Прокатились на гибридах и узнали, как правильно выбрать домашнюю зарядку, чтобы не сжечь электрокар

В один прекрасный тёплый день мне удалось разобраться, как устроены разные типы зарядных станций для электомобилей, понять разницу между премиум-гибридами и узнать про режим «рукопожатия» между ЭЗС и авто перед зарядкой.

Разбираться в сложнейшей тематике журналистам предложили прямо в эпицентре производства зарядных станций — на калужском заводе Pandora, куда нас пригласил автоконцерн Great Wall Motor. Ведь он, как известно, производит не только внедорожники Haval и Tank, но и «электрички» под брендом Ora и гибриды под брендом Wey.

Все фото в материале: пресс-служба «Грейт Волл Мотор Рус»

На чём мы добирались в Калугу и чем PHEV лучше EREV

Отправилась группа пытливых умов российских медиа в Калугу на Ora 03, Wey 05, Wey 07 и Wey 80.

  • Ora 03 — это компактный городской переднеприводный хэтчбек на полностью электрической тяге с запасом хода до 500 км и мощностью 171 л.с.
Ora 03
  • Wey 05 — кроссовер с параллельной гибридной установкой (PHEV), архитектура которого наиболее приближена к автомобилям с ДВС. Электродвигатель находится в АКПП и может выполнять роль как непосредственно двигателя, так и генератора либо стартера.
Wey 05
  • Wey 07 и Wey 80 — это кроссовер и минивэн соответственно, которые тоже имеют параллельную гибридную установку (PHEV), но уже на новой гибридной архитектуре, которая приближена к электромобилям и последовательным гибридам.
Wey 07

Наверняка в последнее время вы часто слышали о так называемых последовательных гибридах (EREV) — это, например, автомобили под брендами Li Auto («Лисяны») и Voyah («Вои»).

Часто в их плюсы записывают внушительную разгонную динамику, как у электромобилей, а в минусы — высокий расход заряда и топлива на высоких скоростях, а также падение динамики и ограничение скорости при низком заряде батареи. И то, и другое следствие того, что ДВС в EREV-автомобилях вообще не имеет связи с колёсами, единственная его задача — выступать в качестве генератора электроэнергии для подзарядки батареи.

Wey 80

Современная PHEV-архитектура в Wey 07 и Wey 80 сочетает в себе плюсы EREV вроде динамики и реакции на педаль газа и при этом нивелирует минусы EREV тем, что бензиновый мотор наравне с электрическим способен приводить авто в движение. Тем самым можно поддерживать высокую скорость даже при низком заряде и динамично ускоряться даже на высоких скоростях. И при этом не страдать от повышенного расхода бензина.

Дальние поездки по трассе на PHEV-гибридах, как правило экономичнее, чем на автомобилях с ДВС. В то же время EREV-гибриды имеют куда больший расход топлива при трассовом пробеге, причём не только в сравнении с PHEV-гибридами, но и с автомобилями с ДВС.

Что касается Wey 05, то он хоть и имеет чуть более простую PHEV-архитектуру, всё равно обладает рядом преимуществ перед автомобилями с ДВС. В частности, это и экономичность, и хорошая управляемость за счёт низкого уровня тяжести (батарея внизу).

А Pandora тут причём?

Технический семинар по гибридным технологиям и электромобильности GWM New Energy Academy стартовал со спешного изучения площадки завода, после которой в голове быстро исчезло стереотипное восприятие Pandora, как исключительно производителя автосигнализаций.

Будем откровенны — немногие знают, что в ассортименте Pandora есть свыше 40 видов зарядных станций, а ещё компания занимается производством уличных (промышленных) светильников, которые позволяет водителям не уставать за рулём. Вот и я не знала.

Но так как основной целью нашей поездки было всё же образовательное мероприятие по электромобильности, то мы решили по его итогам сделать некий свод рекомендаций.

Этот текст будет полезен начинающему пользователю, который недавно приобрёл гибрид или электрокар или только хочет стать владельцем машины на новой энергии.

Согласно статистике Минэкономразвития за 2024 год, в России зарегистрировано 52 тысячи электромобилей и этот тренд только набирает свои обороты.

