Работу маркетплейсов начнут регулировать

Госдума окончательно приняла законопроект, который позволит регулировать отношения между операторами, партнёрами и пользователями цифровых платформ.

Согласно принятому проекту закона, определяются следующие понятия:

  • платформенная экономика — совокупность имущественных отношений, складывающихся в результате взаимодействия неограниченного круга лиц посредством цифровых платформ для осуществления предпринимательской деятельности или в иных целях, в том числе не связанных с осуществлением такой деятельности;
  • цифровая платформа — информационная система или сайт, и (или) программы, обеспечивающие технические, организационные, информационные и иные возможности для взаимодействия неограниченного круга лиц, в том числе в целях обмена информацией и её распространения, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
  • посредническая цифровая платформа — цифровая платформа, обеспечивающая в совокупности взаимодействие оператора, партнёров и пользователей в целях заключения гражданско-правовых договоров, а также предоставляющая техническую возможность размещения заказов и (или) карточек товаров, совершения сделок между партнёрами и пользователями, осуществления оплаты товара (работы, услуги) пользователем в пользу партнёра.

Последнее включает ряд сервисов вроде маркетплейсов, сервисов заказа еды, такси и прочих услуг. Под них создадут соответствующий реестр. В электронной форме оператор и партнёр должны будут заключать договор. При заключении договора с партнёром оператор обязан проверить сведения о лице, которое намерено стать партнёром.

Исходя из законопроекта, который должен вступить в силу с 1 октября 2026 года, предоставление доступа к цифровым платформам должно основываться на принципах равенства и запрета дискриминации, а также соблюдения требований законодательства.

Как это отразится на пользователях и продавцах?

Закон, например, запретит маркетплейсам манипулировать поисковой выдачей — нельзя будет искусственно изменять порядок товаров при выборе пользователем сортировки по определённому критерию.

Товары с ограничением на свободную реализацию покупатели смогут приобретать лишь при прохождении идентификации при помощи биометрической системы.

Партнёров маркетплейсов не менее чем за пять рабочих дней обязаны уведомить о применении скидки за их счёт — продавцы могут установить запрет на участие в таких акциях.

Кроме того, документом также вводится появление системы досудебного урегулирования с платформой.

Первый зампред комитета Госдумы по экономполитике Надежда Школкина сообщила ТАСС, что закон уже давно назрел, в первую очередь, со стороны самих участников процесса и потребителей:

«Так как цифровая экономика всё больше набирает обороты и становится де-факто отдельной отраслью, где возникают свои финансовые, трудовые и договорные взаимоотношения, а также и спорные вопросы, то становится очевидным, что всё это требует соответствующего отдельного регулирования.

Поэтому данный закон, с одной стороны, — "первая ласточка" в сфере регулирования платформенной экономики, начинаемая с так называемых маркетплейсов, с другой стороны, — основа для дальнейшего регулирования этой огромной отрасли в целом, куда постепенно будут погружаться и другие платформы, например, туристские, логистические».

Напомним, ранее Госдума приняла закон о блокировке фильмов, дискредитирующих «духовно-нравственные ценности»:

Госдума приняла закон о блокировке фильмов, дискредитирующих «духовно-нравственные ценности»
Документ теперь должен пройти одобрение в Совете Федерации и получить подпись президента.