Прокатились на российском электромобиле Атом: первые впечатления от PSC
Команда Атома, наконец, позволила журналистам сесть за руль своего детища, которое находится в практически финальном исполнении. «Код Дурова» не мог упустить такую возможность и поучаствовал в мини тест-драйве.
Если вы никогда не следили за созданием автомобилей, то наверняка не знаете, что такое PSC. Объясняю: PSC — это Pre-Production Series Car или, по-русски, предсерийный прототип. Такие автомобили собраны вне конвейерной линии и по несерийному технологическому процессу, однако их дизайн на 95% соответствует будущей серийной версии.
PSC используются для физических испытаний в лабораториях, на полигонах и дорогах общего пользования, а также проходят калибровку систем и настройку программного обеспечения.
Важно: часть интерьера, световой оптики, уплотнителей и некоторых других элементов на данном этапе являются прототипными.
Именно на такой версии электромобиля нам удалось прокатиться по картинговой трассе ЦТВС «Москва».
Краткие впечатления от Атома «живьём»
К сожалению, знакомство с электромобилем было недолгим — три коротких круга: один с инструктором, два — за рулём.
Первое, к чему приковывается взгляд любого водителя – уникальные распашные двери, о которых неоднократно шла речь в медиа. Их необычный дизайн и оригинальный алгоритм открытия точно станут тем, к чему пользователи будут привыкать в первое время владения электрокаром и в качестве пассажира такси. Но эта особенность отлично дополняет довольно лаконичный интерьер автомобиля. Двери, к слову, оснащены электроприводом и открываются сами.
Ещё одно необычное решение, к которому нужно будет привыкнуть — вынесенные на переднюю панель кнопки переключения «передач». Под ними — две площадки для беспроводной зарядки смартфона, два порта USB-C для проводной и... всё.
Остальное управление замкнуто на голосовом ассистенте (который в прототипе пока недоступен), а также кнопках и экране, расположенных на руле.
В Атоме именно руль выступает центром управления всей машиной. При этом лаконичность прослеживается во всем. Например, вы не найдёте лишних рычагов и кнопок даже на сиденьях — всё управляется через этот дисплей в сочетании с физическими кнопками на рулевом колесе.
Таким образом я и отрегулировала сиденье перед поездкой — выбрала нужный пункт на дисплее, а потом кнопками на руле настроила его под себя. Посадка, к слову, вполне комфортная. В пути смотреть на дисплей нет необходимости — вся необходимая информация отображается на проекции.
С точки зрения вождения Атом показался действительно комфортным и приёмистым городским электромобилем с соответствующим электрокару мгновенным откликом на педаль газа. А вот тормоз показался резковатым, но этот аспект пока ещё находится в стадии настройки.
Багажник небольшой, с семейным кроссовером не сравнить. Но для компактного городского электромобиля этого, наверное, достаточно. Пара небольших чемоданов и рюкзак влезают.
Подробнее об этих и других аспектах расскажем, когда удастся выехать на Атоме в городские условия.
Небольшая ретроспектива
С 2021 года Атом прошёл множество стадий и вышел на финишную прямую в 2025 году. За это время общественности были представлены разные вариации электромобиля, которые дорабатываются и по сей день.
В 2023 году публике был представлен демонстрационный образец — шоукар, презентующий дизайн Атома. Затем был создан «цифровой двойник», который был нацелен на проверку работоспособности высоковольтной и низковольтной систем, подвески и других элементов электромобиля до создания его реальных прототипов.
После чего за год команда Атома создала первую российскую серийную платформу для электромобилей. Она играет ключевую роль в обеспечении безопасности, надёжности и комфорта автомобиля. Главная особенность этой платформы — модульная конструкция, позволяющая модифицировать её в зависимости от задач: менять габариты, устанавливать полный привод и корректировать технические характеристики.
Для калибровки и тестирования платформы на неё были установлены адаптированные кузова от серийных автомобилей, схожих по габаритам. Получившийся автомобиль-агрегатоноситель (мул) команда использовала для ходовых испытаний.
«Всего для проведения тестов было построено 13 функциональных прототипов. С их помощью была проверена работа шасси, органов рулевого управления, систем торможения, термостатирования, ADAS 2.0+ и других функций», — рассказали нам в команде Атома.
Следующим этапом стал эргономический макет «Берёзка», так его назвали из-за основания, которое было создано из дерева, но в процессе макет начал обрастать пластиком и композитными материалами. С помощью макета тестировалась эргономика, интерьер, навесные элементы и электронные блоки будущего электромобиля, которые формируют его функциональность и пользовательский опыт.
Помимо «физических» прототипов вся разработка тестировалась на автоматизированном испытательном стенде электронных компонентов — HIL (Hardware In the Loop).
Помимо PSC, в Атоме собрали уже несколько верификационных электромобилей серии VC (Verification Car). Они проходят предусмотренные для этого этапа тесты. В частности, проверяется соответствие всех компонентов требованиям конструкции, работоспособность систем в комплексе, готовность сборочного процесса к масштабированию, а также соответствие нормативам безопасности и другим требованиям.
VC-прототипы отличаются от предыдущих тем, что в их сборке используется больше целевых элементов, которые в дальнейшем пойдут в серийное производство, а сама сборка осуществляется по заводскому технологическому процессу. Кроме того, сварка и покраска кузова выполняются на том же оборудовании, где позже будет происходить конвейерная сборка.
Что дальше?
Следующим этапом станет сборка серии автомобилей PT (Process Trail). Она понадобится для проверки сборочных операций на всех участках, обучения персонала производственной линии, отработки логистики, проверки работоспособности производственного оборудования и устранения узких мест перед массовым производством.
А затем последует массовое производство, которое в Атоме рассчитывают начать уже в этом году. Похоже, ждать осталось недолго.