31 октября 2024

eur = 105.22 -0.22 (-0.21 %)

btc = 72 213.00$ 277.06 (0.39 %)

eth = 2 635.78$ -22.49 (-0.85 %)

ton = 4.93$ -0.06 (-1.14 %)

usd = 97.05 -0.27 (-0.28 %)

eur = 105.22 -0.22 (-0.21 %)

btc = 72 213.00$ 277.06 (0.39 %)

Форум

Курсы или вуз: нужно ли айтишнику высшее образование

5 минут на чтение
Курсы или вуз: нужно ли айтишнику высшее образование

Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»

В середине нулевых широкую популярность приобрели профессии экономиста и юриста. Образование в этих сферах хотел получить едва ли не каждый второй будущий студент. Сегодня отраслью, в которой хочет работать подавляющее большинство молодых и не очень людей, является IT. Невероятно, но факт — на айтишников переучиваются даже те, кто когда-то получил экономическое образование. Однако для того чтобы стать программистом необязательно учиться в высшем учебном заведении. Или обязательно?

Чтобы понять, насколько важно в профессии айтишника наличие высшего образования, мы поговорили со старшим специалистом по разработке ИТ-компании iFellow Марией Фирюлиной, а у руководителя отдела по подбору персонала Полины Кондаковой узнали, на что влияют дипломы и сертификаты и можно ли без них получить «оффер».

Что дает аспирантура?

Мария окончила не только вуз и профильные курсы, но и аспирантуру Воронежского государственного университета. На вопрос, зачем программистам кандидатская диссертация и прочий «академизм», короткого ответа у нее нет, ведь, в первую очередь, это саморазвитие, и каждый решает для себя, нужно ему повышать свои компетенции или нет. Наша собеседница свое желание пройти все ступени высшего образования объясняет так:

Когда я только поступила, то не думала, что буду писать код — мне нравилась математика. Но после третьего курса добавились новые предметы, началось углубление в программирование, и я увидела, как это интересно. В конце четвертого курса была производственная практика — ИТ-отрасль понравилась мне еще больше, поэтому я поступила в магистратуру и устроилась junior-разработчиком. Задумываться о продолжении обучения я стала благодаря научному руководителю, с которой я со второго курса бакалавриата. Мы постоянно готовили научные статьи, участвовали в конференциях, подавали заявки на грант и, кстати, выиграли один — от РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований). Мне эта активность нравилась, плюс мы работали над большим исследованием — разрабатывали приложение для врачей, так что было куда двигаться дальше. При этом я совмещаю работу в iFellow c преподаванием в университете, то есть с радаров учебного заведения не пропадаю.

Одним из главных препятствий, которые могут заставить охотника за знаниями свернуть с образовательного пути, как правило, является сложность совмещения учебного процесса и работы. Но, как говорит Мария, совмещать вполне реально. Это вопрос трудолюбия, усидчивости и  самоорганизованности.

Магистратура в этом плане труднее, поскольку там больше пар. А вот в аспирантуре обучение устроено немного по-другому: в течение первых двух лет группа изучает английский язык и философию, затем — педагогику и психологию. Все остальные предметы дистанционные: ты изучаешь материал, приходишь в конце с курсовой, рефератом — все преподаватели понимают, что в аспирантуре взрослые люди, которые работают, у многих из них семьи. Отличие аспирантуры от бакалавриата или магистратуры в том, что здесь ты выбираешь тему и полностью в нее погружаешься. В моем случае это были нейронные сети и машинное обучение, язык программирования Python.

В аспирантуре, по словам Марии, она научилась преподносить материал аудитории (soft skills) и получила опыт реального внедрения продукта. Большой плюс аспирантуры еще и в том, что необходимо заниматься преподавательской деятельностью, в ходе которой можно присмотреть кандидатов для работы в компании. Мария, например, благодаря преподаванию находила специалистов для производственной практики в iFellow с возможностью в будущем и вовсе трудоустроить их в компанию на «постоянку».

Нужно ли программистам (айтишникам) высшее образование?

По мнению Марии, да (тут мы с ней согласны). По крайней мере, бакалавриат точно нужно окончить, ведь когда есть база, минимальные знания, человеку легче адаптироваться, он обучен основам программирования, методам и алгоритмам. А если в работе появляется новый проект, где несколько иной язык, окончившему высшее учебное заведение специалисту достаточно изучить синтаксис, так как основа уже есть.

