Продажи электромобилей в России упали почти втрое в 2025 году

За первые пять месяцев 2025 года российский рынок электромобилей показал резкое снижение: общий объём продаж сократился почти в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Лидером остаётся китайский бренд Zeekr, завозимый в страну преимущественно по схемам альтернативного импорта — без участия правообладателя, через юр- и физлиц. В этом году было реализовано 1191 авто Zeekr, что на 3,4 раза меньше, чем в 2024 году.

Вторую позицию занял российский Evolute — 374 проданных автомобиля, снижение на 48%. Замыкают пятёрку: Avatr (318 машин, −15%), Ora от Great Wall (218 шт., рост в 2,4 раза) и «Москвич» (217 единиц, падение втрое).

Абсолютным бестселлером среди моделей стал Zeekr 001 — 644 проданных авто за январь–май, что в 4 раза меньше показателей прошлого года. В мае 2025 года россияне приобрели 786 электромобилей, что на 28% меньше, чем в мае 2024 года, и на 1% ниже, чем в апреле. В тройку лидеров вошли: Zeekr (263 шт., −34%), Evolute (115 шт., +16%) и Avatr (60 шт., +20%). За ними следуют Geely (54 авто против 2 годом ранее) и BYD (43 машины, рост на 23%).

Рынок начал снижаться ещё с весны 2024 года. В марте прошлого года было реализовано 2499 электрокаров, в апреле — 2237, а уже в мае — только 1096 единиц.

Главной причиной эксперты называют изменения в порядке уплаты утилизационного сбора. С 1 апреля 2024 года государство стало доначислять пошлину при выявлении заниженной таможенной стоимости при ввозе авто через страны ЕАЭС (включая Беларусь, Казахстан и другие). А именно на этот канал в 2023 году приходилась пятая часть всех поставок новых электромобилей в Россию.