Нужен ли современным детям Дед Мороз и при чём тут технологии?

Инженеры Т-Технологий разработали LLM-Дед Мороза и узнали, верят ли современные дети в чудеса.

Позвонить Деду Морозу можно в любое время до 15 января 2026 года по номеру 8 993 368-01-76. Номер бесплатный, стоимость исходящего вызова зависит от тарифа абонента.

Дед Мороз отвечает по телефону второй год подряд — это решение, которое помогает детям со всей страны загадывать новогодние желания в режиме реального времени.

В этом году Дед Мороз стал еще умнее и научился быстрее реагировать на слова ребенка благодаря собственной большой языковой модели Т-Pro.

Что под капотом у LLM-Деда Мороза?

Голос Деда Мороза создан с помощью  собственной технологии распознавания и синтеза речи VoiceKit, которая разработана в AI-центре Т-Банка и используется в экосистеме группы Т-Технологии.

С помощью машинного обучения мы выявили характерные особенности голоса российского Деда Мороза, проанализировав около тысячи реплик персонажа из кино, мультфильмов и сериалов. Мы учли и лингвистические особенности речи отечественных Дедов Морозов, такие как ударения, растягивание слов, интонации во время разных типов разговоров.

В этом году Дед Мороз стал лучше понимать ребенка даже в шумной обстановке, быстрее реагировать на ответы и даже может быть прерванным. Это стало возможным благодаря внедрению языковой модели T-Pro и v2v-движку нового поколения, созданных инженерами AI-центра.

Одним из ключевых элементов стал базовый промпт с четкими ограничениями, который предотвращает упадок модели в шаблоны или неподобающие сценарии. Чтобы голосовая модель не галлюцинировала и не использовала разметку, мы реализовали часть ограничений через код: перед тем как синтезировать текст, он проходит очистку и нормализацию.

Для улучшения особенностей ведения разговора мы создали архитектуру низкой задержки. Она базируется на SIP/RTP-сервере с передачей аудио через gRPC bidirectional streaming. Это позволяет системе отвечать меньше чем за 1 секунду и гарантирует отклик на перебивание собеседника в пределах 100 миллисекунд.

Мы также реализовали потоковую генерацию речи для имитации живого разговора. Ответ модели создается по частям и сразу озвучивается, не дожидаясь полной обработки. Совмещение технологий распознавания речи (STT), синтеза речи (TTS) и детекции голосовой активности (VAD) позволяет диалогу быть живым, с паузами и интонациями, характерными для реального общения.

Ребенок загадал желание — а что потом?

На помощь вновь приходят технологии, а точнее – наш ИИ-секретарь. Этот помощник изначально был создан для помощи слабослышащим клиентам: он обучен принимать звонки, переводить аудиозапись в текст и отправлять пользователю расшифровку звонка.

После звонка ребенка Деду Морозу суммаризация разговора приходит в чат приложения взрослого клиента Т-Банка. Родители маленьких клиентов карты «Джуниор» могут получить и аудиозапись разговора ребенка – опция доступна в том числе и новым клиентам, зарегистрировавшимся в течение 6 месяцев после звонка.

Что просят дети

В прошлом году на номер Деда Мороза позвонили более 70 тысяч раз с 25 тысяч уникальных номеров, то есть в среднем на один номер приходилось 2-3 звонка. Рекорд принадлежит абоненту, который позвонил 126 раз – мы думаем, что это была воспитательница детского сада, с номера которой по очереди позвонили все дети.

  • Среди самых популярных желаний – техника Apple, деньги, игровые приставки.
  • На втором месте топа подарков – домашние питомцы, причем собаку дети загадывали почти в 2 раза чаще, чем кошку или других животных.
  • Третье место заняли нематериальные желания: чаще обниматься, здоровья для всей семьи, поездка к бабушке и дедушке, помогать Деду Морозу.
  • Среди редких желаний встречались деликатесы и необычная одежда — башкирское мороженое, джинсы с бабочками, варенье из шишек, Pringles с чесночным соусом.

Анализ контекста показал, что более половины звонивших верили, что общались с Дедом Морозом. А для взрослых такие решения помогают зафиксировать скорость развития технологий – от предзаписанных обращений волшебника в электронных открытках до полноценного собеседника, который доставит желание ребенка до верного адресата.