История украинских копий «ВКонтакте», или почему новые аналоги крупнейшей соцсети в СНГ никогда не станут востребованными
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»
Существует не мало аналогов «ВКонтакте» и мы рассмотрим каждый из них, однако стоит начать с самого свежего. Очередная украинская социальная сеть «Ukrainians» прекратила своё существование на этой неделе. Это стало хорошим поводом для обсуждений. Почему в этом году было такое пристальное внимание к украинскому проекту? «Ukrainians» — проект, который был запущен через некоторое время после блокировки «ВКонтакте» и других сервисов холдинга Mail.ru Group и компании «Яндекс». Проект успешно стартовал и на момент написания статьи насчитывал почти 400 000 пользователей.
Так почему же разработка соцсети «Ukrainians» прекратилась?
Канадская компания StartupSoft, которая является сооснователем соцсети и ее разработчиком, отказалась от самостоятельного развития проекта и от возможности передать его другой стороне. Об этом рассказала соосновательница Ukrainians Александра Струмчинская.
Меня поставили перед фактом, что разработка украинской социальной сети прекращается. Мне очень жаль. И я откровенно прошу прощения и благодарю всех пользователей, которые вместе со мной искренне верили в реализацию и успех этого проекта.
Предполагается, что у руководителей не хватило явной поддержки или же было принято решение, что тратить финансы и время на полноценную украинскую копию крупнейшей социальной сети в СНГ нет смысла. С мая этого года над созданием «Ukrainians» для платформ iOS, Android и web работала команда из 30 программистов. Первую версию украинской соцсети представили в начале июня и спустя менее недели после запуска в ней зарегистрировались более 100 тысяч пользователей.
Почему соцсеть «ВКонтакте» осталась самым востребованным сервисом, не смотря на желание украинцев реализовывать "свой" национальный проект?
«Ukrainians» был надеждой многих патриотично настроенных граждан Украины. Однако стоит отметить, что данный аналог является частичной копией крупнейшей социальной сети и ничего нового и интересного он не привнёс на первой стадии развития. Проект не зарекомендовал себя как продукт, которым стоит начать пользоваться, отказавшись от «ВКонтакте».
Бывший пресс-секретарь закрытого украинского офиса «ВКонтакте», а отныне руководитель коммуникаций «ВКонтакте», Влад Леготкин дал комментарий «Коду Дурова» по поводу закрытия «Ukrainians». Для него, как и для многих украинцев, знающих о свежем проекте, данная новость не стала неожиданностью из-за такого внезапного завершения проекта, которому и полгода нет. Он отметил:
Думаю, такое будущее было очевидно
16 мая этого года количество посетителей «ВКонтакте» из Украины превысило 18 000 000. Вопрос: зачем придумывать велосипед? Не смотря на то, что теперь украинцы либо перешли на Facebook или Telegram, доступ к «ВКонтакте» не был полностью утерян (спасибо VPN и прочим анонимайзерам). Стоит полагать, что подобные проекты, как «Ukrainians» создавались ради повышения патриотизма, а не для создания уникального продукта, заменяющего иные более популярные сервисы.
Так было и с соцсетью WEUA...
Ресурс WEUA.info был запущен в апреле 2014. Создателями позиционируется в качестве альтернативы популярным соцсетям в СНГ. Одной из особенностей социальной сети является национально-ориентированный контент. Продукт активно рекламировался по телевидению, его поддерживали всякие популярные деятели, в том числе и некоторые политики.
За 8 месяцев, с апреля по октябрь 2014 года, аудитория соцсети WeUA увеличилась с 2 тысяч пользователей до 228 тысяч. Однако что-то пошло не так и проект был приостановлен. Далее он вообще исчез, но каким-то образом вновь весной 2017, на фоне блокировки российских сервисов, заявил о себе под новым названием «inRepublic». На данный момент в соцсети около 255 000 аккаунтов. Как заявляют разработчики — почти 90% пользователей являются украинцами. Особого развития с 2014 года замечено не было. Уникальный дизайн скорее только ухудшает привлекательность и сервис сильно проигрывает крупнейшим соцсетями в СНГ по функционалу и стабильной плавности работы.
«Логово для патриота»?
Стоит уважать выбор каждого и стремление создать что-то своё. Но важно отметить, что 200 000 и 400 000 — очень маленькая цифра, если сравнивать с украинской аудиторией «ВКонтакте» или «Одноклассники». Люди понимают, что все эти продукты не особо привлекательны и в основе, если и вынуждены покинуть любимый VK, то выбирают, как было сказано выше, Facebook и другие средства для связи. Вы только взгляните на следующие украинские социальные сети:
CIMBOR
При регистрации вас спросят: "Чей Крым?":
Українці
При регистрации вас спросят, почему вы считаете себя украинцем. Создано в 2009:
НаМайдані
Многоязычный сервис, в котором каждому пользователю начисляются баллы за активность, которые привязаны к биткоину. Создан в 2014:
СІЧ.УКР
Некий украинский "Твиттер".
Друзі
Имеет схожую историю с WEUA. Создано в 2014.
Выводы делайте сами. О потенциале масштабного развития таких проектов говорить пока рано.
Заключение
Если вспомнить историю белорусской социальной сети vseti.by, которая имела достаточно огромную аудиторию, то можно сделать вердикт, что аналоги крупнейшей соцсети в СНГ никогда не станут востребованными. Тот проект был закрыт, так как «ВКонтакте» и «Одноклассники» стали верными друзьями миллионов пользователей на постсоветском пространстве. Это стоит понимать. Хочется, чтобы разработчики из Украины, наплодившие кучу не нужных соцсетей, подумали о создании чего-то действительно интересного. Пока этого не произойдёт, идею развития национального независимого продукта можно забыть.
Мира вам.
Подписывайтесь на «Код Дурова» в Telegram и во «ВКонтакте», чтобы всегда быть в курсе интересных новостей!