Председатель совета благотворительного фонда «Нужна помощь» и директор портала «Такие дела» Митя Алешковский опубликовал приказ Виталия Савельева, запрещающий сотрудникам «Аэрофлота» пользоваться на рабочем месте смартфонами с подписью «Савельев окончательно головой поехал». С этого момента начались большие разборки между Алешковским и генеральным директором российской авиакомпании.

Что произошло?

Митя Алешковский 16 ноября опубликовал в Twitter приказ Савельева, запрещающий сотрудникам «Аэрофлота» пользоваться на рабочем месте смартфонами. Об этом мы недавно рассказывали. Сотрудникам авиакомпании в рабочее время запрещено использовать в офисных помещениях мобильные телефоны, а также другие устройства, позволяющие делать фотографии, записывать аудио- и видеозаписи.

В соцсетях распространился снимок копии соответствующего приказа, а представители «Аэрофлота» тогда отметили, что снимок «наглядно свидетельствует о правильности принятого решения» и документ подготовлен в рамках законодательства, однако на конкретный закон ссылаться отказались:

Приказ подготовлен в рамках законодательства Российской Федерации и его цель — обеспечение информационной безопасности компании с государственным участием. Последний случай вброса в информационное поле данного приказа, копия которого явно сделана с мобильного устройства, наглядно свидетельствует о правильности принятого решения.

После этого Митя Алешковский опубликовал следующий твит:

После этого «Аэрофлот» лишила Алешковского, как клиента авиакомпании, всех накопленных по программе лояльности бонусных миль, а также статуса «платинового» клиента за пост с негативной оценкой действий авиаперевозчика в социальных сетях. Позже Аэрофлот также понизил статус Карты его жены, а сам Савельев забанил благотворителя в Твиттере:

Мы должны бороться за свое право говорить то, что хотим.

Алешковский потребовал от «Аэрофлота» восстановить его в правах и дал авиакомпании на это три дня. Также он пригрозил «Аэрофлоту» судебными разбирательствами, ссылаясь на 29 статью Конституции Российской Федерации, гарантирующую каждому гражданину право на свободу мыслей и слов.

Как началась развиваться ситуация?

Защищать интересы Алешковского принялась международная правозащитная организация «Агора». Руководитель организации Павел Чиков в своём Telegram-канале выделил пункт 7.5 правил «Аэрофлота», из которого следует:

Текст правил сокращён «Кодом Дурова» для удобства чтения. Полный свод правил можно прочитать на сайте «Аэрофлота».

«Аэрофлот» оставляет за собой право применить ... следующие меры: заблокировать на любой срок счет Участника программы «Аэрофлот Бонус», аннулировать все набранные Участником Мили, аннулировать счет Участника Программы, аннулировать Элитный уровень и привилегии в Программе, без возмещения каких-либо расходов, убытков и компенсаций:
...
размещение публикаций, содержащих заведомо ложную информацию, и/или сведений, порочащих деловую репутацию «Аэрофлот», в Сети и/или печатных СМИ; совершение действий по отношению к работникам «Аэрофлот», совершенных как лично, так и посредством отзывов и публикаций в их адрес в Сети и/или печатных СМИ, и направленных на унижение чести и достоинства человека ...

Чиков тогда написал, что вопрос наличия правовых оснований для обжалования действий авиакомпании, равно как и соответствия Правил федеральному законодательству, изучается юристами Агоры:

То есть лишить пассажира заслуженного привилегированного статуса Аэрофлот может на основании лишь негативной оценки личности его директора. Из твита Алешковского следует, что свою оценку он сделал в приличной форме. Нужно помнить, что гендиректор Аэрофлота лицо публичное и, следовательно, должен быть терпим к критике в свой адрес. Очевидно, и авиакомпания не может быть выше и вне ее.

Игнорирование Савельевым извинений Алешковского

Алешковский решил попытаться урегулировать ситуацию, попросив своих подписчиков передать гендиректору «Аэрофлоту», чтобы он откликнулся на его сообщение в Instagram:

В итоге Савельев решил прокомментировать ситуацию, отметив, что авиакомпания не против критики, но люди должны понимать, что за хамство в социальных сетях нужно отвечать:

Люди, которые хамят в соцсетях, должны понимать, что за это придется отвечать. У нас был такой прецедент, матерщинник проиграл все суды, и мы его наказали. Мы не против критики, но надо вести себя корректно. Мне об этом (об извинениях Алешковского) ничего неизвестно и я не буду отвечать на этот вопрос.

Каким образом это относится к регламенту и правилам «Аэрофлота» — нам не совсем понятно. Самого Алешковского возмутил этот комментарий:

Ну это же совершенное безумие! Сегодня ему не нравятся мои слова, а завтра цвет моих волос и разрез глаз!

Что дальше?

Павел Чиков, руководитель международной правозащитной организации «Агора», пообещал позднее прокомментировать ситуацию. Вероятно, у Алешковского получится вернуть себе и своей жене Платиновый статус в системе «Аэрофлот бонус», который авиакомпания может присвоить клиентам в случае налёта 125 000 миль или после 50 полётов в бизнес-классе за год.

Аргументации своей позиции в словах Савельева никакой нет, — это чревато, в первую очередь, разбирательствами в суде. Но оставаться клиентом «Аэрофлота» Алешковский продолжит, так как по некоторым направлениям, по его словам, прямой рейс осуществляет только эта авиакомпания. Тем не менее, некоторые авиакомпании уже решили помочь благотворителю, предложив свои бонусные услуги.

Подписывайтесь на «Код Дурова» в Telegram и во «ВКонтакте», чтобы всегда быть в курсе интересных новостей!