26 февраля часть Telegram-каналов попала под глобальный отток подписчиков — специалистами был зафиксирован суммарный показатель отписок более 1,2 миллионов аккаунтов. У некоторых каналов за день число подписчиков уменьшалось порой на десятки тысяч. Разбираемся, что общего между собой имеют масштабные отписки в ряде Telegram-каналов, в том числе известном 360tv, о «ботоводстве» которого недавно рассказывал «Футляр от виолончели», и кто за этим стоит.

Предыстория

Глобальный отток аудитории у Telegram-каналов принято называть «масштабной чисткой». Такое действие является следствием окончания срока действия аккаунтов — по истечении определённого времени они просто самоуничтожаются. Мы пришли к выводу, что администраторы Telegram-каналов часто пользуются услугами одного и того же проекта.

«Масштабные чистки» подписчиков в Telegram — уже не редкость. В 2018 году, как сообщают в TGStat, отток аккаунтов был замечен в июле и августе: тогда он составлял потери порядка 500 тысяч подписчиков. Логично предположить, что люди просто так на разных каналах разной тематики не могут массово отписываться. Более того, уничтожение аккаунтов в таком количестве даёт основание предполагать, что все они делаются «одними руками».

Кто стоит за созданием миллионов ботов?

В поисках источника глобальных отписок мы наткнулись на сервис https://smmboost.ru/. Попытавшись хоть что-то подробнее узнать об этом проекте мы нашли их зарегистрированный ООО «ЮЖНЫЙ ПИК», который по официальным данным существует менее 1 года. Юридический адрес закреплён в Краснодарском крае, тёплом городе Сочи.

ДОПОЛНЕНО: Сервис является лишь частью открытого рынка ботов и, вероятнее всего, перед ними может стоять лишь малая доля Telegram-каналов, которые пострадали от чистки ботов. Они уверяют, что работают только с живыми пользователями и используют только самые эффективные методы продвижения. Справедливости ради, мы не заметили на главной странице сервиса, с которой всё начинается, хоть одного упоминания о том, что это не привлечение живых подписчиков, а конкретная накрутка живых ботов.

Для комплексной раскрутки сообщества в Telegram мы применяем проверенные и эффективные методы. Они не приведут к блокировке канала, как это часто случается при обращении к недобросовестным исполнителям. Мы работаем только с живыми пользователями, — заявляется на сайте сервиса.

ДОПОЛНЕНО: Дело в том, что работа с «живыми пользователями» — всего лишь приманка для привлечения клиентов. В правилах описаны всевозможные риски, однако признание того, что будут использоваться боты, а не живые подписчики, должно быть на главной странице, а не мимо слова в личном кабинете пользователя.

В их частном канале с новостями мы начинаем наблюдать совершенно другую картинку — ребята из Сочи упоминают тему глобальных отписок и пытаются хоть как-то сгладить ситуацию перед своими клиентами после случившейся ситуации. Риск в таких неловких ситуациях большой. Но о частном канале чуть позже.

Признаемся, издание «Код Дурова» впервые решило накрутить себе подписоты... Но только на тестовый канал и потратив всего 1 рубль и 24 рубля с кешбека. Давайте взглянем на цены славного SMMBoost. Они достаточно демократические и чтобы привлечь одного подписчика себе на канал — нужно отдать за него всего 50 копеек. Это достаточно сладкая для Telegram расценка:

В личном кабинете клиента косвенно идёт речь о ботах: оказывается, можно выбрать страну и пол бота!

Давайте закупим немножко подписоты. Тут же получаем чек, в котором светится тот самый вышеупомянутый ООО «ЮЖНЫЙ ПИК», — очень хорошо.

Ну что, давайте дадим жарку и пригоним подписоты на пустой канал? Мы связались с человеком приближенным к SMMBoost. Он нам рассказал, что сервис накрутил ботов и по ошибке один из администраторов их удалил. Об этом зашла речь и на том самом частном канале с новостями сервиса:

ОБНОВЛЕНО: после выхода материала на kod.ru данные публикации на канале были удалены. Архив со скриншотами всех удалённых публикаций имеется в наличии у «Кода Дурова».

Ребята из SMMBoost, как оказалось, совершенно не стесняются признавать то, что накручивают своим клиентам ботов. Проблему, как мы видим, они описали в полном объёме и даже начали давать рекомендации администраторам каналов о том, как сохранить нормальную статистику после «масштабной чистки»:

Как мы видим, сервис старается максимально прозрачно показывать своему клиенту процесс прихода новой «целевой» аудитории. Вот только мы были крайне удивлены — интерфейс и его логика очень схожа с обычными сайтами накрутки подписчиков:

Ну что, накрутка завершена. Пора глянуть, живая ли аудитория к нам пришла.

Сервис не обманул как минимум в одном — заявленное количество людей пришло на наш тестовый канал строго по заказу. Более того, успешно на каждый пост были подкручены просмотры. До заказа их число не превышало десяти.

Если посмотреть на этих новых подписчиков — не сказать, что это явно боты на первый взгляд, но доверия вызывать они точно не могут:

Вердикт

Совершенно неясно на данный момент — знали ли администраторы пострадавших от «масштабной чистки» Telegram-каналов о том, что заказывают массу ботов, а не живую аудиторию? Вопрос этот риторический, впрочем, это уже совсем другая история.

На момент публикации данного материала Павел Дуров не стал давать комментарии.

В ближайшее время мы выпустим более подробный материал о ботах в Telegram совместо с TGStat, Crosser Bot и Telegram Info.

Материал изменен

Подписывайтесь на «Код Дурова» в Telegram и во «ВКонтакте», чтобы всегда быть в курсе интересных новостей!