В рамках проекта по роботизации процессов ВымпелКом (бренд Билайн) впервые устроил на работу робота. Новый сотрудник, которого зовут RobBee, теперь будет заниматься проверкой и учётом кассовых операций. Его внедрение проводилось в рамках проекта «Повышение эффективности ОЦО ВымпелКом в Ярославле».

Команда экспертов Объединённого центра обслуживания (ОЦО) совместно с компанией EY (международный лидер в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок и консультирования, — прим. КД) занимались написанием алгоритмов искусственного интеллекта, настройкой и обучением RobBee. Он был создан на платформе корпорации Blue Prism — одного из ведущих мировых поставщиков систем роботизации. Теперь, если раньше корректность кассовых документов и операций во всех 3 300 офисах продаж Билайна раньше проверяла сотня реальных сотрудников бухгалтерии ОЦО, то сейчас этим всем будет заниматься только один робот.

RobBee будет проверять поступление инкассированных денежных средств в банк, поступления платежей по банковским картам, а также соответствия сумм кассовых операций по данным налоговой инспекции. Робот будет выявлять недостачи и ошибки, а также своевременно информировать участников процесса о найденных расхождениях, далее контролируя их устранение. Реальные сотрудники Билайна таким образом смогут уделять внимание более сложным нестандартным ситуациям и не отвлекаться на рутинные операции:

Пока визионеры рассуждают, каких сотрудников в будущем заменят интеллектуальные системы, Билайн доказывает: роботы не заменяют людей, но работают с ними вместе, делая бизнес эффективнее, — пресс-служба Билайна.

Эффективность инновационного нововведения Билайна действительно успешно доказывается на практике. Например, ОЦО смогла отказаться от самостоятельной проверки более чем 90% кассовых документов, снизить трудоёмкость процесса в 4 раза и повысить скорость выполнения операций на 30%. Более того, в первый год работы RobBee расходы сократятся на 36 млн рублей, а окупаемость проекта составит 7 месяцев. Это круто.

В Билайне отмечают, что благодаря роботу в 2 раза увеличивается объём выполняемых действий без найма дополнительных сотрудников. Андрей Ларкин, исполнительный вице-президент, главный финансовый директор ВымпелКома утверждает, что примеров роботизации такого сложного процесса в мире единицы:

Выбирая сферу ответственности для RobBee, мы руководствовались двумя критериями. Первый — большое количество повторений при небольшом количестве исключений, чтобы можно было составить алгоритм. Второй — трудоёмкость, чтобы затраты на создание робота были экономически оправданными. Проверка кассовых документов полностью отвечает обоим критериям — и теперь коллеги из Ярославля имеют возможность первыми испытать нашу уникальную разработку. Примеров роботизации такого сложного процесса в мире единицы, и мы намерены продолжать работу над внедрением подобных систем в Билайн.

В компании EY уверяют, что останавливаться на достигнутом вместе с Билайном — не собираются. Алексей Аммосов, партнёр EY, не исключил, что в будущем возможно создание чат-ботов, а также масштабирование и обогащение систем роботизации процессов:

Помимо полученного экономического эффекта, компания сделала важный шаг на пути интеллектуальной автоматизации предприятия — заложила базу для развития на основе процессной роботизации и создала собственный центр компетенций. Дальнейшими шагами могут стать масштабирование, а также обогащение систем RPA когнитивными технологиями, элементами машинного обучения и расширенными возможностями коммуникаций (чат-боты).

Подписывайтесь на «Код Дурова» в Telegram и во «ВКонтакте», чтобы всегда быть в курсе интересных новостей!