Наши тоже могут! Топ-7 игр от российских разработчиков, за которые не стыдно
У геймеров принято подтрунивать над российским геймдевом и теми продуктами, которые он выпускает.
Когда анонсируется очередной проект «от российской студии», это зачастую не вызывает ничего, кроме скепсиса и шуток.
И такое отношение сформировалось не на пустом месте. Халтурные поделки прошлого вроде Lada Racing Club знатно подпортили репутацию играм с пометкой «Сделано в России».
Но! Помимо множества негативных примеров я могу вспомнить долгие часы, с огромным удовольствием проведённые в «Корсарах», «Космических Рейнджерах» и «Героях 5». Они — доказательство, что и русскоговорящие ребята кое-чего умеют. И это актуально не только в контексте прошлого.
Я собрал топ-7 современных игр, созданных нашими соотечественниками. Эти игры честно и уверенно заявили о себе на рынке в условиях огромной конкуренции. В списке есть и необычные инди-тайтлы, и проекты с большим бюджетом.
И да, не обращайте внимание, что не все студии из списка ниже на данный момент находятся в России. После известных событий ребят разбросало по миру, но это нисколько не умаляет их заслуг.
Atomic Heart — советский футуризм
- Разработчик: Mundfish.
- Дата выхода: 21 февраля 2023.
- Платформы: ПК, PS5, PS4, Xbox Series X/S, Xbox One.
Дебютный продукт студии Mundfish, основанной в Москве, стал одним из самых громких российских релизов последних лет. Игра не просто собрала у мониторов десятки тысяч игроков в день выхода и закрепилась в топах продаж — она громко заявила о себе на международной арене. Например, удостоилась чести попасть в подписку Xbox Game Pass.
Шутер привлёк к себе внимание задолго до выхода — всё благодаря своей стилистике ретрофутуристического СССР, где люди и роботы мирно живут бок о бок, пока не случается глобальный сбой системы.
И этот мир не был бы настолько же привлекательным без сексапильных близняшек, которые стали символом Atomic Heart, тупых фраз главного героя с его «грёбаными пирогами» и мощных ремиксов известных советских песен. «Трава у дома», «Комарово», «Арлекино» и прочая посвежевшая классика здорово разбавляет игровой процесс. Все эти элементы создают уникальную атмосферу, за которую проект и полюбили.
Что касается геймплея, то к этой части игры вопросов куда больше, чем к стилистике, но всё равно получилось неплохо, а главное — весело! Atomic Heart представляет собой шутер с «биошоковским» привкусом. Есть система крафтинга и модификации оружия, обширный арсенал и битвы с колоритными боссами. Ну и графика тоже не подкачала — игра выглядит достойно.
С нетерпением жду сиквел, который уже анонсирован. Хочется надеяться, что продолжение сохранит все достоинства оригинала и лишится всех его недостатков.
Escape from Tarkov — суровый русский шутер
- Разработчик: Battlestate Games.
- Дата выхода: 15 ноября 2025 г.
- Платформы: ПК.
Escape from Tarkov это целое явление индустрии. Именно после появления «Таркова» поджанр «экстракшн-шутер» стал широко известным и популярным. Находясь в раннем доступе с 2017 года, игра успела собрать вокруг себя преданное комьюнити из ценителей хардкора и породить не одного подражателя.
Чем же проект заслужил такое внимание? Питерская студия Battlestate Games объединила в своем творении шутер от первого лица, бескомпромиссную реалистичность и концепцию русской рулетки в каждой игровой сессии. Всё или ничего!
Вы — наёмник, заброшенный в охваченный конфликтом регион. Цель до боли проста: пройти через обширную локацию, наполнив рюкзак ценным лутом, и эвакуироваться в безопасное место. Задача усложняется тем, что на карте есть другие геймеры, и они не против подстрелить и обнести зазевавшегося солдата.
Перестрелять всех встречных в этой игре едва ли получится, а ещё постоянно нужно поглядывать на часы, просчитывать риски и помнить: в случае успеха вся добыча останется с вами, но одна пуля может в миг отнять всё — вплоть до последнего патрона.
