Зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, депутат от фракции ЛДПР Андрей Свинцов, предложил обязать блогеров, а также владельцев популярных аккаунтов в социальных сетях оформлять страницы в качестве юридических лиц.
Введение в силу такого предложения позволит прописать в законе легализацию размещения рекламы на популярных аккаунтах, а также заставить их владельцев платить соответствующие налоги с полученной прибыли. Не совсем понятно, каким образом будут определяться рамки популярности — получать символический доход с рекламы можно и в аккаунте с 5 000 подписчиков. Тем не менее, по мнению Свинцова, инициатива повысит ответственность блогеров за публикуемую рекламу, а также пополнит государственную казну:
Необходимо для соцсетей ввести обязательные требования для юридического закрепления аккаунта за пользователем, особенно это касается тех пользователей, которые имеют огромное количество подписчиков и используют блог в том числе и для продвижения товаров или услуг — предпринимательской деятельности, — рассказал Свинцов.
Депутат отмечает, что любая предпринимательская деятельность подлежит налогообложению, что значит, что аккаунт популярной личности в качестве юридического лица будет обязан платить налоги. Согласно предложению Свинцова, блогер сможет выбрать, каким образом ему регистрировать свою страницу в соцсети: как индивидуальный предприниматель или как общество с ограниченной ответственностью:
Появится ответственность за недостоверную, ложную или опасную информацию в рекламе, что можно купить косметику, которая нанесет вред здоровью, или продукты питания, употребив которые можно потерять здоровье или которые вообще приведут к гибели человека.
Также депутат подчеркнул, что нововведение может стать выгодным вариантом, «потому что бывают случаи, когда аккаунты взламывают, воруют, распространяют вредоносную информацию — всячески портят сам бизнес». Свинцов считает, что владельцы популярных страниц будут заинтересованы в том, если смогут принести паспорт и зарегистрировать аккаунт как доменное имя на себя или на организацию, чтобы далее успешно его эксплуатировать:
При юридической регистрации аккаунтов в соцсетях все перейдет в «белое поле». И тогда появится ответственность за недостоверную, ложную или опасную информацию в рекламе, что можно купить косметику, которая принесет вред здоровью или продукты питания, употребив которые можно потерять здоровье или которые вообще приведут к гибели человека.
Тем не менее, некоторые популярные личности не очень позитивно отреагировали на предложение Зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике. Например, Владимир Еременко, администратор Instagram-аккаунта комика Павла Воли, рассказал, что на странице есть публикация о новом альбоме Тимура Родригеса, однако «это не реклама, а информационная поддержка альбома его друга»:
Социальные сети — это личное пространство, коммерческого у нас не было. Прямой рекламы у нас нет, мы ни с кем не сотрудничаем из компаний. Если к нам и поступают какие-то предложения с рекламой, то в первую очередь согласовываются с пиар-службой Comedy Club Production.
Лев Смольников, директор актрисы и телеведущей Ксении Бородиной, в комментарии РБК заявил, что неясно, как власти намерены осуществлять контроль за блогерами:
Мы и так платим налоги давным-давно, мы не дожидались этого закона. У нас есть и бартерные отношения, и просто благодарность каким-то людям, каким-то компаниям, которые нас поддержали когда-то, [а затем] мы их поддержали. Я не понимаю, как они это будут отслеживать, как они будут отделять благодарность от коммерческого заработка. Надзорный орган какой-то будет или как? Из 100% публикаций блогеров со ссылкой на того или иного человека или компанию, 15–25% — это как раз просто благодарность людям, то есть не обязательно за это кто-то что-то платит.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»