Мы в самом начале анонсировали, что спросим об этом еще и специалиста по кадрам, который, как правило, принимает решение о трудоустройстве. Так вот руководитель отдела по подбору персонала iFellow Полина Кондакова рассуждает так:

Здесь все зависит от задач, которые ставит перед собой человек: если он хочет развиваться в карьере до team lead, то такое академическое обучение ему точно поможет, как минимум — в коммуникации и управлении людьми (те самые soft skills). Аспирантура предусматривает преподавание и обучение студентов, и это можно сопоставить с необходимым обучением и привлечением junior-сотрудников в свою команду. Но в любом случае всегда важен практический опыт — какие и какого уровня проекты человек реализовывал самостоятельно либо в команде, с какими кейсами и задачами ему приходилось сталкиваться и как он выходил из сложных ситуаций.

К слову о практическом опыте. Мнение о том, что программа «вышки» отстает от реальной практики, довольно расхожее. При этом курсов может быть достаточно, чтобы начать работать на junior-позиции. Мария частично этот тезис подтверждает, но, как человек, прошедший почти все ступени высшего образования, поясняет, что обучение в вузе — это, в первую очередь, про способность искать новые инструменты для получения знаний.

Да, институтские программы отстают. В университете мне не преподавали PL/pgSQL, который я использовала на своей первой работе. Но мне читали базы данных, я знала, что такое нормальная форма, первичный ключ и т.д. И тут мне помогли курсы: когда я открыла сайт HH и почитала требования, я поняла, что недотягиваю, и месяца полтора занималась, читала дома и разрабатывала что-то более простое. Но у меня была теоретическая база, которую я дополнила курсами, и затем смогла пройти собеседование.

Нужно отдавать себе отчет, что курсы имеют весьма узкую направленность, то есть если и дальше человек планирует идти только по этой линии, ему навыков хватит, но для расширения своих возможностей – нет. В университете тебя учат находить информацию, выбирать из огромного объема нужное, быть коммуникабельным, декомпозировать сложные задачи на более простые, правильно ставить цели и задачи. И вот по этим «фильтрам», пожалуй, можно отличить человека, у которого в бэкграунде высшее образование — как он находит информацию, как справляется с задачами.

Так что же с «оффером»? Можно ли его получить, не имея высшего образования? Короткий ответ — да. Но более подробно об этом говорит Полина:

Безусловно, без высшего образования можно получить «оффер», и зачастую его и получают. Но тут нужно разобраться: если мы говорим о кандидатах уровня junior без «вышки» и после курсов, то им нужно будет сильно постараться, чтобы получить предложение о работе, поскольку им сильно не хватает практики, пусть даже на каких-то pet-проектах (проект, который человек реализует в свободное время, занимается им из интереса и с удовольствием). Junior-кандидаты с техническим высшим образованием рассматриваются гораздо охотнее — эти люди около пяти лет погружались в необходимую базу и точно вели разнообразные проекты во время обучения в институте. Такой сотрудник легче и быстрее перенимает практические навыки у более опытных коллег. Но все же высшее образование — неосновной фильтр: в первую очередь мы смотрим на то, что кандидат делал «руками», то есть на его практический опыт, и уже потом — на образование.

Резюмируя все, что мы рассказали выше, надо отметить два основных тезиса:

1. Для работы программистом высшее образование не обязательно, но оно явно будет очень хорошим подспорьем, если амбиции выходят за пределы рядового сотрудника ИТ-подразделения.

2. Аспирантура и другие ступени послевузовского образования будут крайне полезны для развития коммуникационных навыков и управления людьми. Более того, аспирантура обязывает человека вести преподавательскую деятельность, а это, в свою очередь, может помочь найти среди студентов толковых ребят в компанию, где вы работаете или, например, в стартап, который хотите организовать.

Учиться или не учиться — выбор за вами!

Сейчас читают

Картина дня

30 октября, 2024
30 октября, 20243 минуты на чтение
Фото Макс Варламов
Макс Варламов
3 минуты на чтение
[ Новости ]
[ Статьи ]
Личный опыт работы
Блоги 284