Атмосферу безысходности и тотальное погружение довершают игровые механики: невероятно глубокая кастомизация оружия, трепетное внимание к баллистике, сложная система прокачки и лечения, экономика, заставляющая считать каждый патрон.
Все элементы вместе создают уникальный игровой опыт не для всех. Игру, в которой каждый шорох заставляет вздрогнуть, а любой выстрел может стать последним.
No, Iʼm not a Human — инди-хоррор, рождающий паранойю
- Разработчик: Trioskaz.
- Дата выхода: 15 сентября 2025 г.
- Платформы: ПК, PS5, Xbox Series X/S.
Известность No, Iʼm not a Human получила задолго до выхода. Осенью 2024 года геймплейные ролики, где игроки в страхе вычисляли монстров среди людей, завирусились в соцсетях.
Этот виральный успех привлёк тысячи подписчиков в Steam и позволил разработчикам заключить партнёрство с издателем Critical Reflex, что в итоге и предопределило громкий релиз проекта. Итог — 500 000 проданных копий за первый месяц после выхода. Весьма достойно для инди-тайтла!
Игра выполнена в жанре визуальной новеллы и психологического хоррора с привычным СНГ-колоритом. Играем мы тут за работягу, который вместе со всеми остальными переживает конец света. Солнце стало смертоносным, а по ночам появляются так называемые «Гости» — твари, умеющие идеально маскироваться под людей.
И вот наш скромный быт становится оплотом для выживания. Геймплей, с одной стороны, довольно прост: ночью к нам в жилище наведываются разные персонажи, ищущие кров. Проблемы начинаются, когда вспоминаешь, что вместе с обычными зеваками по улицам шастают те самые «Гости».
Геймера ставят перед дилеммой. Кого впустить? Бывшую соседку тётю Люду? Подвыпившего мужика с девятого этажа? А вдруг это уже не они? Новости каждый день сообщают новый признак «Гостя»: слишком чистые зубы, проблемная кожа, странный взгляд. Нужно проверять, искать признаки, а потом — принимать судьбоносное решение. Ошибёшься — и твоя уютная берлога станет склепом.
Проект мастерски играет на чувстве паранойи — вам приходится вникать в судьбы пришедших, переживать сложный моральный выбор, при этом вы никогда не будете на 100% уверены в своей правоте.
Warhammer 40,000: Space Marine 2 — питерский геймдев на страже Империума
- Разработчик: Saber Interactive.
- Дата выхода: 9 сентября 2024 г.
- Платформы: PC, PS5, Xbox Series X/S.
Экшен в культовой вселенной, разработанный студией Saber Interactive, стал не просто долгожданным и успешным сиквелом, но и задал новую планку для игр по Warhammer. Разработчики сумели сохранить дух оригинала и сильно увеличить масштаб происходящего.
Узнаваемый геймплей с прошлой части, сочетающий в себе мощный шутер от третьего лица в духе «Гирзов» и яростное рубилово аля «хак-энд-слэш», был доведён до максимума. Вместо орков мы боремся с роем Тиранидов.
Благодаря Swarm Engine, игра выводит на экран тысячи противников одновременно. Сцены массового сражения, когда от полчищ врагов буквально не видно горизонта, вызывают трепет и показывают всю мощь современных графических технологий.
Сюжетную кампанию можно пробежать в соло, но куда веселее это делать в друзьями в кооперативе. История разнообразна, наполнена эпичными битвами, пафосом и мраком вселенной, а полная русская озвучка довершает ощущение качественного продукта, созданного с душой и для своего игрока, в том числе.
Black Book — славянская былина в карточной оболочке
- Разработчик: Morteshka.
- Дата выхода: 10 августа 2021.
- Платформы: PC, PS4, Xbox One, Nintendo Switch, iOS.
И ещё один небольшой проект, который заслуживает всяческих похвал. На этот раз от пермской студии Morteshka.
«Чёрная книга» доказывает, что настоящая глубина кроется не в бюджетах, а в идеях и работе с артом. Игра погружает в атмосферный мир, сотканный из славянской мифологии, и предлагает отличное сочетание карточной RPG и нарративного приключения.
