В ЦБ активно разрабатывают решение проблемы с ложными блокировками карт
Банк России заявил, что работает над решением проблемы ложных блокировок банковских карт, с которыми в последние месяцы столкнулись тысячи россиян.
В сообщении регулятора в Telegram говорится, что детали инициативы будут раскрыты позже, но речь идёт о «побочных эффектах борьбы с дропперами» — лицами, использующими счета и карты для обналичивания украденных денег.
- По словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, регулятор фиксирует резкий рост жалоб на необоснованные блокировки переводов и карт. Сейчас под ограничения часто попадают добросовестные клиенты, чьи операции система ошибочно считает подозрительными.
- С августа ЦБ расширил перечень критериев, по которым операции могут быть признаны подозрительными, — теперь их девять. Среди них: нетипичная сумма или время перевода, необычное местоположение банкомата, повышенная активность звонков или СМС, а также перевод на сумму свыше 200 тысяч рублей. Выявление хотя бы одного признака часто приводит к автоматической блокировке карты.
Эксперты называют проблему системной, отмечает «Ъ». По словам директора технического департамента RTM Group Фёдора Музалевского, рост ложных срабатываний связан с ужесточением контроля и введением нормы о возврате средств жертвам мошенников. После этого банки начали чаще блокировать переводы «на всякий случай».
У банков в принципе нет механизмов по оперативной разблокировке. Сейчас они уже начали появляться, по крайней мере, это возможно в том случае, если человек по телефону позвонил в финансовую организацию, попросил заблокировать карту, и в течение короткого времени он же звонит, называет кодовое слово и просит разблокировать, то есть техническая такая возможность есть. Осталось проработать ее процедурно».
- Отмечается, что сейчас в «базе дроппов» находится свыше миллиона человек, и выйти из неё крайне сложно. Как пояснил начальник управления по противодействию мошенничеству одного из крупных банков Николай Пятиизбянцев, ЦБ не имеет правовых оснований самостоятельно исключать людей из этого списка — он лишь запрашивает информацию у банков, которые инициировали включение.
- Ключевая проблема заключается в том, что даже нет процедуры, чтобы проверить, насколько обосновано заявление клиента. Часто в базу попадают компании или частные лица из-за ошибочных или необоснованных жалоб.
Среди возможных решений эксперты называют временное внесение в «чёрный список» — например, на определённый срок, после которого данные автоматически удаляются, если не выявлены нарушения. Также обсуждается вовлечение МВД в процесс подтверждения оснований для блокировок.