Российский бренд прекратил коммуникацию через Telegram: реакция чиновников и медийщиков

Вечером 15 июля сеть магазинов игрушек «Детский мир» опубликовала сообщение о том, что прекращает общение с покупателями через Telegram.

В публикации утверждалось, что бренд больше не может вести общение с покупателями в Telegram «в соответствии с новым законом», подчеркнув, что Telegram — иностранный мессенджер:

«Мы продолжим радовать вас информацией о новых акциях, товарах, полезными и веселыми постами, а на все ваши вопросы с удовольствием ответим в нашей группе в ВКонтакте и на сайте. Комментарии под постами останутся открытыми для вашего общения друг с другом».

Ряд СМИ подали это сообщение как «полноценный» уход бренда из Telegram. В пресс-службе «Детского мира» после этого объяснили РБК, что компания прекращает только прямую коммуникацию с клиентом в комментариях Telegram-канала, «согласно новому закону об иностранных мессенджерах»:

«Однако не прекращает вести свой официальный канал и публиковать там новости, акции, истории и тд».

На следующее утро публикация «Детского мира» была удалена из Telegram, следует из данных аналитического сервиса TGStat. В пресс-службе компании не стали комментировать это действие, которое произошло на фоне массовой критики бренда со стороны медийщиков.

Позиция чиновников и медийщиков

Первый заместитель председателя ИТ-комитета Госдумы Антон Горелкин, комментируя ситуацию, подтвердил, что Telegram действительно является иностранным мессенджером:

«Очень хорошо, что Павел Дуров продолжает идентифицировать себя как русского, но юридически Telegram к РФ никакого отношения не имеет и закон "о приземлении" игнорирует.

Поэтому хорошо понимаю юристов «Детского мира». Крупным и законопослушным брендам нужно очень внимательно отслеживать правовые риски, с которыми в данном случае была сопряжена коммуникация с клиентами в комментариях к постам».

Горелкин уверен, что, возможно, не следовало делать из этого инфоповод, «а просто прекратить отвечать на комменты от имени магазина или его официальных представителей»:

«И да, кейс "Детского мира" — это лишь первая ласточка. Прогнозирую тренд на свёртывание подобных коммуникаций в Telegram со стороны других крупных российских компаний и организаций (не только тех, что перечислены в ст. 15 №41-ФЗ). И думаю, этот тренд значительно усилится, когда публичные каналы в MAX выйдут из тестирования и обзаведутся комментариями».

Telegram-канал «Русский маркетинг» обратил внимание на то, что SMMщики «Детского Мира» без объяснений «передумали отказываться вести коммуникацию с подписчиками в Telegram», и саму публикацию «просто удалили»:

«Довольно странно, что они даже не написали, почему это сделали и не дали какой-либо краткий комментарий, потому что теперь эта коммуникация и вовсе выглядит крайне однобоко: вбросили, запугали, навели шороху, дали заднюю и сделали вид, что ничего не было. Не надо так».

Создатель популярных Telegram-каналов, среди которых канал «Москвач», Георгий Оганесиани раскритиковал СМИ, которые распространили фейк о том, что «Детский Мир» уходит из Telegram «в соответствии с новым законом»:

«Они ответили, что продолжат вести Telegram-канал и речь в их посте была исключительно о том, что просто перестанут общаться с пользователями в Telegram. И да, новые посты на их канале уже стали выходить, а СМИ опровержения пока не постят».

Он напомнил, что с 1 июня в России вступил в силу закон, который запрещает некоторым организациям использовать иностранные мессенджеры для общения с клиентами и передачи конфиденциальной информации.

Telegram-канал PRexplore назвал действие «Детского мира» «фальстартом» и что бренд «побежал с ещё вполне себе плывущего корабля»:

«Сомнительность посыла и качество коммуникаций опустим, интересно другое: станет ли повальный отток бизнеса из Telegram трендом, и как скоро наши с вами усилия по развитию каналов превратятся в тыкву?».

Напомним, вступивший в силу запрет на коммуникацию через иностранные мессенджеры коснулся государственных и муниципальных органов, банков, операторов связи, маркетплейсов и классифайдов, соцсетей и госкомпаний.