Сюжет рассказывает о молодой колдунье Василисе, потерявшей возлюбленного и вставшей на тёмный путь, чтобы с помощью древней чёрной книги вернуть его к жизни. Для этого ей предстоит распечатать семь печатей, сражаясь с нечистой силой и решая судьбы жителей окрестных деревень. Такая незамысловатая завязка кроет в себе уникальный и вдумчивый игровой опыт.
Геймплей выстроен на трёх основных китах. Карточная боёвка требует тактики и синергии при формировании колоды, чтобы ваши расклады успешно изгоняли нечестивых. Визуальная новелла сфокусирована на ответственном выборе решений, которые влияют на доступные диалоги, квесты и финальную концовку игры. Ну а менеджмент порабощённых бесов отвечает за стратегическую часть в добыче ресурсов и моральном балансе персонажа.
Проект стал успешным не только благодаря уникальному сеттингу, но и за счёт дотошной проработки фольклорной основы. Разработчики тесно сотрудничали с пермскими этнографами и музеями, а саундтрек основан на аутентичных народных мелодиях, но выполнен в современной обработке.
В итоге мы получили игру, рождённую из искренней любви к родной земле и культуре.
Serious Sam: Siberian Mayhem — сибирский вояж от российских моддеров
- Разработчик: Timelock Studio.
- Дата выхода: 25 января 2022 г.
- Платформы: PC, PS5, Xbox Series X/S.
Siberian Mayhem — не просто дополнение, а полноценный самостоятельный продукт, рождённый российской командой Timelock Studio в коллаборации с Croteam.
Timelock Studio была сформирована из ветеранов моддингового сообщества Serious Sam. Для многих их творение «спасло» Serious Sam 4, предложив более сфокусированный и безумный игровой опыт.
Игра переносит Серьёзного Сэма в глухую сибирскую глубинку, где разворачивается забытая глава его приключений. Альтернативная версия сюжета, которая разворачивается между миссиями четвёртой части, предлагает пять огромных уровней, проработанных с истинно русским размахом: от арктического побережья и мрачных лесов до заброшенных деревень и города-призрака.
Геймплей здесь классический для серии: ядрёный шутер, который многие ждали от Serious Sam 4. К фирменному арсеналу Сэма добавилось несколько новых пушек, а атмосферу русского апокалипсиса дополняют новые колоритные персонажи, включая Игоря Ледова и Ольгу Одноглазую.
Timelock Studio выдали честную работу от фанатов для фанатов. Игра демонстрирует, что наши ребята могут не только создавать что-то новое, но и грамотно развивать мировые тайтлы, привнося в них свой уникальный колорит.
INDIKA — психологический хоррор в альтернативной России конца XIX века
- Разработчик: Odd Meter.
- Дата выхода: 2 мая 2024 г.
- Платформы: ПК, PS5, Xbox Series X/S.
Игра, которая предлагает геймеру порассуждать на философские темы.
Сюжет рассказывает про молодую монахиню по имени Индика, которая отправляется в путешествие, а в спутники к ней затесался никто иной, как сам дьявол. Он тут не просто статист — соблазнитель всё время общается с главной героиней, задавая ей неудобные вопросы. Эти постоянные диалоги и представляет основной интерес и дают пищу для размышлений.
В плане геймплея — это сюжетное приключение от третьего лица. Бегаем по локациям, смотрим кат-сцены, иногда решаем простенькие головоломки и участвуем в пиксельных мини-играх.
Движок Unreal Engine рисует достойную картинку, добротно разбавленную сюрреализмом. Мрачная атмосфера, хорошая музыка и добрая порция чёрного юмора прилагаются.
INDIKA воспринимается как смелый эксперимент, который дарит несколько часов действительно запоминающегося интерактивного опыта.
Конечно, это далеко не все российские игры, которые можно и нужно хвалить. Также среди достойных:
- нашумевшая антиутопическая стратегия Beholder;
- чумное приключение Pathologic 2;
- инди-рогалик Loop Hero;
- юмористический квест «Кужлёвка»;
- ролевая игра Pathfinder: Wrath of the Righteous.
Будущее тоже сулит много нового и интересного, но перспективные российские игры — это тема для другой статьи. Она выйдет в обозримом будущем. Поэтому надолго не прощаюсь!