Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»
Всем привет, я Юрий Ветров, дизайн-директор в Mail.Ru. Каждый месяц с 2009 года я читаю пару сотен статей по дизайну интерфейсов. Самое интересное попадает в регулярный дайджест продуктового дизайна ― его читают около 40 000 человек на Хабре, vc.ru и других площадках (Telegram, Facebook, VK, рассылка). Я давно хотел делать сводный обзор ключевых событий года в декабре и вот первый заход по просьбе редакции «Кода Дурова».
Прогнозы на 2019 год
Самые толковые обзоры трендов 2019 года в дизайне, технологиях и профессии в целом выпустили Fjord, Pantone, Milo Themes, UX Collective, Webflow, Shutterstock, Depositphotos и Creative Bloq — подробнее можно посмотреть тут. Таких подборок начиная с осени вышла не одна сотня, но эти лучше всего показывают, куда двигаться в 2019 году. Удачи в дифференциации ваших брендов (и собирании лайков на Dribbble). Ради интереса можно сравнить с тем, что обещали на 2018.
DesignOps
Баззворд описывает дизайн-менеджмент цифровых продуктов. Он переупаковывает уже известные подходы, но ставит очень грамотный фокус — развивать дизайн-процессы, инструменты, методы и практики под масштабирование. То есть так, чтобы ими мог легко воспользоваться любой дизайнер в компании. Это то, что отличает его от остальных. Приставку «Ops» добавляли в этом году ко всему, что движется — ResearchOps, Design Systems Ops и тому подобное.
Голосовые интерфейсы
Будущее у голосовых интерфейсов получше, чем у покрывающихся пылью ботов. Продажи устройств бодро растут, а основные платформы стремительно обзаводятся партнёрствами и интеграциями во всё, что подключено к электричеству и интернету. К концу года прогнозируют 100 миллионов устройств.
В сфере голосовых помощников Китай скоро обгонит США, да и в России намечается горячая пора — к «Яндексу» и Google добавится Mail.Ru Group.
Регулярно публиковал в дайджесте советы дизайнерам:
— Гайдлайны по проектированию голосовых интерфейсов.
— Как научить вашего нового умного питомца команде «голос»?
— Мускул голосовых интерфейсов.
Продуктовая иллюстрация
Иллюстрации стали обязательной частью айдентики цифровых продуктов ― они есть в каждом первом сервисе. Ещё бы ― в хорошем интерфейсе всё занято полезными вещами и особо нет мест для выражения бренда, разве что лого, цветовая палитра, пиктограммы и характерные паттерны. Так что иллюстрации ― простой и экспрессивный способ сделать бодрее и более узнаваемо. Особо продвинутые проявляют единство коммуникации в текстах и анимации, но этого сложнее добиться. Так что неудивительно, что половина Дрибббла забита безинтерфейсными картинками.
Собирал в дайджесте удачные истории от известных компаний:
— Пачка историй известных компаний, которые нашли себя, а также плейлист с видеороликами рассказов от иллюстраторов.
— Рассказ о работе над Slack, а также список генераторов стоковых иллюстраций, которые сильно удешевляют их создание.
Алгоритмический дизайн
Я давно интересуюсь темой алгоритмического дизайна — это инструменты, которые помогут упростить построение интерфейса, подготовку графики и контента, а также персонализацию продукта. За 6 лет скопилась пара десятков примеров и полдюжины статей в привязке к дизайну цифровых продуктов, хотя это были скорее отдельные всплески безо всякой системы.
Но за последние годы технологическая основа для таких инструментов стала доступнее — в дизайн-сообществе тоже начали присматриваться к алгоритмам, нейронным сетям, искусственному интеллекту. Так что самое время переосмыслить современную роль дизайнера.
Гибкие экраны
Развитие смартфонов вышло на плато и их продажи не особо растут (во II квартале упали на 1,8%), пришло насыщение. Кое-какой движ устроили безрамочные телефоны, но пока что цена за это — убогая чёлка. Зато Samsung показал концепт телефона (весной выйдет коммерческая модель). Android поддержит эту возможность в ближайшее время. Похоже, наконец-то начнётся интересная движуха в мобильных интерфейсах, где всё стало слишком предсказуемо.
А вот что делали Apple и Google:
— Material Design: обновлённая дизайн-система Material Design 2.0 и другие интересные детали анонса.
— iOS 12: анонс и обзоры.
— Шаблоны iPhone Xs, Xs Max, Xr.
UX-копирайтинг, очередной приход
Важность хороших текстов в интерфейсах обсуждают и продвигают давно. Как это часто бывает — под разными марками. В этом и прошлом году случился очередной всплеск интереса под маркой «UX-писателей» (в прошлых выпусках их звали техническими писателями, контент-стратегами, UX-микротекстами и т.п.). Нового смысла и методик не добавилось, но если новый баззворд помогает обратить внимание нового поколения дизайнеров — это на благо пользователей. Посмотрите пачку примеров от известных компаний, которые делают это системно.
Новые инструменты дизайна
Последние три-четыре года движуха на рынке инструментов дизайна стала настолько заметной, что про неё написал даже Bloomberg, который обычно витает в облаках мега-корпораций. Неплохой индикатор зрелости рынка, где дизайнеры ещё лет шесть назад смиренно думали, что им придётся вечно довольствоваться Фотошопом — обноском со старшего плеча, никак не заточенным под интерфейсы. Это видно и по деньгам:
В InVision вложили уже $235 млн, Figma — $42,9 млн, Framer — $35 млн, Marvel — $8 млн, Zeplin — $1,2 млн.
Есть и покупки, но пока частично удачные — InVision свою экосистему укрепляет, а Гугл сгноил Pixate и Form. При этом каждый месяц показывают парочку новых экспериментальных продуктов — большинство, конечно, умирает, но это привносит свежие идеи на рынок. По тегу #tools в дайджесте тонна обзоров.
Дизайн-системы
Как лучший способ унифицировать линейку продуктов и упростить работу по запуску новой функциональности, дизайн-системы активно на слуху последние годы. При этом хайп сходит на нет и начинается лучший этап в жизни любой технологии ― крутые внедрения, решающие реальные проблемы. За последние год-полтора идея приросла крепкими примерами в двух ключевых местах ― токены и интеграция с инструментами дизайна. Выпусков в дайджесте была уйма, проще всего искать по тегу #designsystems.
Итоги
Это далеко не всё, что было в 2018 году: появлялись новые интерфейсные паттерны и книги (публикации на UXmatters и A List Apart, от издательств O'Reilly и Rosenfeld Media, а также A Book Apart, MIT Press, Smashing Magazine). Обсуждали дизайн-мышление (здоровая и едкая критика, а также история, ROI, проблемы внедрения) и дизайн-спринты. Отмечали 20 лет одного из лучших агентств Nielsen/Norman Group и 50-летие The Mother of All Demos, где показали основы современных персональных компьютеров.
Список можно продолжать долго..
Сейчас всё готовится стихнуть перед новогодними и рождественскими праздниками. Но уже в первые недели января пройдёт выставка CES 2019 (вот отчёт о прошлой), где наверняка покажут уйму интереснейших вещей. Так что подписывайтесь на дайджест в Телеграме и других площадках ― вещание трендов начнётся с первых недель года. С наступающими!
Свежие статьи, инструменты, паттерны, кейсы и тренды читайте в Telegram-канале «Дайджест продуктового дизайна»: https://t.me/pdigest