой может составлять больше метра. Незамеченным это, конечно, не остаётся. В общем, пробовать забрать с собой ценник никому не советуем.
— «А что будет, если цена изменится, пока покупатель шёл на кассу? Как ему доказать, что цена на момент взятия товара с полки была иной?»
— Процесс изменения цен в «Перекрёстках», как правило, происходит ночью или ранним утром. Поэтому таких проблем возникнуть не должно. Но так или иначе, механизм «продажи товара по старой цене» никуда не делся — от актуален для всех магазинов, в том числе с электронными ценниками.
— «Можно ли взломать электронные ценники, установить на всё цены по 1 рублю и таким купить целую корзину за копейки?»
— Мы в X5 Group уделяем большое внимание кибербезопасности наших IT-систем, поэтому наши специалисты сделали всё необходимое, чтобы этого не произошло.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»