Банки потребовали запретить скидки на маркетплейсах

Главы крупнейших российских банков — Сбера, ВТБ, Т-банка, Альфа-банка и Совкомбанка — направили спикеру Госдумы Вячеславу Володину письмо с предложением запретить маркетплейсам инвестировать в снижение цен. Об этом сообщает РБК.

Банки хотят запретить операторам торговых платформ вкладывать средства в снижение цен товаров. Запрет должен распространиться как на прямые скидки и акции, так и на косвенные формы финансирования — бонусные программы, возвраты и маркетинговые субсидии.

Исключение предлагается сделать только для собственных товаров маркетплейсов и социально значимых категорий, при этом скидки не должны зависеть от выбора платёжного средства или банка-эмитента карты.

Главы банков ссылаются на мировой опыт и необходимость сдерживания антиконкурентных практик. В качестве примера они приводят регламенты Евросоюза, которые устанавливают прямые ограничения на антиконкурентные субсидии и ценовые манипуляции со стороны «системно значимых платформ».

Ещё 28 октября глава Банка России Эльвира Набиуллина назвала скрытой формой конкурентной борьбы и несправедливыми скидки, которые маркетплейсы дают при оплате картами их банков. Тогда Wildberries и Ozon уже заявляли о готовности к диалогу по этому вопросу.

Однако теперь маркетплейсы резко выступили против инициативы банков. В РВБ (объединённая компания Wildberries и Russ) заявили, что цель крупных банков — «нерыночным путём ограничить развитие банков маркетплейсов и самих платформ». По оценкам компании, запрет скидок вызовет рост цен товаров на 15–20%, что ударит по более чем 80 млн пользователей.

Маркетплейсы указали на главное противоречие: предложение запретить скидки направили крупнейшие банки, которые сами активно развивают цифровые платформы и экосистемы с собственными программами лояльности.

В Ozon отметили, что использование скидок, бонусов и программ лояльности — «излюбленный инструмент банков, который они эксплуатируют крайне активно». В компаниях подчеркнули, что регулирование должно быть справедливым и распространяться на все отрасли, иначе создадутся условия для регуляторного арбитража.

«Яндекс Маркет» занял более сдержанную позицию и заявил о готовности к диалогу с регулятором. Маркетплейс подчеркнул необходимость найти сбалансированный подход, который поддержит развитие торговли в интересах покупателей и продавцов, но не приведёт к ограничению конкуренции.