С электричеством чуть сложнее, чем с бензином

Зачастую все современные электромобили и подзаряжаемые гибриды имеют по два разъема для разных типов зарядки. Всё зависит от того, на какую станцию вы планируете приехать: с переменным (для упрощения назовём её «обывательской») или постоянным током («быстрая»).

Оба разъёма в машине имеют соответствующую маркировку:

  • AC — для переменного тока;
  • DC — для постоянного тока.

Но чтобы начать зарядку, водителю нужно знать ещё и тип разъёма, чтобы найти поблизости подходящую станцию. А ещё желательно быть в курсе, какую мощность зарядки может «съесть» авто, чтобы подобрать такую ЭЗС, на которой зарядка произойдёт быстрее всего. Это вам не выбор между 92-м и 95-м бензином — тут всё несколько сложнее. А ещё есть переходники всякие...

Во время технического семинара исполнительный директор Pandora Олег Тихонов рассказал о том, какие бывают зарядные станции, какие есть самые популярные стандарты зарядки, как проходит процесс заряда автомобиля и что производители ЭЗС и автомобилей делают для того, чтобы процесс использования был успешный, комфортный и безопасный, как для автовладельца, так и для автомобиля.

Одним из критериев, который необходимо понимать автомобилисту, является то, что на станциях постоянного тока ЭЗС подключается напрямую к высоковольтной батарее внутри автомобиля, а станция переменного тока подключается не к батарее, а к встроенному бортовому зарядному устройству.

«Поэтому здесь нужно учитывать, что если вы взяли 20-киловаттную зарядную станцию постоянного тока – то она будет заряжать машину всеми 20кВт, а здесь (в переменном токе) мощность будет ограничена, как правило, мощностью бортового зарядного устройства», — пояснил Тихонов.

По его словам, на российском рынке сейчас превалируют китайские машины с разъёмами для постоянного тока GB/T (DC) и европейские с CCS Combo (1\2):

Что касается стандартов для переменного тока, то самыми популярными на российском рынке являются GB/T (AC) и Type 2:

«Рукопожатие» и другие этапы зарядки

Сам процесс зарядки в Pandora сравнивают с полётом на самолете, где каждый этап вроде предполётной подготовки, взлёта и посадки состоит из множества подэтапов с большим количеством нюансов.

Например, при зарядке на станции постоянного тока происходит следующий алгоритм, часть которого не видна обычному пользователю:

  1. Подключение кабеля.
  2. Инициализация («режим рукопожатия», он же handshake), во время которого автомобиль и станция обмениваются данными о типах поддерживаемых зарядных протоколов, лимитах напряжения и мощности.
  3. Автоматизированная проверка кабеля, во время которой высоковольтная система проверяется на целостность изоляции и отсутствия пробоев.
  4. Предзаряд, во время которого автомобиль проверяет зарядную станцию на точность выдаваемого напряжения.
  5. Непосредственно зарядка.

Именно из-за сложности такого алгоритма эксперты компании призывают использовать проверенного поставщика зарядной станции, который точно отработал и внедрил систему работы протоколов безопасности.

На примере одной из станций компании «пандоровцы» рассказали, как в базовом варианте работают их станции при неисправностях. Например, если произошел перегрев пистолета, максимальное время реакции станции составляет 9 секунд, а при выдёргивании пистолета или при перенапряжении реакция поступит уже через 0,01 секунду.

Все эти протоколы направлены в первую очередь на сбережение жизни человека, а затем уже на сбережение автомобиля.

В конце семинара компания ещё раз напомнила о том, что в зарядной инфраструктуре неимоверно важна тема безопасности, особенно во время установки домашней ЭЗС. Потому что нередко эксперименты автовладельцев начинаются с базовой домашней розетки, которая, конечно же, рано или поздно сгорает. Ведь в неё до этого не ставили «параллельно два чайника, которые кипят восемь часов подряд».

Как минимум, чтобы бытовая розетка не так быстро вышла из строя, её необходимо установить с керамическим профилем, но идеальным вариантом для дома всё-таки станет профессиональная ЭЗС переменного тока на отдельной силовой линии.